Косоглазие в соединении с близорукостью и дальнозоркостью
консультация по теме

Баранова Светлана Витальевна

Близорукому ребёнку, чтобы видеть вблизи, не нужны приспо­собления, автоматически поворачивающие глазное яблоко к носу. Поэтому мышцы, поворачивающие глазное яблоко внутрь, атро­фируются, и при этом преобладает воздействие более сильных от природы мышц, поворачивающих глазное яблоко в сторону от переносицы. Часто именно это является причиной «расходя­щегося» косоглазия.

         Ребёнок, страдающий дальнозоркостью, напротив, смотря на отдалённые предметы, поддаётся соблазну направить взгляд внутрь, что может привести потом к длительному косоглазию, при ко­тором глаза направлены к переносице.

         Если один глаз явно сла­бее другого, то в большинстве случаев нагрузка падает на более сильный глаз. Муску­латура недостаточно задей­ствованного слабого глаза продолжает слабеть. Необходи­мо, чтобы здоровый глаз нахо­дился в спокойном состоянии. Для этого используется повяз­ка или специальное приспо­собление, чтобы сетчатка мог­ла нормально развиваться.

         Чем быстрее наступит это спокойное состояние, тем лучше будет развиваться зрительная способность слабого глаза. Не­пременно следуйте указаниям окулиста, даже если ребёнок бу­дет сопротивляться. Часто лечение с помощью повязки (или другого приспособления) вызывает значительное ухудшение зре­ния, так как раньше всю работу выполнял сильный глаз. Поэто­му окружите своего малыша особенной любовью и заботой, постарайтесь объяснить ему, если это позволяет возраст, поче­му необходимо лечиться.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Косоглазие в соединении с близорукостью и дальнозоркостью

        Близорукому ребёнку, чтобы видеть вблизи, не нужны приспособления, автоматически поворачивающие глазное яблоко к носу. Поэтому мышцы, поворачивающие глазное яблоко внутрь, атрофируются, и при этом преобладает воздействие более сильных от природы мышц, поворачивающих глазное яблоко в сторону от переносицы. Часто именно это является причиной «расходящегося» косоглазия.

        Ребёнок, страдающий дальнозоркостью, напротив, смотря на отдалённые предметы, поддаётся соблазну направить взгляд внутрь, что может привести потом к длительному косоглазию, при котором глаза направлены к переносице.

        Если один глаз явно слабее другого, то в большинстве случаев нагрузка падает на более сильный глаз. Мускулатура недостаточно задействованного слабого глаза продолжает слабеть. Необходимо, чтобы здоровый глаз находился в спокойном состоянии. Для этого используется повязка или специальное приспособление, чтобы сетчатка могла нормально развиваться.

        Чем быстрее наступит это спокойное состояние, тем лучше будет развиваться зрительная способность слабого глаза. Непременно следуйте указаниям окулиста, даже если ребёнок будет сопротивляться. Часто лечение с помощью повязки (или другого приспособления) вызывает значительное ухудшение зрения, так как раньше всю работу выполнял сильный глаз. Поэтому окружите своего малыша особенной любовью и заботой, постарайтесь объяснить ему, если это позволяет возраст, почему необходимо лечиться.

        Упражнения «Ворота из пальцев» и с «Ниткой жемчуга» способствуют развитию согласованного функционирования обоих глаз; они особенно важны при близорукости, дальнозоркости и косоглазии. Благодаря тому, что во время этих упражнений оба глаза «вынуждены» работать правильно и находиться в нужном положении, улучшается координация их работы и укрепляется мускулатура.

Упражнение  «Ворота из пальцев».

        Это упражнение Вы можете делать везде и без всяких подручных средств, оно является хорошей подготовкой к упражнению с «Ниткой жемчуга».

        Держите кисти обеих рук так, чтобы только указательные пальцы стояли вертикально. Теперь поставьте правый палец точно посередине между глазами на расстояние от 10 до 15см от них. Выпрямите левую руку до конца и поставьте указательный палец левой руки точно позади правого.

        Теперь посмотрите точно на левый палец, который находится дальше. Вы можете убедиться, что Ваш правый палец образует «ворота», в середине которых виден левый палец.

        Это значит, Вы видите правый (ближний) палец дважды, а левый только один раз.

        Затем посмотрите точно на правый (ближний) палец, и Вы заметите, что находящийся позади левый палец образует «ворота».

        Дышите медленно и переведите взгляд несколько раз с одного  пальца  на другой. При выдохе смотрите на удалённый палец, а при вдохе на ближний. Следите за тем, чтобы другой палец каждый раз появлялся в середине «ворот».

Совет на каждый день. Если Вы уже немного потренировались, то можете делать упражнение только с одним пальцем и рассматривать через ворота из пальцев различные более отдалённые предметы. Попытайтесь, например, однажды рассмотреть все прямые линии Вашей комнаты сквозь эти ворота.

Упражнение  «Нитка жемчуга»

        «Нитку жемчуга Вы можешь смастерить сами. Для этого понадобится тонкий шнурок длиной около метра и несколько разноцветных бусинок, которые не должны быть слишком маленькими. Следует нанизать бусинки на шнурок таким образом чтобы между ними были промежутки длиной от 10 до 15см.  Можете выполнять это упражнение вместе с папой или мамой, или с другим ребёнком. Каждый участник держит один конец шнурка точно перед кончиком носа.. Теперь можно начинать.

        Если Вы направите свой взгляд сначала на самую удалённую бусинку, Вы увидите, что шнур и все другие бусинки двоятся в глазах. Это совершенно нормально, потому что у нас два глаза, и мы легко и отчётливо видим только тот предмет, на который направлены наши глаза и наше внимание. Всё, что находится перед этим предметом или позади него, отражается на сетчатке нечётко и двоится.

        Теперь посмотрите на ближайшую бусинку и проследи за тем, чтобы оба глаза точно смотрели на неё. Тогда Вам покажется, что шнурок возле бусинки перекрещивается и раздваивается.

        Если это сразу не получится, несколько раз «проведите» взглядом вперёд-назад по шнурку и снова посмотрите точно на бусинку, пока шнурок там не скрестится.

        Можете призвать на помощь своё дыхание. Глубоко вдыхайте и выдыхатей и с каждым вдохом окидывайте взглядом очередную бусинку.

        Это упражнение очень утомительно для Ваших глаз, но, несмотря на это, оно должно Вам понравиться. Упражняйтесь не слишком долго и потом не забудьте сделать продолжительное упражнение на расслабление.

Постарайтесь запомнить. Если Вы повесите нитку с бусинками в ванной, то можете каждый раз, утром и вечером перед тем, как почистить зубы, совершать «прогулку» глазами вдоль шнура с бусинками, а затем во время чистки зубов закрыть глаза и расслабиться. Так легче достигнуть регулярности в упражнении.

Что нужно знать родителям и воспитателям

        Упражнения «Ворота из пальцев» и «Нитка жемчуга» служат бинокулярному зрительному восприятию, или совместному действию, обоих глаз и очень важны при близорукости, дальнозоркости и косоглазии.

        Близорукие дети, для того чтобы смотреть на что-то вблизи, не нуждаются в приспособлениях, с которыми автоматически связано движение глазного яблока внутрь (пронация). Вследствие этого мышцы, двигающие глазное яблоко внутрь, к переносице, не тренируются и находятся в слабой позиции по сравнению с сильными от природы мышцами, двигающими глазное яблоко в сторону от переносицы. В дальнейшем это часто приводит к «наружному» (расходящемуся) косоглазию.

        Дальнозоркий ребёнок, напротив, уже при взгляде на отдалённые предметы поддаётся соблазну направить взгляд внутрь, к переносице, что может потом также привести к косоглазию.

        Когда острота зрения одного глаза явно слабее, в большинстве случаев более сильный глаз берёт работу на себя. Не только мускулатура, но и общая функция более слабого глаза продолжает слабеть. Благодаря необходимости смотреть обоими глазами при выполнении этих двух упражнений и «вынужденному» правильному положению и управлению обоими глазами, улучшается способность бинокулярного зрительного восприятия глаз, а также укрепляется мускулатура.

        Поэтому лучше всего упражняться ежедневно и несколько раз в день!

Напряжение и расслабление глаз

        Так же, как за вздохом должен следовать выдох, после напряжения мускулы должны расслабляться, иначе они перенапрягаются или их сводит судорога. Это относится и к мышцам глаз. Если имеется какой-либо дефект зрения, то мускулы особенно подвержены перенапряжению. Приучите ребёнка к тому, чтобы он регулярно давал глазам отдых после каждой нагрузки, будь то гимнастика или чтение, просмотр телевизора или выполнение домашнего задания.

        Смотря на что-либо, мы расходуем так называемый «зрительный пурпур», который восстанавливается только в полной темноте. Наряду с расслаблением это упражнение восстанавливает зрительную способность, прежде всего — способность воспринимать цвета.

Упражнение  «Расслабление глаз»

        Сразу после того, как Вы сделали несколько упражнений, таких, например, как «Ворота из пальцев» или «Нитка жемчуга», требующих напряжения глазных мышц, глазам необходимо отдохнуть. Точно так же, как бегун после стометрового забега ложится на траву и отдыхает.

        Сядьте на стул у стола или на пол, скрестив ноги. Важно, чтобы Вам  действительно было удобно сидеть.

        Соедините ладони перед грудью так, чтобы кончики пальцев были направлены вверх, и теперь сильно потрите ладони друг о друга, пока они не станут совсем тёплыми.

        Теперь положите правую ладонь чуть наклонно на правый глаз, а левую ладонь на левый глаз так, чтобы пальцы обеих рук скрещивались на лбу. Ладони прикрывают глаза лодочкой, чтобы была возможность спокойно моргать, но свет ни в коем случае не должен проникать в глаза!

        Обопритесь локтями на стол или на колени (если Вы сидите на полу). Следите за тем, чтобы Вам по-прежнему было удобно, а затылок был полностью расслаблен.

        Теперь, когда Ваши глаза ощущают тепло ладоней, пошлите им ещё и свою улыбку и почувствуйте, как они при этом расслабляются.

        Внимательно следите за своим дыханием, пусть оно будет свободным и непринужденным, и представьте себе, что с каждым вдохом Ваши глаза впитывают тепло и покой, а с каждым выдохом сбрасывают напряжение.

        Если хотите, можете считать, сколько раз Вы вдохнули и выдохнули, а когда закончите упражнение и отнимете ладони от глаз, некоторое время подержите глаза закрытыми. Пусть свет проникает в них через закрытые веки, и только затем, часто моргая, откройте глаза. Сразу же после этого, подобно кошке, потянитесь, выпрямитесь и зевните.

        Теперь внимательно посмотрите вокруг. Быть может, сейчас Вы видите  ярче и чётче, чем прежде!

Что нужно знать родителям и воспитателям

        Точно так же, как за каждым вдохом следует выдох, так и после каждого напряжения любой мышцы должно следовать её расслабление, иначе могут возникнуть судороги. Это относится и к мускулатуре глаз. В процессе зрения человек расходует так называемый «зрительный пурпур», который может восстанавливаться только в полной темноте. Следовательно, с помощью упражнений наряду с расслаблением возобновляется острота зрения и, прежде всего, в восприятии цвета.

Эмоциональное напряжение и его воздействие на глаза

        Глаза — самые подвижные и чувствительные органы. На любое внешнее воздействие мы непосредственно реагируем, моргая глазами или закрывая веки, наши зрачки при этом сужаются или расширяются, меняется положение мышц, в результате чего глазное яблоко и хрусталик также подвергаются этому воздействию.

        О настроении человека и его внутреннем состоянии можно узнать по выражению глаз. Как известно, они — зеркало души. Глаза говорят о том, какие эмоции испытывает человек — радость, счастье, печаль или же страх, ярость и гнев. Взгляд может быть нежным, преисполненным любви, но также он может быть и злым, ненавидящим. Когда у человека меняется настроение, изменяется и его мышечный тонус в целом, и об этих переменах можно узнать по глазам. А значит, нет ничего странного в том, что чувство страха или необходимость постоянно добиваться успехов отражается на зрении ребёнка и приводит к его нарушениям. Эти нарушения, особенно близорукость, часто появляются накануне важных изменений в жизни ребёнка или после них, например, при перемене места жительства или школы, при разлуке с родителями. Даже если страх ребёнка кажется вам непонятным, очень важно относиться к этому серьёзно, терпеливо и стараться сделать всё, чтобы малыш избавился от него. Некоторые упражнения, описанные здесь, помогут ребёнку побороть страх, снять психологическую блокаду и вновь обрести способность действовать.

Дальнозоркость (пресбиопия).

        Отвердение хрусталика глаза, начиная с самого ядра, — естественный процесс старения, который можно замедлить с помощью тренировки. Цилиарный мускул — это мускул, действующий «парадоксальным» способом. При напряжении он вытягивается и дополнительно «закругляет» хрусталик так, что лучи света при близком рассмотрении сильнее фокусируются  и  на сетчатке возникает чёткая картина. Но даже в преклонном возрасте (старше 60 лет) снова можно научиться читать без очков благодаря регулярным тренировкам.

        Упражнение «Звёздочка» способствует, прежде всего, подвижности хрусталика, так как во время этого упражнения человек попеременно рассматривает предметы, находящиеся то вблизи, то вдали. Пожалуйста, не забудьте о фазе расслабления! Кроме того, для детей это хорошая тренировка глазных мышц. Начните упражняться как можно раньше... Это упражнение получается у детей особенно хорошо, когда они могут показать его взрослым (родителям или дедушке с бабушкой). Желаю от души повеселиться вместе.

Упражнение «Звёздочка»

        Нарисуйте папе (или самим себе) на ладони шариковой ручкой хорошо видимую небольшую звёздочку из трёх линий, пересекающихся в одной точке. Попробуйте сначала сами сделать это упражнение, чтобы затем понятно его объяснить ребёнку.

        

        Сядьте на стул или лягте на спину и расслабьтесь.

        Закройте правой ладонью левый глаз таким образом, чтобы он мог свободно открываться и закрываться при выполнении упражнения.

Подведите свободную левую ладонь к глазу на расстояние приблизительно  10 см и посмотрите точно в центр звёздочки. (Взрослым, страдающим дальнозоркостью, она будет видна нечётко.)

        Медленно отводите ладонь от глаза, всё время смотря точно на звёздочку, до тех пор, пока она полностью не исчезнет из поля зрения.

        Повторите это упражнение от пяти до десяти раз, затем положите левую руку на правый глаз и упражняйтесь, сколько захотите.

        После этого дайте отдохнуть закрытым глазам вдвое дольше того времени, которое требуется при «.Упражнении на расслабление»

Что нужно знать родителям и воспитателям

        Это упражнение, прежде всего, стимулирует подвижность хрусталика благодаря тому, что человек пристально смотрит попеременно то на близкие, то на отдалённые предметы.

        Отвердение хрусталика — естественный возрастной процесс, который можно затормозить с помощью тренировки. Цилиарная мышца функционирует «парадоксальным» образом. При напряжении она удлиняется и дополнительно «округляет» хрусталик так, что лучи света, если глядеть с близкого расстояния, фокусируются сильнее, и на сетчатке возникает чёткое изображение. Даже в преклонном возрасте (за 60 лет), прилежно упражняясь, можно снова читать без очков. Пожалуйста, не забывайте об упражнении для отдыха! Желаю хорошо повеселиться! Это упражнение также хорошо тренирует глазные мышцы и у детей. И здесь уместна пословица: «Дело мастера боится».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Линия Соединения"

материалы, отражающие участие в международном проекте "Линия Соединения"...

Подвижные игры на соединение речи с движениями

Подвижные игры в работе, могут быть полезны в усвоении учебного материала. С помощью таких игр развивается слуховое внимание, общая моторика, координация движений, также улучшается эмоциональныйц фон ...

Пластилинография, как нетрадиционный способ соединения лепки и рисования

                     Использование техник, методов и приёмов в работе с дошкольниками Пластилинография в чистом виде доступна для детей ср...

Упражнения глаз при дальнозоркости

Упражнения глаз при дальнозоркости...