Главные вкладки

    Гиперактивный ребенок в семье.
    статья по теме

    Плахова Елена Ивановна

    Что такое СДВГ?  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл giperaktivnyy_rebenok1.docx13.85 КБ

    Предварительный просмотр:

     Учитель-дефектолог ГБДОУ № 33

     Приморского р-на  Санкт-Петербурга

     Плахова Елена Ивановна                         

                                     Гиперактивный ребёнок в семье

                             

                       



                                                    Признаки СДВГ – это…
    1. Невнимательность
    Неспособность сосредоточиться на деталях, повышенная отвлекаемость.
    Неспособность вслушиваться в обращенную речь. 
    Не доведение дела до конца, несамостоятельность.
    Частые потери необходимых предметов, вещей, забывчивость.
    ( нарушение внимания у девочек достигает максимальной выраженности к 6 годам и становится

     ведущим нарушением в этом возрастном периоде)


    2. Гиперактивность:
    Повышенная суетливость, беспокойство.
    Неусидчивость на одном месте, частое проявление бесцельной двигательной активности.
    Неумение играть в тихие игры, отдыхать.

     В области двигательных способностей обнаруживаются координаторные нарушения. Наиболее часто страдает координация и ловкость движений рук. Нередко возникают трудности, связанные с удержанием равновесия (при катании на коньках,  двухколёсном велосипеде), нарушения зрительно- пространственной координации ( неспособность  к спортивным играм, особенно с мячом).

    3. Импульсивность:
    Выкрикивание ответа до того, как был закончен вопрос. 
    Нетерпеливость.
    Вмешательство в чужие разговоры, дела.

    Импульсивность проявляется в неряшливом выполнении заданий, в неумении проигрывать,

     излишней настойчивости в  отстаивании своих интересов. С возрастом проявления импульсивности меняются: чем старше ребёнок, тем импульсивность более выражена  и заметнее для окружающих.

    4.Речевые нарушения:

    Особенно частыми у детей с СДВГ бывают такие речевые нарушения, как задержка развития речи, излишне замедленная речь, или, наоборот, взрывчатость, нарушения голоса и речевого дыхания. Может присутствовать заикание, которое чаще всего наблюдается в 5 и 7 лет. Заикание более свойственно мальчикам и возникает у них гораздо раньше, чем у девочек. Помимо заикания  может быть и болтливость.


    Обратите внимание:
    Прежде всего, заподозрив у своих детей подобные нарушения, Вы должны обратиться к врачу-неврологу и провести обследование ребенка.
    Под маской СДВГ могут скрываться другие, более тяжелые нарушения!

                                                         
     У ребенка СДВГ.   Что делать?
     Разберитесь в своих чувствах.

     Справиться со своими эмоциями - ваша первая задача. 

                                                                      Общие рекомендации родителям ребенка с СДВГ
          В первую очередь необходимо уделить внимание той обстановке, которая окружает ребенка дома, в детском саду. Родителям стоит задуматься об изменении собственного поведения и характера. Нужно глубоко, душой понять беду, постигшую маленького человека. И только тогда реально подобрать верный тон, не сорваться на крик.  Уважаемые мамы, папы, бабушки, дедушки - начните с себя. Вырабатывайте в себе мудрость, доброту, терпение, разумную строгость и, как сказано в Священном Писании: "Да не смущается сердце ваше".
    Что же следует делать конкретно? В первую очередь, запомнить, что у детей с СДВГ очень высокий порог чувствительности к отрицательным стимулам, а потому слова "нет", "нельзя", "не трогай", "запрещаю" для них, по сути дела, пустой звук. 
    Они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень хорошо реагируют на похвалу, одобрение. От физических наказаний вообще надо отказаться.
    Рекомендуем с самого начала строить взаимоотношения с ребенком на основе согласия и взаимопонимания. Безусловно, не следует разрешать детям делать все, что им захочется. Попытайтесь объяснить, почему это вредно или опасно. Не получается - постарайтесь отвлечь, переключить внимание на другой объект. Говорить нужно спокойно, без лишних эмоций. Вообще старайтесь следить за своей речью.  Старайтесь по возможности сдерживать бурные проявления, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках  положительного поведения, какими бы незначительными они ни были.
    Очень важен и физический контакт с ребенком. Обнять его в трудной ситуации, прижать к себе, успокоить - в динамике это дает выраженный положительный эффект, а вот постоянные окрики и ограничения, наоборот, расширяют пропасть между родителями и их детьми.
    Необходимо следить и за общим психологическим микроклиматом в семье. Постарайтесь уберечь ребенка от возможных конфликтов между взрослыми: даже если назревает какая-то ссора, ребенок не должен видеть ее, а тем более быть участником. Родителям следует как можно больше времени проводить с малышом, играть с ним, ездить всем вместе за город, придумывать общие развлечения. Конечно, фантазии и терпения потребуется много, но польза будет великая, и не только для ребенка, но и для вас, так как непростой мир маленького человека, его интересы станут ближе и понятнее.
    Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения, то есть его собственную "территорию". В оформлении желательно избегать ярких цветов. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.
    Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому проявляйте одновременно гибкость и упорство. Изо дня в день время приема пищи, сна, выполнения домашних заданий, игр должно соответствовать этому распорядку. Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.
    За любой вид деятельности, требующий от ребенка концентрации внимания  должно обязательно следовать поощрение: маленький подарок, доброе слово... Вообще, на похвалу не скупитесь.
    При совсем уже неудовлетворительном поведении следует, конечно, наказать - несильно, но чтобы запомнил, а главное сразу же. Это может быть просто словесное неодобрение, временная изоляция от других детей, лишение "привилегий".
    Гиперактивный ребенок не переносит большого скопления людей. Потому ему полезно играть с одним партнером, не ходить часто в гости, как и в крупные магазины, на рынки, в кафе и т. д. Все это чрезвычайно возбуждает неокрепшую нервную систему.
    А вот длительные прогулки на свежем воздухе, физические упражнения, бег очень полезны. Они позволяют сбросить избыток энергии. Но опять-таки в меру, чтобы ребенок не устал. 
    Вообще надо следить и оберегать детей с СДВГ от переутомления, так как переутомление приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. Весьма нелегко, но тоже очень важно научить ребенка "остывать" и спокойно смотреть на происходящее вокруг.
    Специалистами  разработана система своеобразной "скорой помощи" при работе с гиперактивным ребенком. Вот главные моменты:
    - Отвлечь ребенка от капризов.
    - Поддерживать дома четкий распорядок дня.
    - Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).
    - Задать неожиданный вопрос.
    - Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действия ребенка).
    - Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.
    - Не приказывать, а просить (но не заискивать).
    - Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).
    - Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном)
    - Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.
    - Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит).
          Гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя , спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Сначала желательно обеспечить тренировку только одной функции. Например, если вы хотите, чтобы он был внимательным, выполняя какое-либо задание, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребенок какое-то время будет вести себя "хорошо", но уже не сможет сосредоточиться на задании. В другой раз, в подходящей ситуации, можно тренировать навык усидчивости и поощрять ребенка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания.
    Если у ребенка высока потребность в двигательной активности, нет смысла подавлять ее. Лучше дать возможность выплеснуть энергию, разрешить побегать, поиграть во дворе или спортивном зале

    Система запретов должна обязательно сопровождаться альтернативными предложениями. Например, ребенок начинает рвать обои (довольно распространенное проявление). Безусловно, следует остановить его и дать вместо этого какой-то ненужный листочек бумаги: "Попробуй порвать вот это, а когда перестанешь, собери все клочки в пакетик...". Или начинает бросаться игрушками, а воспитательница в ответ: "У нас в группе кидаться игрушками нельзя. Если ты хочешь бросить что-то, я дам тебе поролоновый мячик".
    Многие дети с СДВГ с трудом выдерживают тихий час в детском саду и дома. Но если попытаться побыть с ними рядом, не просто рядом: "Ты спи, а я проконтролирую", а сесть, погладить, приговаривая ласковые, добрые слова, то мышечное беспокойство и эмоциональная напряженность ребенка будут снижаться. Постепенно он привыкнет отдыхать в это время дня. И потом будет вставать отдохнувшим, менее импульсивным, а порой и выспавшимся. Эмоциональный и тактильный контакт сделают свое благое дело.

     Помните, что здоровье вашего ребенка в значительной мере зависит от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему взрослых! Не менее важно - выполнение всех рекомендаций врачей и педагогов.
    СПАСИБО  ЗА ВНИМАНИЕ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психолого-педагогическое сопровождение семьи. «Родителям, воспитывающим гиперактивного ребенка» (рекомендации для родителей).

    Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко  организуется преемственность в работе  логопеда и родителей. Работа самого лучшего логопеда не даст хороших р...

    Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.

    Рекомендации родителям и  педагогам гиперактивного ребенка.   Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»...

    Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.

    Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА» «КАК ПОМОЧЬ ГИПЕР...

    Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.

    Рекомендации родителям и  педагогам гиперактивного ребенка.   Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»...

    ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА

    Психологическое сопровождение семьи  ребенка с ОВЗ поможет лучше понять родителям своих детей, выбрать наиболее эффективную форму взаимодействия....

    Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком».

    Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком»....

    Гиперактивный ребенок в семье

    Гиперактивный ребенок в семье...