Детский рисунок
консультация на тему

Шойдокова Татьяна Ивановна

Развитие изобразительного творчества детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_detskiy_risunok.docx16.84 КБ

Предварительный просмотр:

                      Детский рисунок

Все дети любят рисовать – ведь это чудесная возможность выразить языком красок свой восторг перед окружающим миром или показать неприятие его.

Возраст от пяти  до приблизительно десяти лет называют золотым веком детского рисунка.

Детские рисунки, подобно детским понятиям, сначала бедны, отличаются недостатком связанности, способности к отвлечению. Рисунки  вплоть до школьного возраста сохраняют схематичный характер.

Детское рисование в своем развитии проходит несколько определенных  этапов.      В истоках первых детских образов скрывается тайна зарождения и развития ценнейших способностей человека: художественного виденья, высших форм фантазии, интуиции, творческого воображения (Э.В. Ильенков)

Дети, воспитывающиеся в условиях различных культур, в изобразительной деятельности обязательно проходят стадии «марания», «головоногов», «бесформенных изображений», «схематичного изображения» и т.д.                Специалисты отмечают, что рисунки детей разных народов, но одного возраста, поражают удивительным сходством.                                                                                                       В частности, «художники» примерно до 6 лет не признают пространственного изображения, они рисуют только вид спереди или сверху.

 К 6 – 7 годам у детей складывается новый тип расположения рисунка.                               Его основная особенность – симметрия в размещении изображений. Дети начинают понимать и учитывать ограничения листа, его взаимосвязанные части (верх, низ, стороны, центр). Однако ребенок использует их по отдельности, последовательно переключая внимание. Работа начинается в середине листа с самого важного, обычно с крупного объекта, а затем смещается вправо или лево. Маленький рисовальщик изображает не предмет, обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками.

Следующая стадия – стадия правдоподобных  изображений,  характеризуется постепенным отказом от схемы и попытками воспроизвести действительный вид предметов.

Тем не менее, в детских рисунках продолжают оставаться неизменными три основные черты (З.В.Денисов, В.С.Мухина): во-первых, изображение, как и прежде, представляют собой только контуры предметов, оттенки и светотени отсутствуют; во-вторых, все еще не соблюдается пропорциональность изображения: человек по росту может превышать рядом расположенный дом;      в-третьих, сохраняется зарисовка тех частей предметов, которые                                                 в действительности при данном его положении не могут быть видны. С этим связана и наиболее характерная особенность детского рисунка – его прозрачность. Например, в кармане может лежать кошелек, а в нем монеты (С.С.Степанов)     Часто в изображении машин, кораблей присутствуют невидимые в реальности механизмы, моторы, бензобаки, топливо и т.д.

Стирание и исправление изображения также не применимы к рисункам детей до 7-8 летнего возраста. Дошкольники почти никогда не исправляют ошибок. Самый обычный способ – прекращение начатого рисунка и переход к новому изображению на другом листе бумаги. По наблюдениям Е.И.Игнатьева, желая усовершенствовать рисунок, ребенок не исправляет линию контура, а присоединяет к уже сделаному  все новые и новые детали. Ребёнка увлекает процесс  рисования в большей степени, чем выполнение конкретного задания.

Согласно концепции Д.Н. Узнадзе, ребенок не присматривается к оригиналу и рисует без натуры. Он рисует не то, что непосредственно воспринимает, а то,  что имеет в представлении. И хотя у восприятия  и представления одна природа – зрительный образ предмета, в действительности ребенок рисует нечто другое. И это не то,  что рисует взрослый

Рассматривая детские рисунки, мы зачастую бываем поражены выразительностью образов, созданных ребенком, хотя, как правило, в этих работах отсутствует, так называемая, грамотность изображения.

Дети дошкольного возраста не переживают из-за того, что не умеют рисовать. Они придумывают символы, рисуют их и очень довольны своим творчеством до тех пор, пока любящие родители не зададут вопрос: «А что ты нарисовал?». Затем, как правило, следует фраза: «Ну, совсем не похоже...  Ты, что не знаешь, как это выглядит?... Ты, что не можешь нарисовать нормально?» Затем, заметив, что ребенок расстроился, родители утешительно добавляют: « Ну, ничего, ты ведь не будешь художником».  Такое запоминается надолго.  Даже слегка некорректная негативная реакция взрослых очень обижает маленького художника.                       «Мой ребенок  никогда не будет художником» - говорят многие родители. С этим нельзя не согласиться: не все должны быть художниками, да и  занятия по изобразительному творчеству не ставят своей целью сделать всех профессиональными художниками .  Занятия по рисования должны сформировать у детей способность нестандартно трактовать  ту или иную тему, развивать творческое восприятие и самостоятельность мышления,  научить творчески подходить к решению любых проблем…  Иными словами «изобразительная деятельность формирует индивидуальность ребенка.

Существует еще один аспект, о котором говорят крайне редко и мало. Дело в том, что на кончиках пальцев, образно говоря, находится память,  логика,  речь.                Руки ребенка должны быть готовы к письму в школе. Рисование, как родственные с письмом действия,  делают из руки новый орган мозга – особо точный и образный инструмент языка и речи (В.В.Клименко).  Причем, рисование не просто способствует развитию, но и связывает между собой важнейшие функции: зрение,  двигательную координацию,  речь,  мышление (Л.С. Выготский)

  Профессор Лунин говорил: «В отношении детей будьте елико возможно осторожны,  ибо никто не знает, где лежит будущее искусства, и в какой                                                      степени детское творчество не есть вещее»    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности детского рисунка. Содержание рисунка

Особенности детского рисунка. Содержание рисунка...

Детский рисунок - участник всероссийского конкурса детского рисунка

УЧАСТИЕ ВО II ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ ДЕТСКОГО РИСУНКА, В РАМКАХ V МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО- ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ВОСПИТАНИЕ ИОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА», Номинация «Загадки Вселенной (приурочен...

Детский рисунок - участник всероссийского конкурса детского рисунка

УЧАСТИЕ ВО II ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ ДЕТСКОГО РИСУНКА, В РАМКАХ V МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО- ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА», Номинация «Загадки В...

Детский рисунок - участник всероссийского конкурса детского рисунка

УЧАСТИЕ  ВО II ВСЕРОССИЙСКОМ  КОНКУРС ДЕТСКОГО РИСУНКА, В РАМКАХ V МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ВОСПИТАНИЕ  И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ  МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА",  ...

Как понять ребенка по его рисунку? Психология детского рисунка.

В статье описаны несколько основных критериев, по которым можно судить о темпераменте и эмоциональном состоянии ребенка....

Детский рисунок. Этапы нормативного развития рисунка

Данная статья будет полезна как родителям, так и воспитателям ОУ...

Детский рисунок - участник всероссийского конкурса детского рисунка

УЧАСТИЕ ВО II ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ ДЕТСКОГО РИСУНКА, В РАМКАХ V МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО- ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА», Номинация «Загадки В...