Встреча с родителями "Пришли мне чтенья доброго"...
консультация на тему

Сухарева Светлана Александровна

советы для родителей как приобщать детей к миру художественной литературы,

дополнительный материал в виде игры-викторины и презентация к викторине

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie_knigi.docx21.16 КБ
Файл viktorina.docx14.06 КБ
Файл pril.pptx797.81 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые родители!
Тема нашей сегодняшней встречи «Пришли мне чтенья доброго» или «Как стать родителем читающего ребёнка».

Наше время- время великих открытий , великих достижений науки , техники, компьютера и интернета. Но есть еще одно чудо света. Оно знакомо каждому из нас, но мы настолько привыкли к этому творению человечества, что редко задумываемся над его ценностью. А это чудо всегда лежит под рукой и, как настоящий друг , готово в любую минуту прийти на помощь. Научить, посоветовать, рассказать. И как вы догадались- это книга.

КНИГА! Она входит в нашу жизнь с самого детства, и мы привыкаем к ней как к воздуху, как к солнцу.

Прозорливые родители всегда стремятся к тому, чтобы дети имели собственные книги и, чтобы таких книг было много. Они читают малышам вслух, а те сосредоточенно слушают. Однако такая картинка из жизни несколько идеализирована. Сегодня многим детям вообще никто ничего не читает, некоторым от случая к случаю читают что-нибудь по вечерам или в выходные. А без помощи взрослых ребенку не войти в прекрасный мир книги. Дети, получившие "книжную прививку" в раннем детстве, несравненно лучше готовы к обучению в школе. Они умеют слушать, сосредотачиваться на определенном занятии, хорошо говорят.

Дошколёнок не читатель, а слушатель книг и входит в прекрасный мир литературы благодаря так называемым громким чтениям.

Чуткость ребёнка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, ещё до умения читать, начинает складываться начитанность, и в школу он приходит с обширным литературным багажом и умением воспринимать поэзию и прозу.

Позвольте мне дать вам несколько советов, которые  могут помочь вам в воспитании любви к книге у ваших детей.

Совет первый.

Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка, и окружающие относятся к его занятиям уважительно. Еще лучше, если сама обстановка усиливает восприятие. Поздним вечером, когда за окном темно, читаем сказку в затенённой комнате, и полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад. Чтобы мобилизовать внимание ребёнка, очень полезно иметь в режиме дня постоянное время для чтения. Это вечерние часы перед сном как успокоение и тихое, задушевное общение с книгой и мамой.

Совет второй.

Никогда не переутомляйте малыша. Ребёнок в возрасте до двух лет может сосредоточиться на книге 1–2 минуты, но и детям постарше читают не более 15–20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. И как бы ни понравилась книжка ребёнку, надо давать ему отдых. Зато как радостна будет новая встреча с той же книжкой, и как сосредоточенно он будет слушать её и рассматривать. Конечно, речь идёт об активном общении с книгой, требующем работы мысли и чувства. Пассивно ребёнок может слушать много дольше. Наслаждаясь общением и близостью с любимым, родным человеком – мамой, папой, бабушкой, – малыш то отключается, то слушает вновь. Вообще исходите из натуры своего ребёнка.

Совет третий. ( эксперимент с книгой и матаном)

Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ведь именно поэзия вызывает первый интерес к чтению, а сказки для маленьких близки к стихам. Ритм, музыка речи, чарует маленького. Трёхлетняя Даша требовала, чтобы ей вновь и вновь читали сказку “Аленький цветочек”, повергая родных в изумление (сказка ей недоступна). Наконец, поняли: дочка наслаждалась напевностью старинного русского сказа. Аналогичные наблюдения есть у К.И. Чуковского.

Детское ухо чутко воспринимает интонацию. Читая малышам стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей (медведя, заиньки, комара и др.), а также смешную, грустную или страшную ситуацию, но не перебарщивайте.

Совет четвёртый.

Помните – ребёнок не может быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание. Пусть малыш за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации. Малыши это очень любят. “Давай вместе (хором) рассказывать сказку “Репка” (“Колобок”, “Теремок”)”. Любят дети и чтения-беседы
“Вопрос – ответ”, похожие на игру: “Кто это?” – “Мышка-норушка”,
“А это кто?” – “Лягушка-квакушка”. А вот чтение-беседа по книжке В. Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо”: Когда гулять плохо? (“Если ветер крыши рвёт, если град загрохал, каждый знает – это вот для прогулок плохо”). Когда гулять хорошо? (“Дождь покапал и прошёл, солнце в целом свете, это очень хорошо и большим и детям”) и т. д. Так, повторяя строчки стихотворения, дети учатся говорить на образцах художественного слова, поэзии и прозы. Беседа-чтение проходит интереснее, если ребёнок попеременно то отвечает, то сам задаёт вопросы. Короткими репликами выражайте своё отношение к героям и событиям, например: “Вот молодец!”, “Как страшно!”, “Какой негодник!” и т. д. Иногда, когда малыш неправильно реагирует на произведение, это просто необходимо. Так, слушая сказку “Гадкий утёнок” Андерсена, дети смеются, когда полумёртвый, обледенелый утёнок, попав в крестьянскую избу, упал в бачок с мукой. Чтобы подправить восприятие, хватает одной реплики: “Бедный утёнок, мука попала ему в глазки”.

Совет пятый.

Особо следует остановиться на детской любви к повторным чтениям. Все знают, что ребёнок буквально доводит своих близких до изнеможения, требуя читать ещё и ещё всё одно и то же произведение. Подобно тому, как мы тем больше наслаждаемся любимой оперой, симфонией, чем лучше знаем её, так и дети жаждут повторных чтений, чтобы вновь и с большей силой пережить радостное волнение: детей волнуют и сюжет, и герои, и образные, поэтические слова и выражения, и музыка речи. Повторные чтения тренируют память и развивают речь. После многократных чтений ребёнок запомнит книгу и сможет проявить столь желанную для него самостоятельность: читать наизусть стихи, пересказывать рассказы и сказки, делать к ним рисунки и т. д. Любящие родители – первые слушатели и собеседники своих детей. Однако детская природа противоречива: малыш любит повторения, но он жаждет и новизны впечатлений, всё новых и новых книг.

Совет шестой.

Но бывает и так: дошкольник любит книги, а, став школьником, не хочет читать. Как и почему затухает интерес и привычка к книге, воспитанная в раннем детстве? Беда в том, что, едва ребёнок овладеет грамотой, ему перестают читать, ошибочно полагая, что тем самым побуждают к самостоятельному чтению. Это заблуждение. У него ещё слабая техника чтения, и он не может читать интересные для себя книги. Так, в шесть-семь лет ребёнок с упоением слушает “Робинзона Крузо” (с купюрами), а сам одолеет лишь “Курочку Рябу”.

Читайте ребёнку вслух не только всё дошкольное детство, но и тогда, когда он станет школьником, выбирая для этого такие

книги, с которыми ему самому не справиться.

Иногда перед родителями возникает вопрос «А КАК беседовать с ребёнком о книге, которую мы с ним только что прочитали?» О чём его спросить, или может сделать что-то другое? А другое это что?
Младенец ещё не говорит, а мы уже показываем ему картинки в книге, побуждая называть слова. Но как только маленький сын (дочь) начинает овладевать активной речью, у него появляется страстное желание говорить, только он пока не знает, о чём и как. Вот тут-то беседы о книгах точно бальзам на его душу, потому что дают поводы для разговоров.

Совет первый.

Беседы о книгах с детьми от двух до пяти лет – это чтение с пояснениями, где главная цель – помочь воспринять содержание, осваивая язык. Дальше эта задача, конечно, сохраняется, но к ней прибавляется
и другая – ребёнка побуждают выражать своё отношение к прочитанному: “О чём эта книга? Она тебе понравилась? Почему? А что больше всего понравилось? А кто там самый хороший? А плохой? Почему этот мальчик поступил так? Ты бы тоже так сделал? А почему книжка так называется?” и т. д.

Совет второй.

Дети сильно переживают книги, бурно радуясь или печалясь. Эти чувства усиливаются, если переживания, вызванные чтением, разделяют родители. Вот почему беседу ведут так, чтобы впечатления ребёнка перемежались вашими впечатлениями. “Какое место в книге понравилось тебе больше всего? А мне...” или: “Когда ты смеялся? Когда тебе было страшно? А вот мне...”. Непринуждённость и создает близость, доверительность, когда отец и мать, беседуя с детьми, передают им от сердца к сердцу свои представления о жизни, о людях, о ценностях, истинных и мнимых.

Совет третий.

Никогда не принуждайте детей к той или другой книге, но сделайте так, чтобы она была желанной. На прогулке ребёнок с удивлением увидел дождевого червя, и вы говорите: “Это червяк, без него не росли бы ни цветы, ни травы, ни деревья. Ведь для этого надо землю рыхлить, перевёртывать. Только я не знаю, как же он это делает, ведь у него нет лапок. Пойдём в библиотеку и возьмём книгу “Подземный путешественник” (Н. Романовой)”. Возбуждая любознательность, накапливаем у ребёнка вопросы: Почему осенью опадают листья? Почему бывает день и ночь? Почему на автомобиле попеременно зажигается то одна, то другая фара? и т. д. “Пойдём в библиотеку, найдём в книгах ответы на эти вопросы”. Рекомендательная беседа заинтересовывает, помогает выбирать книги и лучше воспринимать их. Для этого в беседе просматривают книгу по иллюстрациям, а детям постарше рассказывают об авторах, писателях и художниках, об исторической эпохе и т. д.

Совет четвёртый.

Беседу после чтения лучше проводить не сразу, а немного спустя, когда улягутся первые впечатления, через день, два. Впрочем, здесь нет твёрдых правил и не исключено, что ребёнок сам захочет сразу поговорить о книге, взволновавшей его.

Совет пятый.

Беседу начинайте, исходя из впечатлений ребёнка (о чём эта книга?), и стройте её так, чтобы дать ему простор для самовыражения. Вот почему основа беседы – детский пересказ, о чём образно и точно сказал современный педагог И.Я. Линкова: “Часто разговоры с ребятами о книгах превращаются в бесконечный детский монолог. Дети ведь очень любят поговорить, поделиться тем, что узнали. Только мы их редко слушаем! Стоит иногда лишь спросить: “Ну и про что же там написано?” – из мальчишки так и хлынет: “Этот пошёл..., а тот сказал..., а тогда этот ка-ак стукнет!!” – целый поток не слишком связных, не слишком вразумительных слов. Не перебивайте. Пусть говорит. Это очень ему полезно. Если хотите, это тоже одна из целей вашего книжного разговора – развитие речи, логического мышления”.

Дети действительно часто говорят сумбурно, но это не значит, что они не способны к связной передаче сюжета. Напротив, стоит попросить ребенка рассказать по порядку, и он сразу и охотно стремится сделать это, особенно по иллюстрациям.

А сейчас, уважаемые родители, приглашаю вас в мир сказки, сегодня на нашей встрече присутствует две команды знатоков сказок «Умники» и «Знатоки».

Итог встречи. 

В итоге нашей встрече хочу сказать, долг каждого взрослого - научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. В воспитании и развитии ребенка огромную роль играет книга. Нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. Оттого, насколько дружно мы будем ею заниматься, зависит будущее наших детей,  какими они вырастут взрослыми читателями, и какими людьми. Подтверждением сказанного могут служить слова С. Лупана: “Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать”. 



Предварительный просмотр:

Литературная викторина

                                                    1 конкурс

Вспомните, кто говорил в какой сказке следующие слова:

1. Сивка-бурка, вещий каурка!
Стань передо мной, как лист перед травой. (Иванушка-дурачок, рус. нар. ск. “Сивка-бурка”)

2. Раз, два, три, горшочек, вари! (Девочка, братья Гримм “Горшочек каши”)

3. Крекс Фекс Пекс! (Буратино. А. Толстой “Золотой ключик или приключения Буратино”)

4. «Сама ведёрко обронила – сама и доставай! (мачеха  А.Одоевский «Мороз Иванович»)

2 конкурс

Удивительные превращения: в кого превращались или были заколдованы сказочные герои?

1. Князь Гвидон (в комара, в муху, в шмеля).

Гадкий утёнок (в лебедя, Андерсен).

Чудище из сказки Аксакова “Аленький цветочек” (в принца).

2. Братец Иванушка (в козлёнка).

Василиса Прекрасная (в лягушку).

Одиннадцать братьев – принцев из сказки Андерсена “Дикие лебеди” (в лебедей).

3 конкурс

Какие волшебные средства - предметы были у данных сказочных героев?

1. У солдата из сказки Андерсена (огниво).

У Буратино (золотой ключик).

У Незнайки (волшебная палочка).

2. У Золушки (хрустальная туфелька).

У Снежной королевы (волшебное зеркало).

У Бабы-Яги (метла).

4 конкурс

Чудо стало былью. Ребята, в сказках говорится о новейших достижениях науки и техники. Сопоставим их.

1. Конёк-горбунок – ракета.

Золотой петушок – радиолокатор.

Чудо-зеркало – телевизор.

Перо Жар-птицы – прожектор.

Клубок ниток – компас.

Сани, которые едут сами – аэросани.

5 конкурс

Назовите друзей литературных персонажей.

1. У Маугли (Багира, Балу, Каа).

У Малыша (Карлсон).

У Винни-Пуха ( Пятачок, Кролик, Иа-Иа).

2. У Герды (Кай).

У Бременских музыкантов (осёл, собака, петух, кот).

6 конкурс

Человеческие чувства можно уловить и в интонациях сказочных героев.

1. Попробуйте голосом выразить радость, грусть, удивление и другие эмоции сказочных героев.

Произнесите следующие фразы:

а) “Буратино, умоляю тебя - зажмурься, зажми нос и выпей…”.

б) “От возмущения она хлопала ресницами: “Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?”

7 конкурс – творческое задание

Представьте и нарисуйте, как выглядят следы:

Бабы Яги,

Кощея Бессмертного,

Лешего.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Пришли мне чтенья доброго…»

Слайд 3

«Сивка-бурка, вещий каурка!» Стань передо мной, как лист перед травой ». 2. «Раз, два, три, горшочек, вари!» 3. « Крекс , фекс , пекс !» 4. «Сама ведёрко обронила – сама и доставай!» Кто говорил эти слова?

Слайд 4

Князь Гвидон Гадкий утёнок Чудище из сказки Аксакова «Аленький цветочек» 2. Братец Иванушка Василиса Прекрасная Одиннадцать братьев – принцев из сказки Андерсена «Дикие лебеди» Удивительные превращения

Слайд 5

У солдата из сказки Андерсена У Буратино У Незнайки 2. У Золушки У Снежной королевы У Бабы-Яги Волшебные предметы

Слайд 6

Конёк –Горбунок Золотой петушок Чудо-зеркало Перо Жар-птицы Клубок ниток Сани, которые едут сами аэросани - ракета - радиолокатор - телевизор - компас - прожектор Чудо стало былью

Слайд 7

Назови друзей У Маугли У Малыша У Винни-Пуха У Буратино

Слайд 8

Голосом выразите эмоции «Буратино, умоляю тебя – зажмурься, зажми нос и выпей…»

Слайд 9

« Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?»

Слайд 10

Вопрос- быстрый ответ

Слайд 11

Творческое задание 2 3 Баба-Яга Кощей Леший 1

Слайд 12

Кончается всё по справедливости. Злым да нерадивым угольки достаются, а добрым да послушным – любовь и богатство». « Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!» А. С. Пушкин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пошли мне чтения доброго" . Консультация для родителей

Консультация для родителей о том, что необходимо читать детям книги....

Встреча с родителями "Семейное чтение"

Цель: подведение родителей к выводу о том, что чтение книг играет огромную роль для всестороннего развития.Задачи: - расширять представления родителей о роли книг в воспитании ребенка; - стимулир...

Встреча с родителями «семейное чтение»

Вопрос, как привить ребёнку любовь к чтению, волнует многих родителей. Однозначного ответа нет, хотя есть ряд общих правил и рекомендаций. Первое - надо развить собственную культуру чтения. Собственны...

Тематическая встреча с родителями "Хотите воспитать доброго человека-читайте ему добрые книжки"

Повышение уровня педагогической культуры родителей, развитие интереса по воспитанию юного читателя....