Консультация для родителей и воспитателей.
консультация по теме

Байкова Елена Сергеевна

Любовь к родной природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультации для воспитателей  

«Воспитание  у  детей  любви  к  родной  природе»

Конспект родительского собрания. (проводится в форме  игры  «Счастливый  случай»)

 

Цель: Уточнить знания детей о растениях и животных. Продолжать  воспитывать у детей и родителей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных, нетерпимость к бессмысленной  порче растений и уничтожению животных. Сформировать  умение вести себя в природе, расширить представления об охране природы. Развивать умение слушать ответы друг друга, воспитывать дружеские  отношения между детьми и родителями.
Работа с детьми.
Поездка в краеведческий музей, знакомство с природой Прикамья, систематические наблюдения в природе, чтение природоведческой литературы, экскурсии и целевые прогулки в природу.
Предшествующая работа с родителями.
Ознакомление родителей с планом работы детского сада по экологическому воспитанию на год, выставка природоведческой литературы, вопросы викторины с ответами, проведение «недели творчества» детей и родителей по изготовлению поделок из природного материала, помощь родителей в оформлении зала и подготовке оборудования для игры.
Объявление о предстоящем собрании в следующей форме:
                                                    ВСЕМ!   ВСЕМ!   ВСЕМ!
                                              ТОЛЬКО   У   НАС   9   АПРЕЛЯ
                                   ВЫ   МОЖЕТЕ   СТАТЬ   ПОБЕДИТЕЛЯМИ
                                         ИГРЫ   «СЧАСТЛИВЫЙ    СЛУЧАЙ».
      Для этого предлагаем повторить все, что вы знаете о жизни растений, зверей, птиц и насекомых.
      Место проведения – музыкальный зал.
      Время – 17 час. 30 мин.
                                                     СПЕШИТЕ   ВЫИГРАТЬ!                                                                                       
                                                                                  Воспитатели, дети.
     На собрание приглашаются папы, мамы, старшие или младшие братья и сестры, все, кто желает принять участие в игре всей семьей.
ПОДГОТОВКА ЗАЛА К СОБРАНИЮ.
     На центральной стене приколоты силуэты цветов, листьев, в середине которых буквы, все вместе составляют название игры «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ».
     Вверху и внизу изображения зверей, птиц, деревьев. Возле центральной стены 3 столика: 2 – для команд, 1 – для ведущего. На столах магнитные доски с цифрами для ведения счета в игре. Около них стулья.
     На стуле ведущего 6 коробочек разных цветов: красного, зеленого, синего, желтого, белого, черного. В них карточки с вопросами:
                               в зеленой – о растениях,
                               в красной – о зверях,
                               в синей – о птицах,
                               в желтой  - о насекомых и пресмыкающихся,
                               в белой – вопросы – фото загадки, вопросы – рисунки,
                               в черной – педагогические ситуации.
     На некоторых карточках – звездочками, за правильный ответ на вопрос присуждается сразу 3 очка.
     Кубик, грани которого цветные /красная, синяя, зеленая, желтая, белая, черная /.
     В зале расставлены банкетки для родителей, маленькие стулья для детей.
     ХОД СОБРАНИЯ  - ИГРЫ.    
     Под веселую музыку дети и  родители заходят в зал,  рассаживаются по местам.
     ВЕДУЩИЙ: Уважаемые  родители!
     Сегодня наше родительское собрание пройдет в несколько необычной форме. Вместе с вами на собрании будут присутствовать и принимать активное участие в нем наши дети. Тема родительского собрания –«Воспитание у детей младшего возраста любви к  природе». Собрание мы проведем в виде игры «Счастливый случай». С ней вы хорошо знакомы по телеэкранам. Мы же её проведем с небольшими изменениями. Игра будет проходить в два этапа: 1 – отборочный, 2 – основной.
     Вам и вашим  детям на первом отборочном этапе игр будут заданы вопросы. За правильный ответ каждый получит фишку. Чья семья наберет большее количество очков – выйдет в финал. В финале будут соревноваться 2 семейные команды. Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете нашу природу. Она, как никогда, сегодня нуждается защите, заботе, любви. В игре победит тот, кто лучше знает зверей, растений, насекомых, птиц, умеет правильно вести себя в природе, готов её оберегать.
Предлагаю вам ответить на следующие вопросы:
                               / Вопросы отборочного этапа игры /

Какие животные живут в наших пермских лесах?

(медведи, рыси, лоси, волки, лисы, бобры, куницы и т.д.)

Кто полгода живёт без обеда?

(Медведь, барсук, ёж)

Назовите правила друзей природы.

( Не разоряйте птичьи гнёзда: птицы – наши друзья;
не разжигайте в лесу костёр: пожар может погубить весь лес;
не тревожь муравейник: муравьи приносят пользу,- и т.д.)

Вспомните названия русских народных сказок, одним из которых стал заяц.

Загадать загадки о зверях.

Какие есть поговорки, пословицы о лесе.

(Много леса - не губи, нет леса - посади. Лес весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает, - т.д.)

Пропеть один куплет песни, в которой поётся о птицах.

Какие звери летают?

(Белки, летучие мыши)

Почему насекомые называются «насекомые».

( От слова «насекать», у них на брюшке насечки).

Как по пню срубленного  дерева узнать, сколько ему лет?

(На срубе чётко видны годовые кольца. Сколько колец, столько лет).

Что за трава, которую и слепые знают? ( Крапива).

Загадать загадку о птицах.

                             ПОДВОДЯТ  ИТОГИ  ОТБОРОЧНОГО  ТУРА:
Семьи, вышедшие в финал, занимают места за игровыми столами.
ВЕДУЩИЙ: Итак, мы начинаем игру « Счастливый случай».
Семейные команды занимают свои места. Послушайте информацию о том, как пойдет игра дальше.
В игре будет 3 гейма. В первом гейме вы будете отвечать на вопросы, общаясь в течение 30 секунд. Какой вопрос вам достанется, зависит от того, как вы бросите кубик. Грани кубика цветные: если кубик ляжет зелёной гранью вверх – вы берёте карточку из зелёной коробочки, если красной – из красной и т. д.
За каждый правильный ответ команда получит 1 очко и выложит его на магнитной доске.
Если вам повезёт, если вам выпадет  счастливый  случай  и  вы  вытяните  вопрос  со звездочкой и ответите на него – получите сразу 3 очка.
Начинаем 1-й гейм. Любой из вашей команды бросает кубик и достаёт карточку. Отвечают на 5 вопросов  та и другая команда.
2-гейм. Вопросы будут задаваться каждому участнику отдельно, совещаться нельзя. Команда – соперница сама достаёт любой вопрос конкретному члену другой команды.
3-й гейм. За 1 минуту нужно ответить на большое количество вопросов. Если не знаете ответ, говорите « не знаю», отвечает кто – то один из команды. На сколько вопросов ответите, столько получите и очков.
                   ПОДВЕДЕНИЕ  ИТОГОВ, НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.
Заключительное слово: Дорогие дети, уважаемые родители!
Было очень приятно встретиться с вами. Мы рады, что вы приняли участие в нашей игре.
Проигравших в ней нет: В выигрыше все, и дети, и взрослые. Надеемся, что дети ещё больше будут любить родную природу, проявлять большой интерес к ней, оберегать её.
Любить можно то, что хорошо знаешь. Наша игра показала, что у детей много знаний о природе. Наша задача : обогащать и расширять эти знания. Но главное – воспитывать бережное отношение к  окружающему нас животному миру.
                                        ВОПРОСЫ НА БЕЛЫХ КАРТОЧКАХ.
Что означает этот знак ? (  Из журнала « Начальная школа N3,12 за 1988 г.»)

«Не разорять птичьих гнёзд – птицы наши друзья».

«Не разжигать костры в лесу».

 «Не разорять лесные муравейники».

«Не ломать веток на деревьях».

«Не рвать цветы».

«Не ловить бабочек».

«Не уносить диких животных домой».

Не подходить близко к гнёздам птиц».

Фото - загадка: Какое время года изображено на картине? ( Весна )

Что неправильно художник нарисовал на картине о лете?

(На фоне летнего леса белого зайца)

С какого дерева лист?

( На листе бумаги нарисованы листочки берёзы, дуба, клёна)

С какого дерева шишка? (Еловая, сосновая, пихтовая)

Кто сидит в коробке? Животное, живёт в лесу, прыгает по деревьям, запасает на зиму грибы, орехи, ягоды. (В коробке белка)

Фото – загадка: Какое животное изображено на картине ?  (Лось)

                        ВОПРОСЫ НА ЗЕЛЁНЫХ КАРТОЧКАХ.
О растениях, правилах поведения в лесу, лесных знаках.

Дерево – символ нашей  Родины. (Берёза)

Почему деревья сбрасывают листву  на зиму?

Какие  цветы расцветают у нас первыми?

Признаки начала осени в живой природе. (Желтеют листья берёзы)

Чьи листья опадают осенью зелёными? (Сирень, ольха)

Какое дерево весной дятла поит? (Берёза)

Какой цветок 4 раза меняет свой цвет? (Медуница: розовый, пурпурный, фиолетовый, синий)

Какие лекарственные травы лечат простуду? (Мать – и – мачеха, подорожник, душица, мята)

Что будет, если исчезнут все растения?

                   ВОПРОСЫ НА СИНИХ КАРТОЧКАХ.

Где ночуют птицы?

(Вороны, галки на деревьях, воробьи, голуби под крышей )

Что будет, если исчезнут все птицы?

Почему снегирю дано такое имя? (Прилетает с первым снегом)

Какая птица, наша землячка, достаёт себе пищу подо льдом? (Оляпка)

Зимуют ли птицы в скворечниках? (Нет, там сквозняки )

Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст)

С прилётом каких птиц считаем мы начало весны? (Грачей)

Прилетает весной грач первым. Почему?

         (Длинным клювом достаёт на первых проталинах насекомых)

                      ВОПРОСЫ НА КРАСНЫХ КАРТОЧКАХ.

Назовите загадки о животных /не менее  3 / .

Кто меняет шубу 2 раза в год? /Лиса, белка, куница , заяц /

Что теряет лось каждую зиму? /Рога/

Животное наших лесов, похожее на кошку? /Рысь /

Что означает выражение «волка ноги кормят»?

Когда еж не колется? /Когда только родился /

Каких зайцев называют «листопадничками»?/ Которые родятся  осенью во время листопада/ .

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.
Шуба серая -  для лета ,
Для зимы -  другого цвета. / Заяц/

Какие животные спят зимой? /Медведь, барсук, еж/

ВОПРОСЫ   НА    ЧЕРНЫХ КАРТОЧКАХ
/педагогические ситуации/.

Гуляя с родителями по лесу, Аня и Олег увидели большой муравейник.

 - Давай посмотрим, что внутри муравьиного домика - сказал Олег.
- Давай, - с интересом ответила Аня.
Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник.
        Увидев, чем занимаются дети, мама подбежала к ним, забрала палку и сказала:
- Если бы муравьи могли говорить, они бы сказали вам, что…
Вопрос: Что сказали бы муравьи Ане и Олегу?

На день рождения Маше подарили щенка. Наконец-то сбылось её желание! Она так долго уговаривала маму купить ей щенка или котенка. И вот у неё теперь новый друг, щенок по кличке «Черныш». Маша первое время подолгу играла с Чернышом, кормила его, выводила гулять. Но вскоре у неё появилось новое увлечение – красивая говорящая кукла. Маша теперь играла с ней,  шила ей новые платья, платочки, водила в детский сад, катала на коляске. О щенке редко вспоминала, а когда Черныш заболел, она сказала: «Больной собачке не место в доме, пусть живет на улице».

        Вопрос: Правильно ли поступила девочка?

Рома и Кирилл нашли  в кустах маленького птенчика, который выпал из гнезда.

-Давай возьмем его домой, - сказал Кирилл, - пусть живет у нас дома.
-Нет, - ответил Рома. – Нужно залезть на дерево и посадить его в гнездо.
Вопрос: Кто из детей был прав?
Ответ: Рома. Маленького птенца трудно выкормить людям, дома бы он погиб. В домашних условиях можно содержать певчих, декоративных птиц: попугаев, конареек. Остальные птицы часто погибают в неволе.  Птица-мать , вернувшись в гнездо и не найдя там птенца, тосковала бы по нему, «плакала» .

Из совхоза «Цветы Прикамья» в детский сад принесли красивые комнатные растения. Особенно детям понравились цветущие кальцеолярии и примулы. Таких цветов они ещё не видели. Вечером дети ушли домой. Впереди было 2 выходных дня. Когда  в понедельник они пришли в детский сад, то увидели, что комнатные растения завяли.

Вопрос: Почему это произошло? Ответ: Воспитатель не объяснила детям, что нужно ухаживать за новыми растениями за комнатными растениями, дети не полили их, не поставили в поддон с водой / эти растения влаголюбивые/. Поэтому за выходные дни растения завяли.

Вова стоял у цветочной клумбы и  бил прутиком по головкам цветов.

-Что ты делаешь?- спросила проходившая мимо старушка.
-Пчел прогоняю, они цветы жалят,- ответил Вова.
Старушка улыбнулась и,  подозвав к себе мальчика, что-то рассказала ему. После этого Вова выбросил прутик и,  удивленно пожав плечами сказал:
- А я и не знал!
Вопрос: Что рассказала Вове старушка?
                                        ВОПРОСЫ   НА   ЖЕЛТЫХ   КАРТОЧКАХ.

В чем отличие жабы от лягушки? /Лягушка- дневное животное, жаба- ночное, и т.д./

Родилась в воде- живет на земле. Кто это? /Лягушка /

Назвать 3 признак насекомых /6 ног, головогрудь, насечки на брюшке/.

Где раки зимуют?  /Под водой, под корягами/.

Что можно сказать про глаза лягушки? /Смотрят во все стороны/.

Какую пользу приносят дождевые черви? /Рыхлят землю/ .

Не птица, а летает

С хоботом , а не слон,
Никто не приручает,
А на нос садится. / Муха  .

Что случается с пчелами, когда они ужалят? /Умирают/.

Голубой аэропланчик сел на серый одуванчик. /Стрекоза /.

Каких бабочек вы знаете?

                                                      БЛИЦ   -   КОНКУРС.

У кого уши на ногах? /У кузнечика /.

Есть у комаров зубы? / Есть около 22 /.

Можно ли назвать паука насекомым? / Нет, 8 ног/.

У кого самый чуткий нос? / У бабочки/.

С какой стороны дерева надо искать грибы? С северной или южной?/ Северной, грибам нужна влага /.

Чемпион по скорости роста среди деревьев? /Эвкалипт/ .

Когда появляются детеныши у белок, лисиц? /В мае/.

Какой лесной кустарничек не знает листопада? /Клюква, брусника, вереск/.

Месяц весенних первоцветов? /Апрель/ .

Назвать ядовитые ягоды. /Вороний глаз, волчье лыко /.

самое сладкое дерево наших лесов? /Липа/.

Разноцветные грибы ? /Сыроежки/.

Какая ягода бывает черной, красной, белой? /Смородина /.

У какого дерева ствол белый? / У березы /.

Назовите грибы-подснежники. / Строчки, сморчки /.

У кого каждый день растут зубы? / У бобра,  у зайца /.

Кто кормится семенами ели,  сосны? / Клесты /.

Кто спит вниз головой? / Летучая мышь /.

Трава от 99 болезней? / Зверобой /.

На следу каких хищных зверей нет когтей? / Кошки, рыси /.

Слепыми или зрячими родятся зайцы? / Зрячими /.

Какая птица выводит птенцов зимой? / Клест /.

Для чего птице хвост?  / Держаться на деревьях,  управлять полетом /.

Какие птицы выводят птенцов 3 раза в лето? / Воробьи, овсянки/.

Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? / кукушка /.

Пингвин птица или нет? / Птица / .

Перед какой погодой птицы перестают петь? / Перед дождливой/.

«Стреляющие» растения нашего края? /Анютины глазки, кислица, мышиный горошек, акация /.

Кто может пить ногой? / Лягушка /.

Кто собирает яблоки спиной? / Еж /.

Последняя ягода в нашем лесу? / Клюква /.

Кто бежит задними ногами вперед? / Заяц /.

Название какого растения говорит, где он живет? / Подорожник /

Кровожадный хищник наших лесов? / Волк /.

Кто охраняет лесную полянку от вредных мух? / Стрекоза /.

Какая птица любит семена репейника? / Щегол /.

Какой цветок  лето начинает? / Колокольчик /.

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

С.Н.Николаева. « Место игры в экологическом воспитании дошкольников». Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. М., «Новая школа», 1996 .

Н.А.Рыжова. Программа «Я и природа».

А.М.Федотова. «Экологическое воспитание в детском дошкольном учреждении». г. Пермь,1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и воспитателей "Алалия. Что это такое?"

Консультация для родителей и воспитателей речевых групп в доступной форме знакомит с основными характеристиками данного речевого нарушения....

Консультация для родителей и воспитателей "Малыш из Зазеркалья"

Консультация для родителей  знакомит с природой леворукости: теорией и гипотезами компенсаторного левшества. Представлена методика определения ведущей руки....

"Давай поиграем" консультация для родителей и воспитателей

В материале представлены дидактические игры для детей 3-4 лет и старше, так как каждую игру можно использовать с усложнениями. Материал содержит описание и материалы (фотографии), он может быть исполь...

1. Консультация для родителей и воспитателей "Особенности внимания у детей с ЗПР дошкольного возраста" 2. Советы для родителей "Как организовать внимание детей с ЗПР дошкольного возраста во время занятий"

В первой статье  представлены: общая характеристика внимания, особенности внимания дошкольников с ЗПР,  игры и упражнения на развитие внимания.Во второй статье перечислены советы по организа...

Консультация для родителей "Взаимодействие воспитателя с родителями в детском саду"

Доброжелательность и забота о детях – необходимое условие контакта с родителями....

Консультация для родителей "Знакомство воспитателей и родителей с разнообразием форм и методов работы с книгой"

Консультация для родителей "Знакомство воспитателей  и родителей с разнообразием форм и методов работы с книгой"...

Консультация для родителей и воспитателей "Общение воспитателя с родителями"

Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку проблемную семью. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. С этой точки...