Памятка для родителей "Умственное развитие детей 3 -х лет". (Методика)
консультация (младшая группа) по теме

Валентина Ивановна Емельянова

                                                              

                                                          Все дети разные

    Все дети разные. И даже органами чувств, которые вроде бы одинаковы у всех, они используются по-разному. Один ребенок, попадая  первый раз в гости к приятелю, с удовольствием рассматривает рисунок на обоях. Другой с интересом прислушивается к звукам, третий торопится взять в руки мягкую игрушку. Для первого (визуалиста) главной оказывается зрительная информация, для второго (аудиалиста) важно то , что слышит,  для третьего (кинестетика) – то, что чувствует. 

    Эти особенности влияют на поведение ребенка и даже на восприятие учебного материала. 

Если ребенок визуалист

·        Ему могут не нравиться прикосновения других людей. Учтите это и не обижайтесь на ребенка, если он не доволен; это не имеет никакого  отношения лично к вам.

·        Он больше других пугается эмоциональных вспышек окружающих и конфликтов.

·        Он быстрее воспринимает материл, который хорошо иллюстрирован.

·        Он легче приобретает навыки путем наблюдения.

·        На индивидуальных занятиях его результаты лучше, чем при работе в группе.

Если ребенок аудиалист

·        Любой активности он предпочитает разговор. Может беседовать даже сам с собой – это нормально.

·        Он вряд ли поймет ваш выразительный взгляд (сердитый, обиженный, гневный) – ему лучше объяснить словами, что вы чувствуете.

·        Он хорошо запоминает словесный материал.

·        Для быстрого приобретения навыков предложите ребенку комментировать то, что он делает.

Если ребенок кинестетик

·        Для него больше, чем для других, важны прикосновения, по ним он судит о том, как вы к нему относитесь.

·        У него чаще, чем у других, меняется настроение, он раним и обидчив.

·        Он лучше всего запоминает информацию в процессе деятельности.

·        Чтобы он не отвлекался, дайте ему возможность играть активную роль.

                                           

       

Умственное развитие ребенка трех лет

(методика)

 

Восприятие цвета

 

Задание 1. Выбор по образцу.

 

   Материал: два набора по шесть карточек разного цвета (красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового).

  Инструкция

   Сейчас мы будем играть в цвета. Я тебе даю две бумажки разног цвета. У мишки тоже есть такие бумажки. Сейчас он покажет тебе одну из них и попросит, чтобы ты дал ему бумажку точно такого же цвета.

   (Перед ребенком кладутся две карточки, например красная и зеленая, затем поочередно даются красный зеленый образцы, и ребенок «угадывает», где у него такая же карточка. Проделайте это со всеми шестью цветами в разных сочетаниях. Следует иметь в виду, что иногда у ребенка после одного – двух верных ответов закрепляется «реакция на сторону» - он начинает каждый раз выбирать карточку, лежащую с определенной стороны. Поэтому следует при каждой пробе менять местами карточки, лежащие перед ребенком, и показывать один и тот же образец дважды при разном расположении этих карточек. Если оба ответа правильны, можно считать, что этот цвет ребенок выбирает безошибочно, и переходить к другому. Если правилен только один ответ из двух, нужны еще два предъявления того же образца, но лучше давать их не сразу, а после второго образца. И чтобы проверка была надежной, ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы меняете образец. Не хвалите за верный выбор и не порицайте за неверный. Будьте бесстрастны.)

   -Смотрите, какая бумажка нужна мишке.

   (Мишка сидит напротив ребенка. Образец определенного цвета кладется несколько дальше от ребенка, чем карточки для выбора.)

   -Где у тебя бумажка точно такого же цвета? Дай её мишке. Эта? Теперь я тебе опять положу две бумажки. Вот они.

(Обе карточки кладутся заново, располагаясь по – другому.)

   Теперь мишка просит вот такую бумажку.

Задание 2. Простейшие действия с учетом цвета.

  Материал: взрослый берет два кубика одинаковой величины, но разного цвета, например красный и зеленый. Такие же два кубика у ребенка.

   Инструкция

   Сейчас мы будем строить. Я построю башенку так, чтобы ты не видел, а потом ты догадаешься. Как я строил(а), и постараешься точно такую же башенку, как у меня.

  (Взрослый ставит между собой и ребенком экран (лист картона, газету) и за ним кладете один кубик на другой. Открывает.)

   Вот, посмотри и построй точно такую же башенку.

  

 

   (Повторите это задание четыре раза, каждый раз меняя взаимное расположение кубиков (сверху кладется то красный, то зеленый кубик). Если ребенок кладет свои кубики, располагая их так же, как в образце, проверка окончена. Если же путает цвета, не обращает на них внимание, попытайтесь повторить все заново, но без экрана, т.е.строя башни – образцы на глазах ребенка.)

   Видишь, сначала я беру этот кубик и ставлю его внизу, а потом вот этот ставлю его наверх.

  (Названия цветов употреблять нельзя.)

 

Задание 3. Проверка понимания и употребления слов – названий цветов.

   Материал: те же шесть карточек, что и в «Выборе по образцу».

   Инструкция

   Все карточки раскладываются в случайном порядке перед ребенком, и  взрослый просит:

   -Дай мне красный цвет… А теперь фиолетовый… А теперь зеленый.

    Потом показывает те же карточки по одной:

   -Какой это цвет? А это?

 

   Оценки полученных результатов. Вполне удовлетворительными для трехлетки будут правильное выполнение выбора по образцу, учет цвета при выполнении конструктивного задания без экрана, умение выбирать по названию три-четыре цвета, умение правильно называть два-три цвета.

 

Восприятие формы

   Аналогично проводится проверка восприятия ребенком формы.

   Материал: пять пар картонных геометрических фигур одинакового цвета (круг, овал, равносторонний треугольник, квадрат, прямоугольник).

                               Задание 1.  Выбор по образцу.

    Фигуры, как и цветные карточки, даются ребенку по две, а затем поочередно каждая из них используется в качестве образца.

 

                             Задание 2. Простейшие действия с учетом формы.

    При проверке учета формы в действии строится башня из кубика и кирпичика одного и того же цвета (можно использовать и другие две детали строительного материала разной формы).

 

          Задание 3. Проверка понимания и употребления слов-названий формы.

     Ребенок по очереди выбирает те фигуры, которые называет взрослый. 

     Оценка полученных результатов. Нормально, если ребенок правильно выбирает по образцу круг, квадрат, треугольник (он может при этом путать круг с овалом, квадрат с прямоугольником), строит башню по прямому показу, выбирает по названию три фигуры. Активное использование названий в собственной речи вообще не обязательно, и вполне приемлемы предметные названия форм («домик», «крыша» и т. п.)

 

                                      Восприятие величины

                         Задание 1. Выбор по образцу.

   При проверке восприятия величины предоставляется выбор по образцу из двух картонных кружков одинакового цвета, существенно (примерно вдвое) различающихся по величине.

                         Задание 2. Простейшие действия с учетом величины.

    Башня строится из двух кирпичиков разной величины.

       Задание 3. Проверка понимания и употребления слов-названий величины.

    Проверяется понимание и употребление слов «большой», «маленький».

    Оценка полученных результатов. Обычно дети 3 лет все задания (кроме называния) выполняют успешно.

 

                                                      Сообразительность

    Материал: склеенная из картона плотная трубка.

     На глазах у ребенка протолкните в картонную трубку палочкой (примерно до середины) привлекательный для него предмет, скажем конфету, и предложите достать. Догадается ли он той же палочкой вытолкнуть предмет наружу или будет пытаться просто разорвать трубку?

 

Понимание словесных указаний

 

     Взрослый дает ребенку любое распоряжение, включающее два-три последовательных действия, например: «Возьми чайную ложечку, которая лежит на столе, и принеси ее».

Составление целого из частей

    Материал: разрезные картинки, кубики с изображениями животного или автомашины, разрезанными по вертикали пополам.

   Оценка полученных результатов. Если ребенок уже имел в этом отношении кое-какой опыт, ему, по всей вероятности, удастся самостоятельно сложить и новую картинку-изображение. Если же опыта такого раньше не было, первую картинку пусть сложит с вашей помощью. Потом посмотрите, сумеет ли он самостоятельно сложить вторую.

Складывание трехсоставной матрешки

   Малыш пытается во что бы то ни стало вколотить неподходящие части матрешки друг в друга, либо пробует и так и эдак, меняет то, что не стыкуется, и в конце концов добивается успеха, либо сразу делает все верно, подбирая части на глаз. Впрочем, последний вариант возможен только при хорошем предварительном обучении.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загадки и речевое развитие детей дошкольного возраста. Методика обучения детей составлению загадок.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Для создания в загадке метафорического образа употребление различных средств выразительности способству...

Памятка "Основы музыкального развития детей дошкольного возраста"

       Если у Вашего ребенка нет явно выраженных способностей к музыке, то не стоит отчаиваться, в данной памятке Вы найдете рекомендации  как можно  самим развить...

Тема: «Организация речевого развития детей с использованием методики Алябьевой Е. А. «Расскажи стихи руками»

Целью моей проделанной работы является создание социальной ситуации по речевому развитию детей посредством использования системы работы по методике «Расскажи стихи руками». В последни...

Памятка родителя. Особенности развития детей. Что должен уметь ребенок в 4-5 лет?

Особенности развития детей.  Что должен уметь ребенок в 4-5 лет? Цели и задачи взрослых....

Речевое развитие детей посредством использования методики «Расскажи стихи руками»

Используя данную методику можно с уверенностью сказать, что это уникальное средство для развития речи и мелкой моторики в их единстве и взаимосвязи....

Речевое развитие детей посредством использования методики «Расскажи стихи руками»

Игровая методика «Расскажи стихи руками» (Алябьевой Е. А). Используя данную методику можно с уверенностью сказать, что это уникальное средство для развития речи и мелкой моторики в их един...

Диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста. Диагностика развития детей через игровые методики

laquo;Диагностика уровня сформированности игровых навыков» Итак, для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников необходимо организовать ролевую игру в группе из ...