Главные вкладки

    Сенсорная культура и умственное развитие ребенка младшего дошкольного возраста.
    статья по теме

    Матиенко Елена Анатольевна

     

    РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ.

     

     

    Консультация для родителей «Значение сенсорного воспитания»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    СЕНСОРНАЯ КУЛЬТУРА И УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

     Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать чувствовать тепло и холод.

      Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание. Его основная задача – помочь ребенку накопить представления о цвете, форме величине предметов и т. Д.

      В своей многовековой практике человечество создало определенные эталоны величин, форм, цветовых тонов. Овладевая этими эталонами, ребенок получает как бы набор мерок, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринимаемое свойство предмета и дать ему надлежащее определение.

      Накопление сенсорных представлений предусматривает знакомство с цветом, формой, величиной, по возможности с основными разновидностями этих свойств.

      Эталонная система включает в себя основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), а также черный и белый; пять форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал); три величины (большая, средняя, маленькая),поэтому целесообразно в первую очередь формировать у ребенка представления именно об этих формах, цветовых тонах, величинах.

      В ознакомлении детей с цветом, формой, величиной предметов очень важным является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий: от элементарных заданий на группировку однородных предметов по величине, форме, цвету до учета этих признаков и свойств в изобразительной и иной доступной для детей раннего возраста продуктивной деятельности.

        Особый такт необходимо проявить при планировании индивидуальной работы с детьми. Она не должна превращаться в дополнительные занятия. Взрослый должен заинтересовать малыша и вызвать у него желание поиграть с дидактическим материалом. Помните, что ради дополнительных занятий нельзя отрывать ребенка от интересных для него дел.

      Основные задачи в сенсорном воспитании детей от рождения до 6 лет:

    • На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
    • На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
    • Начиная с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов- эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более                                                                                                         сложных глазомерных действий.

    Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

    РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ.

    Сенсорное воспитание – целенаправленное развитие чувственного восприятия, ощущений – успешно происходит как в организованных формах обучения, в свободной деятельности, а также в семье.

    Какие рекомендации мы даем родителям по сенсорному воспитанию?

    Уже во время пребывания ребенка с мамой в группе, на прогулке в период адаптации показываем и проводим словесные подвижные игры, предлагаем использовать в общении с детьми потешки,  прибаутки, сказки, пальчиковые игры, что способствует развитию фонематического восприятия, слухового внимания. Развитию слухового внимания, познавательной активности способствует и экспериментирование со звучащими предметами, поэтому рекомендуем родителям изготавливать совместно с детьми, приобретать готовые различные свистящие, шумящие, гремящие, шуршащие и т. п. предметы:

    - банки-погремушки из-под кофе, соков, наполненные горохом, камушками, песком, скрепками, пуговицами.

    - шуршалки из бумаги, полиэтилена.

    - шумящие морские раковины.

    - свистки, дудочки из глины, дерева.

    На первом же собрании мы знакомим родителей с дидактическими играми, игрушками, необходимыми детям по сенсорному развитию.

    2-3 года, рекомендуем, чтобы по такому же типу игры, игрушки подбирались в игровом уголке ребенка:

    - игрушки-вкладыши на определение величины, пособия с помощью которых дети учатся управляться с застежками, шнурками; разноцветные пробки, крупная мозаика.

    Напоминаем родителям, что запомнить ощущения помогут и игры в период приготовления обеда: «Угадай на вкус?»,  при работе с тестом, с крупой – «Угадай на ощупь».

    Экспериментируя во время купания в ванной можно определить, какие предметы «тонут- не тонут» в воде, практически знакомятся с качествами воды «холодная-горячая-теплая». Рекомендуем опыты по определению свойств песка, снега.

    Особое место занимают игры со строительным материалом: форма, величина предмета, различение пространственных соотношений. Рекомендуем использовать сборно-разборные пирамидки от 6 до 10 колец (цвет, величина) Игровое и обучающее начало заложено в самой конструкции игрушки: собирая пирамидку путем нанизывания ребенок сам видит правильность или наглядную ошибку, развивается и глазомер.

    Никитинская игра «Сложи квадрат» - помогает запомнить цвет,  фигуру, развивает мелкую моторику рук.

    Консультация для родителей «Значение сенсорного воспитания»

    Сенсорное воспитание -  это развитие его восприятия ребенком  и формирование его  представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.

    Каково же значение сенсорного воспитания?

    Значение состоит в том, что сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития ребёнка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность. Сенсорное воспитание способствует усвоению сенсорных эталонов. Выделяют эталоны: цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый), формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.), величины (большой, маленький, самый маленький и т.д.), вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный), обоняния (запах гари, аромат духов и т.д.).

    Времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.) Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.) Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т.д.).

    Сенсорное воспитание влияет на расширение словарного запаса ребёнка.

    Сенсорное развитие происходит в самых различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопления представлений об окружающем мире. 

    Роль родителей заключается в стимулировании интереса ребёнка к предметам окружающего мира. Сенсорное воспитание может осуществляться не только через предметную, но и через продуктивную деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование.

    В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем возрасте накапливаются представления о форме, цвете, величине.

    В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы – устойчивые, закреплённые в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.

    В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух – то есть  различение речевых звуков. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребёнка в школе.

    В семье необходимо создать предметно-развивающую среду. Игрушки ребёнка должны быть изготовлены из различных материалов, игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки,  матрешки и т.д.

    Игрушки, в которых используются  разные принципы извлечения звука.

    Шумящие и гремящие игрушки можно изготовить самостоятельно. Необходимо иметь несколько видов мозаики, шнуровки, конструкторы, книги с изображением окружающих предметов, животных.

    Сенсорное развитие ребенка  является залогом его  успешного осуществления  разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное  воспитание должно планомерно и систематически включаться  во все моменты жизни ребёнка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сенсорная культура и умственное развитие ребенка

    Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п....

    Сенсорное культура и умственное развитие ребенка дошкольного возраста.

    Статья для педагогов и родителей о значении сенсорного развития....

    Консультация для родителей Тема: «Сенсорная культура и умственное развитие ребенка»

    «Сенсорная культура и умственное развитие ребенка»Сенсорное развитие ребенка – развитие его воспитания и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, поло...

    Статья на тему" Сенсорная культура и умственное развитие ребенка"

    Статья на тему: " Сенсорная культура и умственное развитие ребенка". Дидактические игры по сенсорике для детей 2-4 лет....

    Сенсорная культура и умственное развитие ребенка.

    Сенсорое развитие ребенка-это развитие его восприятия и форм предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве , а такж запахе , вкусе. Зн...

    СЕНСОРНАЯ КУЛЬТУРА И УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 4-5 лет.

    Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их \' форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т...

    «Сенсорная культура и умственное развитие ребенка»

    Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешно...