Статья «Влияние пальчиковой гимнастики на речевое и умственное развитие ребенка младшего дошкольного возраста»
статья по развитию речи (младшая группа)

Павлова Лариса Николаевна
В этой статье описывается неоценимая польза пальчиковых игр для развития речи и всех умственных процессов ребенка. В ней говорится о том, что пальчиковая гимнастика очень важна с самых первых дней жизни малыша. Она помогает развитию всех мозговых процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pavlova_ln_sta22_04.docx366.2 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 71 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга

Статья «Влияние пальчиковой гимнастики на речевое и умственное развитие ребенка младшего дошкольного возраста»

Воспитатель:

 Павлова Лариса Николаевна

Санкт-Петербурга

2022

       Все родители хотят, чтобы их дети гармонично развивались, познавали мир, обучались новому. Поэтому, начиная с первых недель жизни ребенка, мамы и папы начинают заниматься развитием малыша. Детская гимнастика, игры, массаж – это необходимые этапы для полноценного развития малыша. Одним из самых полезных способов общения с ребенком является пальчиковая гимнастика, которая оказывает благотворное влияние на здоровье малыша.

    Детская пальчиковая гимнастика очень нравится детям, поэтому выполнение упражнений часто сопровождается веселым настроением, смехом, восторгом. С самого рождения малыша родители могут выполнять простые упражнения, заключающиеся в массировании и поглаживании пальчиков ребенка. Для шестимесячных малышей существуют комплексы пальчиковой гимнастики, которые позволяют развивать мелкую моторику рук. Также она применяется и для школьников, чтобы дать отдых рукам, когда дети учатся писать.

     Известно с давних времен, что регулярные упражнения для пальцев и рук улучшают память и работу всех органов. Также пальчиковая гимнастика используется для развития речи ребенка. Если не уделять этому моменту внимания, то у детей может нередко наблюдаться задержка речевого развития. Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов» заключал еще Аристотель.

    Пальчиковая гимнастика – это игры с пальчиками, которые можно выполнять под музыку. Подобные упражнения развивают у детей внимательность и воображение. Малышам, у которых наблюдаются проблемы с речью, следует выполнять упражнения артикуляционной гимнастики – она способствует развитию органов речи. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов. Артикуляционная и пальчиковая гимнастики позволяют за короткий период избавить ребенка от многих сложностей с речью. «Уровень развития речи детей зависит от сформированности движений мелкой моторики рук» писал Д.Б. Эльконин, известный советский психолог и педагог.

     Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. По своей сути, эти игры являются отображением реальности окружающего мира: людей, предметов и явлений природы. Главная цель пальчиковых игр – это переключение внимания и улучшение координации и мелкой моторики. Развитие мелкой моторики способствует развитию речевых центров в коре головного мозга и тем самым стимулирует развитие речи ребенка, подготавливает руку к письму, а сами упражнения, как правило, поднимают настроение ребенка.

     Во время пальчиковой игры лучше садиться напротив ребенка так, чтобы его лицо было на одной высоте со взрослым. Нужно стараться не принуждать ребенка к игре, а заинтересовывать, чтобы она понравилась ему, и ребенок просил повторения пальчиковой игры.

    Многие упражнения пальчиковой гимнастики для малышей сопровождаются проговариванием известных поговорок. Потирая и перебирая пальчики ребенка можно произносить такой стишок:

       

Согнуть пальцы в кулачек и, начиная с большого пальца, по очереди разгибать их:

     Этот пальчик – дедушка,

     Этот пальчик – бабушка,

     Этот пальчик – папочка,

     Этот пальчик – мамочка,

     Этот пальчик – наш малыш.

       При проговаривании пальчиковой игры изображают при помощи пальчиков рук различные фигурки. Например,

«Коза» - указательный палец и мизинец развернуты в стороны, остальные пальцы прижаты к ладони. Коза «бодается».

«Зайчик» - указательный и средний пальцы развернуты в стороны, остальные прижаты к ладони. Заяц «шевелит» ушками.

«Флажок» - четыре пальца соединить вместе, большой палец опустить вниз, тыльная сторона ладони обращена к себе.

«Очки» - соединить в кольцо большой и указательный пальцы обеих рук, приставить колечки друг к другу, поднести к глазам.

     При выполнении различных пальчиковых упражнений у ребенка хорошо развивается мелкая моторика рук, которая не только хорошо сказывается на развитии речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.

    В заключение хотелось бы отметить, что игра является основой познавательной деятельности в детском возрасте. При помощи игры ребенок развивается, учится взаимодействовать, познает мир. Играйте с ребенком как можно чаще. Таким способом вы будете способствовать активизации мыслительных процессов малыша. Пальчиковые игры для развития речи просто незаменимы. Это объясняется тем, что формирование коры головного мозга зависит от развития конечностей, а именно, рук и пальцев. Поэтому так велико значение используемых для занятий с малышом пальчиковых игр, особенно, в раннем возрасте.

    Литература

1. Бутусова Н.Н. Развитие речи детей при коррекции. – СПб.: Детство-Пресс, 2012. – 80 с.

2. Мальцева И.В. Пальчиковые игры: от рождения до 3 лет. СПб.: Азбука-Классика, 2021. – 40 с.

3. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 2001. – 96 с.

4. Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Влияние пальчиковой гимнастики на сенсорное и умственное развитие ребенка".

Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во 2 веке до н.э. в Китае. Игры с участием рук и ...

Сенсорная культура и умственное развитие ребенка младшего дошкольного возраста.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ.  Консультация для родителей «Значение сенсорного воспитания»...

Психологическое сопровождение речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста.

1. Психологическое сопровождение речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста. М.О. Валяс2.  Психологическое сопровождение речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста ...

Статья «Интеллектуальное и творческое развитие ребенка младшего дошкольного возраста, через организацию развивающих игр с игровыми пособиями»

АннотацияСтатья посвящена интеллектуальному и познавательному  развитию и «обучения» детей младшего возраста посредством организации развивающих игр, разработке системы занятий и развивающих посо...

Тема родительского собрания : "Этапы речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста" (презентация)

В данной презентации рассматриваются этапы речевого развития детей младшего дошкольного возраста и симптомы речевых нарушений. Представлены игры для развития речи....

Статья: «Влияние организации и руководства театрализованной деятельностью детей в группе младшего дошкольного возраста как фактора реализации ФГОС ДО»

В статье раскрыт педагогический опыт и педагогические советы по организации и руководству театрализованной деятельностью детей младшего дошкольного возраста, рассмотрены ряд условий для создания ...

Консультация для родителей "Пальчиковые игры и речевое развитие ребенка младшего дошкольного возраста"

Пальчиковые игры и речевое развитие тесно взаимосвязаны между собой. Психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики....