Из опыта работы по внедрению ФГОС ДО, образовательная область "Познавательное развитие": сообщение с использованием презентации «Умственное развитие детей младшего дошкольного возраста через сенсорное развитие»
материал

Зубко Людмила Викторовна

Доклад для педагогов из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_iz_opyta_raboty.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы по внедрению ФГОС ДО, образовательная область "Познавательное развитие": сообщение с использованием презентации «Умственное развитие детей младшего дошкольного возраста через сенсорное развитие»

сообщение Зубко Людмилы Викторовны,

воспитателя группы детей общеразвивающей направленности МАДОУ ДС №10"Березка"

март 2023года

В наше время, резкое обновление знаний во всех областях, рост потока информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать, ставят перед педагогической наукой и практикой новые, динамичные задачи. В связи с этим принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), в котором заложен значительный потенциал для       дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка. Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание.

В п.2.6. ФГОС ДО прямо указывается, что содержание программ детских дошкольных образовательных учреждений «…должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления                          развития и образования детей (далее - образовательные области):

а) социально-коммуникативное развитие;

б) познавательное развитие;

в) речевое развитие;                                  

г) художественно-эстетическое развитие;

д) физическое развитие».

Достижение этих пяти задач развития и образования детей представляется достижимым через применение различных способов и методов обучения и воспитания малышей. И в первую очередь через сенсорное развитие ребёнка.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического восприятия в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствителен к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Сенсорное развитие является одной из главных задач умственного воспитания дошкольников. В процессе сенсорного развития ребенка развивается мыслительная деятельность, речь, воспитание любознательности, познавательных интересов, формируется система элементарных знаний. Но, к сожалению, современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Я считаю, что вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами – главное значение сенсорного воспитания в современном воспитании дошкольников.     

Теоретические основы умственного воспитания дошкольников.

Умственное развитие - это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Обеспечение умственного развития дошкольника имеет большое значение для всей его дальнейшей деятельности. Умственное развитие ребенка осуществляется под влиянием социальной среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате уже в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно как средством общения.

Умственное развитие дошкольника происходит в процессе деятельности: вначале в общении, предметной деятельности, игре, а затем и в учебной, трудовой, продуктивной. Наиболее эффективно умственное развитие происходит под влиянием обучения и воспитания. Современная педагогическая наука считает, что основными показателями умственного развития являются усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний.

Чтобы правильно организовать умственное воспитание дошкольников, надо знать закономерности и возможности их умственного развития. С их учетом определяются задачи, содержание, организация и методы умственного воспитания. Психология и педагогика занимаются изучением закономерностей и возможностей умственного развития в дошкольном возрасте, чтобы найти пути оптимального решения задач умственного воспитания: максимально использовать возможности ребенка, с одной стороны, и не допустить перегрузки, которая может вызвать общее угнетение организма, - с другой.

Ученые исследуют многие вопросы умственного развития и воспитания. Изучаются закономерности развития ощущений, восприятия, что необходимо для разработки содержания и методов сенсорного воспитания как основы умственного воспитания дошкольников; исследуется формирование наглядно-действенного, наглядно-образного и понятийного, логического мышления детей; выясняются особенности формирования познавательных способностей; разрабатываются содержание и методы умственного воспитания в разные периоды дошкольного детства.

Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей - способность к познанию. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий,  становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях ).

В дошкольные годы наблюдаются более высокие темпы умственного развития, чем в последующие возрастные периоды. Важно не упустить возможности для умственного развития в это время. Особо следует обратить внимание на развитие детей младшего дошкольного возраста. Основная функция умственного воспитания детей младшего возраста – формирование познавательной деятельности в ходе которой ребенок учится познавать окружающий мир. Дети познают окружающий мир в игре, в труде, на прогулках, занятиях, самостоятельной деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками.

 Основные формы взаимодействия 

  • Вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
  • Использование дидактических игр;
  • НОД (занятия) - организованная воспитателем;
  • совместная – ребенка и взрослого – на условиях партнерства;
  • Работа с родителями.

Методы познавательного (умственного)развития детей дошкольного возраста.

Методика познавательного развития детей дошкольного возраста включает следующие компоненты:

когнитивныйнаправленный на получение ребенком информации об окружающем мире (через сенсорное познание, решение познавательных задач, интеллектуальные умения) и формирующий целостную картину мира;

деятельностныйотражающий организацию разных видов детской деятельности (сюжетно-ролевая игра, проектная и исследовательская деятельность детей дошкольного возраста, экспериментирование), направленной на формирование познавательной активности ребенка;

эмоционально-чувственный, определяющий отношение ребенка к познанию окружающего мира.

Средства воспитания:

окружающая действительность: люди, предметы, природа, общественные явления.

Благодаря взаимодействию с окружающим миром расширяется кругозор ребенка, развиваются его познавательные процессы: наблюдательность, т. е. способность быстро и легко замечать изменения, происходящие в окружающем; игра - специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами труд в природе дает возможность ребенку устанавливать причинно-следственные связи, помогает понять взаимосвязи и взаимозависимости явлений обучение осуществляется систематически, планомерно, - этим обеспечивается определенная последовательность в накоплении знаний и умений, а также их прочность.

Сенсорное развитие у детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО наиболее успешно прослеживается в различных образовательных областях: социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками в дидактических играх. Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины, вкусе, звучании, количестве, части и целом. Речевое развитие – через обогащение активного словаря. Художественно-эстетическое развитие – развитие сенсорного восприятия. Физическое развитие – через развитие мелкой моторики обеих рук.

В процессе игры и на занятиях в зависимости от целей, мы с ребятами по-разному обследуем один и тот же предмет. Например: перед рисованием снеговика обращаю внимание ребенка на контур, говорю: «Сначала обведи пальчиком голову, туловище, нос, глаза». Затем предлагаю проследить зрительно: «Теперь посмотри, какого они цвета, формы». На рисунке изображение снеговика будет плоскостным, поэтому игрушка будет рассматриваться с одной стороны (сбоку). В аппликации снеговика способствовать развитию мелкой моторики рук, формировать умение наносить клей на поверхность шаблона. Перед лепкой снеговика, внимание акцентирую на конструкции объекта, способах соединения частей, а цвет, мелкие детали (нос, глаза) не обследуем. Так как лепное изделие должно быть объемным, рассматриваем игрушку со всех сторон.

Если же мы собираемся составлять рассказ об игрушке, обращаю внимание детей на такие характеристики, как материал, из которого она сделана, цвет, величину.

Работа по сенсорному воспитанию проводится на занятиях, а также в игровой и самостоятельной деятельности детей.  Все занятия я провожу в игровой форме, это создает эмоциональную насыщенность, образность, оригинальность действий и естественно дает наиболее положительный эффект.

На протяжении дошкольного детства характер сенсорного познания меняется: от манипуляции с предметами ребенок постепенно переходит к ознакомлению с ними на основе зрения, осязания, а также «зрительного ощупывания». Так для того чтобы убедиться, что в тазу лежит сырой песок, ребенок должен его потрогать. Обследование по такой схеме помогает детям овладеть обобщенными способами чувственного познания, которыми они смогут пользоваться в самостоятельной деятельности.

Главным условием любой дидактической игры выступает постановка задачи через мотивацию, которую можно рассматривать как специфический способ решения задач. Например, в игре «Чудесный мешочек» предлагаю несколько мотиваций. «Входит зайка, приносит коробку с перепутанными овощами и фруктами, он собирается открыть магазин, где будет два отдела: «Овощи» и «Фрукты». Однако все предметы (товары) перепутаны, и поэтому просит детей помочь ему разделить их: в коробку положить фрукты, а в корзинку - овощи».  Так мотивация определяет «программу» игровых действий.

Для ознакомления детей с предметным миром мной условно выделено три группы дидактических игр.

- игры направленные на получение информации о предметном мире, его свойствах и отношениях;

- игры, направленные на освоение действий разного характера (обследовательские, экспериментальные, моделирующие и алгоритмические) с предметами;

- игры направленные на развитие стремления к творческому преобразованию предметного мира.

Для обогащения сенсорного опыта детей использую дидактические игры. Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков. Так же имеются разнообразные настольные игры по сенсорному воспитанию: мозаики, лото, пазлы, палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша. В утренние, вечерние часы ребята с огромным интересом играют с ними, а я стараюсь, как можно больше разнообразить их игру, закрепить уже имеющиеся знания и познакомить с новым. Игры, в которых ребенок учится группировать предметы по тому или иному качеству (собирают в обручи разные по цвету шары, кладет в коробку игрушки круглой и овальной формы) Дети сравнивают предметы, обладающие сходными и различными признаками, выделяют существенные из них. В результате появляется возможность подвести детей к обобщениям на основе выделения существенных признаков, которые закрепляются в речи.

Таким образом, подвожу детей к овладению сенсорными эталонами. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс. У ребенка формируются предпосылки сенсорных эталонов, так называемые сенсорные предэталоны. В этот период учила детей отображению отдельных свойств предметов, некоторым особенностям формы, величины предметов, расстоянии (далеко, близко, большой, маленький). В группе имеются всевозможные конструкторы, разнообразные по фактуре и размеру: конструкторы типа ЛЕГО, деревянный конструктор «Строитель», пластмассовые конструкторы. В процессе игры с ними дети закрепляют сенсорные эталоны: цвет, форму, размер. Развивают творческий замысел, ребята учатся доводить начатое дело с помощью воспитателя до конца, выражать свой замысел с помощью речи.

Познание природного окружения вначале осуществляю чувственным путем, при помощи слуха, зрения, осязания и обоняния. Так на прогулке учу малышей различать окраску осенней листвы: у березы они желтого (лимонного) цвета. Зимой наблюдаем за белоснежным снегом, разноцветными льдинками; летом - за зеленью трав, цветением цветов; весной за журчанием ручьев, весенним солнцем.  Для того чтобы картина времен года воспринималась ярче, предлагаю послушать голоса птиц, шум ветра, шорохи опадающей листвы, аромат цветов. Ведь чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем больше признаком и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, следовательно, тем богаче становятся его представления. В утренней беседе, предлагаю вспомнить, что, идя в детский сад, ребята видели снег, прошу рассказать о том какой он, приятно, что высказываний много и все они неповторимы и разнообразны («Он легкий», «Белый», «А я пробовал из него выбежать, а он все равно падал на меня»).        

На основе таких представлений возникают мыслительные процессы, воображение, формируются этические чувства, это и является целью сенсорного воспитания детей.

Важную роль в сенсорном воспитании детей, несомненно, играет правильно организованная развивающая среда. Предметно игровая среда группы организована таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заняться любым интересующим его делом. Все игровое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, конструкторы, модули, музыкальные инструменты.

Главное место в игровом пространстве нашей группы занимает сенсорный уголок. Известно, что чем большее число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребенка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие. Сенсорный уголок - это адаптированный вариант сенсорной комнаты.

Он предназначен главным образом: развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности; снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей; создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка; активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти); повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников. Организуя сенсомоторный уголок, я выбрала место удобное для доступа детей. Дизайн уголка соответствует и дополняет общее оформление группы.
Сенсомоторный уголок используется в воспитательно-образовательном процессе, как на организованных занятиях, так и в самостоятельной игровой, поисково-экспериментальной деятельности детей.

Одним из показателей полноценного развития ребенка является уровень развития мелкой моторики. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, которые посылают нервные импульсы (сигналы) в центральную нервную систему (головной мозг) и улучшают деятельность важнейших систем организма. Влияние ручных действий на развитие мозга было известно с давних времен. Упражнения с деревянными палочками, грецкими орехами, шестигранными карандашами оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Такие упражнения улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, снижают усталость, повышают работоспособность. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка. Исследования доктора медицинских наук М.М. Кольцовой показали взаимосвязь между степенью развития тонкой моторики кистей рук и уровнем развития речи у детей.

Содержание сенсорного уголка в группе

Зрение:

- Светящиеся шнуры, всевозможные необычные лампы, дающие отсветы, любые приспособления с интересными световыми эффектами;

- Картинки-иллюзии (крутящиеся спирали, объемные изображения).

  • - Цветовые пятна-кляксы различной формы.
  • -  Картинки-штриховки (на картинке основной контур заштрихован).
  • - Картинки-прятки (на картинке "спрятаны" предметы, ребенок должен их найти)

Слух:

  • - Кассеты и диски со звуками: крики домашних животных и птиц, животных жарких стран, звуки транспорта, звуки природы (крики дельфинов, кваканье лягушек, стрекотания кузнечиков), звуки воды (водопады, ручейки, море, дождь), звуки грозы, шелест листьев.
  • - Приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки, необычные музыкальные инструменты, любые приспособления, издающие интересные звуки.

Вкус:

  •  - Стаканчики, формочки, тарелочки, подносы.
  • - Лимоны, бананы, леденцы, чеснок (по необходимости, для конкретных занятий).

Примерный перечень материалов для развития мелкой моторики:

  • Природный материал: горох, орехи, фасоль, каштаны,  шишки, камни, песок.
  • Бытовые материалы: шестигранные карандаши, веревки, прищепки, катушки, шнурки, пуговицы, липучки, платки .
  • Дидактические игры и материалы: объемные и плоскостные пазлы, различные мозаики, шнуровки, конструкторы, пластический материал (пластилин)

Обоняние:

  • - Разнообразные бутылочки, баночки для сохранения запаха.
  • - Естественные, природные запахи (кофе, мята, апельсиновые корки) в разнообразных емкостях
  • - Кусочки меха, шелка, бархатной бумаги — различные материалы с разной фактурой.
  • - Предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда).
  • - Разные по форме мелкие предметы.

Осязание:

  • - Кусочки меха, шелка, бархатной бумаги — различные материалы с разной фактурой.
  • - Предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда).
  • - Разные по форме мелкие предметы.

Необходимо отметить, что в организации среды по сенсорному воспитанию большую роль сыграли родители, их так увлекла эта работа: они с удовольствием искали материал для сенсомоторного уголка, чертили, вырезали, клеили разнообразные пособия. Своими руками изготавливали дидактический материал. Организовав работу с родителями по оборудованию сенсомоторного уголка, и оснащению группы дидактическим материалом по сенсорному воспитанию, я ненавязчиво вызвала интерес родителей к этому виду деятельности. Они стали задавать вопросы для чего — это нужно, в процессе работы я давала консультации о сенсорном воспитании, о его значении в развитии умственных способностей детей. Составила консультации по данной теме.

Список используемой литературы

  1. Журнал «Дошкольное воспитание»1999г. № 3.2006г.
  2. Журнал «Обруч»2006г. № 8.№ 1.2007г. № 2.2008г. №5.
  3. Журнал «Ребенок в детском саду».2002г. № 2, 3, 4, 5.2005г. № 4.2007г. № 2, 5.
  4. Журнал «Старший воспитатель»1999г. № 3.2006г. № 8.
  5. Е.И. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ». Выпуск 1,2.
  6. Е. А. Юзбекова «Ступеньки творчества»
  7. Н.В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью».
  8. С.А. Козлова, Т.А. Куликова «Дошкольная педагогика».
  9. Т. Г. Харько, В.В. Воскобович «Ларчик» методическое пособие.
  10. "Дошкольная педагогика". Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой
    Учебное пособие «Дошкольная педагогика и психология».
    Изд-во «Просвещение», М., 1983 г.
  11. Подъякова Н.Н.,   «Умственное  воспитание детей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие умственных способностей детей раннего дошкольного возраста через сенсорное воспитание"

Опыт работы по самообразованию воспитателя с детьми младшего возраста....

Презентация "Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста" (ФГОС)

Формирование познавательных действий, становление сознания (представление о ритме, темпе, движении, об особенностях природы, об отечественных традициях и праздниках)....

Опыт работы «Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования.»

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и ус...

«Развитие умственных способностей детей раннего дошкольного возраста через сенсорное воспитание»

«Одни заботливые родители спросили совет у мудреца-Когда надо начинать воспитывать и обучать своего ребенка?Мудрец, прежде чем ответить, поинтересовался:-А сколько лет вашему малышу?-Один год, – был о...

Консультация "Сенсорное воспитание в умственном развитии детей младшего дошкольного возраста"

      Чувственное познание окружающего мира наиболее важное значение имеет в младшем (3-4 года) дошкольном возрасте, поскольку в эту пору происходит его совершенствование: интенс...

Сенсорное воспитание как фундамент умственного развития детей младшего дошкольного возраста.

Сенсорное воспитание как фундамент умственного развития детей младшего дошкольного возраста....