Особенности эмоциональной сферы детей с нормальным уровнем развития и детей с интеллектуальной недостаточностью младшего дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа) на тему

Алкеева Евгения Геннадьевна

Умственно отсталые дети — наиболее многочисленная категория аномальных детей. По степени выраженности интеллектуального дефекта все случаи умственной отсталости делят на три группы: дебильность, имбецильность и идиотия.

Главной задачей обучения и воспитания умственно отсталых детей является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, эмоциональной сферы, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений. 

В своей работе я исследовала особенности эмоциональной сферы детей с нормальным уровнем развития и детей с интеллектуальной недостаточностью от 3-6 лет, используя проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики», а также методику «Назови чувство». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Умственно отсталые дети — наиболее многочисленная категория аномальных детей. По степени выраженности интеллектуального дефекта все случаи умственной отсталости делят на три группы: дебильность, имбецильность и идиотия.

Главной задачей обучения и воспитания умственно отсталых детей является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, эмоциональной сферы, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений.

Цель исследования: определение особенностей развития эмоциональной сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Объект исследования: эмоциональная сфера умственно отсталых детей 3-6 лет.

Предмет исследования: проявления эмоциональной сферы умственно отсталых детей в образовательно-воспитательном процессе.

Гипотеза: эмоциональная сфера умственно отсталых детей отличается недифференцированностью и нестабильностью чувств, ограничением диапазона переживаний, крайним характером проявления радости, огорчения, веселья.

задачи: Изучение первоисточников по проблеме психических особенностей детей с нарушением интеллекта.

методы: теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы; эмпирические методы (включенное наблюдение, включенная беседа, психодиагностические методики: проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики», методика «Назови чувство»; методы математической статистики, методы количественного и качественного анализа эмпирических данных.

В первой главе изучены следующие вопросы:

  • Общая характеристика детей с нарушением интеллекта,
  • развитие эмоционально-волевой сферы в детском возрасте,
  • особенности развития эмоциональной сферы у детей с нарушением интеллекта.

Изучением этих вопросов занимались следующие ученые: А. Д. Ганеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева, Л. В. Кузнецова, Б. П. Пузанова и другие.

Дебильность – это дети с легким недоразвитием интеллекта.

Умственная отсталость – это стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга.

Олигофрен –малоумный.

Исследование проводилось на базе реабилитационного центра с детьми с ограниченными возможностями «Детство» УСО ХМАО-Югры.

Для проведения исследования нами были выбраны следующие методики: проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики», методику «Назови чувство».

Наше эмпирическое исследование было организовано с целью проверки гипотетического предположения о том, что эмоциональная сфера умственно отсталых детей отличается нестабильностью чувств, ограниченным диапазоном переживаний, крайним характером проявления радости, огорчения, веселья. Результаты проведенного исследования позволили установить, что эмоциональная сфера умственно отсталых детей качественно отличается  от эмоциональной сферы детей в норме.

          Анализ результатов исследования

После проведения исследования особенностей эмоциональной сферы у умственно отсталых детей и детей в норме были получены следующие результаты.

Результаты исследования эмоциональной сферы испытуемых по методике «Домики».

При раскрашивании цветового градусника  дети с нормальным уровнем развития чаще всего выбирали основные цвета, а умственно отсталые дети в равной степени отдавали предпочтение, как основным, так и негативным цветам. Многие дети экспериментальной группы при выполнении задания неточно соблюдали инструкцию, приходилось оказывать им стимулирующую помощь.

Средний балл по экспериментальной группе, свидетельствующий о позитивном эмоциональном состоянии  равняется 3.8, о негативном – 3.6. Из этого следует, что умственно отсталые дети недиффиренцированно оценивают противоположные эмоции. Так, для них практически равнозначными являются счастье и обида, доброта и злоба. В отличие от умственно отсталых детей, дети с нормальным уровнем развития показали способность к  достаточному уровню дифференциации чувств. У них средний балл  по позитивным эмоциям  равняется 4.2, по негативным – 2.2.

Результаты выполнения второго задания методики «Домики» представлены на рисунке 1.

Для сравнения выборочных средних величин, принадлежащих к двум совокупностям данных, и для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга, используют критерий Фишера для сравнения дисперсий. Его формула выглядит следующим образом:

                F(n –1) =

n – количество значения признака сравниваемых выборок;

 (n  – 1) – число степеней свободы;

S12 – дисперсия по первой выборке;

S22 –дисперсия по второй выборке.

        Дисперсия по первой выборке составляет 1,081. По второй – 0,335 . Частное от деления большей дисперсии на меньшую равно 3,227. Это и есть искомый показатель F. Сравнивая его с табличным граничным значением 3,00, приходим к выводу о том, что дисперсии двух сопоставляемых выборок действительно отличаются друг от друга, и следовательно безусловно значимы.

Как видим из рисунка 1, умственно отсталые дети недиффиренцированно оценивают противоположные эмоции. Так, для них практически равнозначными являются счастье и обида, восхищение и злоба. В отличие от умственно отсталых детей, дети с нормальным уровнем развития показали способность к  достаточному уровню дифференциации чувств. Так, на разных полюсах оказались злоба и доброта, одинаковый средний балл получен при оценке счастья и доброты. Низкие баллы в контрольной группе при оценке отрицательных эмоциональных состояний свидетельствует о преобладании мажорного настроения у детей, правильном понимании негативного значения отрицательных эмоций.

После выполнения второго задания мы побеседовали с детьми обеих групп, уточнили причину раскрашивания домиков в тот или иной цвет. В экспериментальной группе дети не связывали свое отношение к выбору цвета с отношением к раскрашиваемому чувству (домику): «Не хочу говорить, просто так нарисовала», чаще всего был ответ: «Не знаю, почему. Пусть будет желтый». В контрольной группе дети объясняли свой выбор предпочтительностью цвета: «Мне нравится синий цвет. Это как небо, глаза у мамы. Я раскрасила счастье в синий цвет. Я хочу, чтобы все были счастливыми». «Мне нравится зеленая травка. Я люблю лето, радуюсь ему и поэтому радость у меня зеленого цвета».

Причем, сравнивая цветовые выборы первого и второго задания, мы установили, что 92% умственно отсталых детей не использовали предпочтенные ими при ранжировании цвета для раскрашивания положительных эмоций (первое задание), тогда как  89% детей в норме раскрашивали домики, где живет доброта, восхищение, счастье наиболее понравившимся цветом.

Исследование показало, что дети контрольной группы продемонстрировали положительное эмоциональное отношение к разным видам социально значимой деятельности, позитивную направленность на окружающий мир, познавательную активность, творчество.

Умственно отсталые дети при выполнении второго задания показали неумение продифференцировать отдельные виды деятельности, что наглядно представлено для экспериментальной (э) и контрольной (к) групп  на графике по методике «Назови чувство» (см. рис. 2).

Рисунок 2. Диаграмма частоты проявления положительных и отрицательных эмоций в оценке испытуемых контрольной и экспериментальной групп

Как видно из результатов обследования детей с нарушениями интеллекта, оценка ими проявлений чувств отличается низким уровнем дифференцированности. Так, по оценке частоты проявления таких чувств как радость, восторг, счастье 18 умственно отсталых детей назвали, что данные чувства они испытывают очень часто. При этом 17 из них одновременно указали, что очень часто испытывают также такие чувства как грусть, горе, печаль. Для сравнения, 12 детей в норме указали, что очень часто испытывают радость, восторг и счастье и 4 испытуемых отметили, что очень часто испытывают грусть. Такое чувство как горе 9 детей указали, что не испытывают никогда 8 – редко.

Результаты, полученные с помощью  данной методики, подтвердили данные, полученные по методике «Домики», что свидетельствует о их надежности.

Наше наблюдение за умственно отсталыми детьми показало, что они очень бурно выражают как положительные, так и отрицательные эмоциональные состояния. При завышенной самооценке, свойственной абсолютному большинству умственно отсталых детей, они всегда довольны собой и своим поведением, то есть, при всех проявлениях эмоциональных состояний они не склонны к самокритике и переживанию.

В беседе, проведенной до использования данной методики, мы установили, что умственно отсталые дети многие эмоциональные состояния не понимают. Они затрудняются объяснить правильно, что такое раздражение, сочувствие. Поэтому, нам пришлось разъяснять на примерах смысл данных чувств и эмоциональных состояний. Большинство детей в беседе не смогли также связать с конкретными ситуациями проявления таких чувств как печаль, счастье, горе, хотя подчеркнули их двумя чертами, то есть отметили, что эти чувства испытывают очень часто.

Они не могли также оценить у себя преобладание положительных или отрицательных эмоций, хотя в действительности, у них преобладает положительное эмоциональное состояние, о чем свидетельствует длительное наблюдение за детьми воспитателей реабилитационного центра.

У детей в норме отмечается дифференцированное восприятие чувств. Среди очень часто переживаемых чувств 12 детей назвали радость, 10 – счастье и восторг. Практически все дети смогли правильно трактовать содержание всех перечисленных чувств и связывать их с адекватными жизненными ситуациями.

При анализе проявления агрессивных переживаний, выраженных состояниями обиды, ненависти, раздражения и злости, у умственно отсталых детей очень частое их проявление отметили более половины обследованных, тогда как ни один ребенок в норме их не отнес к числу очень часто переживаемых; 11 испытуемых контрольной группы редко испытывают чувство злости,  7 детей отметили, что данное чувство не испытывают никогда.

Постоянная критика взрослых в адрес данных детей формирует негативное самовосприятие. Умственно отсталые дети слабо ориентируются при самооценке на мнение окружающих, ценностно относятся к себе, безотносительно даже к негативной  оценке их воспитателями.

Таким образом, проведенное нами исследование позволило выявить специфику эмоциональной сферы умственно отсталых детей по сравнению с детьми в норме. Для умственно отсталых детей в эмоциональной сфере характерны:

  1. недифференцированность и нестабильность чувств;
  2. ограниченность диапазона переживаний;
  3.  крайний характер  проявления радости, огорчения, веселья.

На основании эмпирического исследования мы пришли к следующим основным выводам.

Оценка умственно отсталыми детьми проявлений чувств отличается низким уровнем диференцированности, они очень бурно выражают как положительные, так и отрицательные эмоциональные состояния.

Практически всем умственно отсталым детям свойственна позитивная самооценка и отождествление себя с хорошими детьми.

Большинство умственно отсталых детей всегда довольны собой и своим поведением, то есть, при всех проявлениях эмоциональных состояний они не склонны к самокритике и переживанию.

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась.

Коррекционно-развивающая работа была организована нами с учетом индивидуальных психологических особенностей детей с интеллектуальной недостаточностью и опиралась на принципы уважения к личности ребенка, осуществления индивидуального подхода, систематичности и преемственности психолого-педагогических воздействий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

В данной статье рассказываеться о особенностях  развития эмоциональной  сферы  детей  старшего  дошкольного  возраста  с  нарушениями  речи. Представлен пл...

Диагностика уровня развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

Диагностики уровня развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста....

Конспект подгруппового занятия по развитию речи для детей с интеллектуальной недостаточностью среднего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий.

Конспект по развитию речи с использованием презентации на тему "Дикие животные" . Конспект занятия  для детей с задержкой психического развития и легкой умственной отсталостью в возрасте четырех-...

Особенности эмоциональной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью.

Подход к изучению игровой деятельности умственно отсталых дошкольников как деятельности целостной ставит проблему исследования роли личностных компонентов в этой деятельности. Одним из таких компонент...

Воспитатель о развитии речи детей 3-4 лет младшего дошкольного возраста

Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду в пять лет, устарело. К этому возрасту речь ребенка уже во многом сформирована, поскольку благоприятным периодом для развития речи является возра...

Буклет для родителей и педагогов: Нейропсихологические упражнения для развития познавательной деятельности детей, имеющих интеллектуальную недостаточность, старшего дошкольного возраста.

Интеллектуальную недостаточность, в качестве элемента нейрокоррекции применяются следующие виды упражнений:1. развитие внимания;2. дыхательные упражнения;3. общий двигательный репертуар;4. игры с мячо...