Отчёт работы клуба "Папа, мама,я - читающая семья" 1-ый год с презентацией
проект (старшая группа) по теме

В данном отчёте педагоги могут познакомиться и взять для работы интересные формы работы с детьми и их родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc59 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_kluba_o_chitayushchey_seme_-_kopiya.ppt2.56 МБ

Предварительный просмотр:

Проект « Клуб: папа, мама, я – читающая семья»

Кудинова Ольга Николаевна – воспитатель МБДОУ детский сад №19 «Радость»                                                            

Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» в Федеральных государственных требованиях направлено на формирование интереса и потребности в чтении книг совместно с родителями. Наблюдения за детьми показали, что все чаще встречаются дети, которых не усадить за книгу, которые не хотят и не могут слушать. Сегодня, в большинстве семей дети с самого рождения вынуждены смотреть телевизор – он почти никогда не выключается. Яркий мультфильм противопоставляется книге, читать которую трудно, долго и не всегда сразу понятно; читая или слушая чтение нужно потрудиться, напрячь мысли, воображение, а телевизор дает готовенькое. В результате у ребенка интерес книге теряется. И наоборот, если ребенку с первых лет жизни постоянно читают, показывают картинки, то впоследствии его восприятию книги ничего не мешает – ни мультфильмы, ни компьютерные игры. Ребенок научиться воспринимать систему образов с листа и электронные образы не будут мешать, а будут дополнять мир ребенка.         Проведённое нами в группе обследование показало, что дети плохо знают детскую художественную литературу, не умеют внимательно и выразительно слушать рассказы, сказки, стихотворения.

        Анкетирование среди родителей выявило, что меньше половины опрошенных семей практикуют семейное чтение. Лишь четверо родителей смогли точно назвать книгу, которую они недавно прочитали для своего ребёнка.  Для решения этой проблемы используем проект «Клуб: папа, мама, я – читающая семья» с использованием инновационных форм взаимодействия.

        Мы выбрали эту форму работы потому, что особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.

        Актуальность проблемы обозначила выбор цели проекта: возрождение и развитие традиций семейного чтения, установление партнёрских взаимоотношений между детским садом и семьёй

Данная цель реализуется через следующие задачи проекта:                                                                 Создание условий в детском саду для повышения роли литературы в развитии детей.

        Формирование у ребенка мотивации к чтению, способности воспринимать художественные произведения.

        По средствам книги и чтения способствовать развитию речи, речевому общению, подготовки дошкольников к обучению грамоте.

        Популяризация традиций семейного чтения среди родителей дошкольников, повышение их заинтересованности в читательском развитии своего ребенка.

        Тип проекта: комплексный.

        Участники проекта: дети, родители воспитанников, воспитатели и учитель-логопед.

        Продолжительность: долгосрочный (2 учебных года, старшая и подготовительная группа).

        Ожидаемый результат. 

Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе

Возрождение традиции домашнего чтения.

Обобщение и распространение  опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе

Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя

         Заседания клуба «Папа, мама, я – читающая семья» проводится раз в месяц. Продолжительность встреч 30-40 минут, так как небольшая продолжительность имеет немаловажное значение, поскольку часто родители ограничены во времени в силу объективных и субъективных причин.

Проект реализуется в три этапа.

Первый этап – подготовительный (сентябрь – ноябрь 2012 года)
Составление перспективного плана работы клуба;

Подготовка к проведению мероприятий, обсуждение общих вопросов, связанных с организацией работы клуба.

Второй этап – основной (декабрь 2012 года – апрель 2014 года)

Работа с детьми является неотъемлемой частью деятельности педагога в рамках работы клуба. Поставленные задачи реализуются в следующих видах деятельности:

Непосредственно-образовательная деятельность.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Самостоятельная деятельность детей.                                                                            

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе играет уголок книги. Здесь происходит интимное, личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями.

Детям предлагаем широкий спектр игр:                                                                                               -  сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплетная мастерская»;                  -  игры по прочитанным книгам: «Собери сказку», «Что сначала, что потом», «Угадай сказку», «Из какой сказки герой?», «Чей предмет?».

В игре – драматизации, театрализованной игре драматизации   - ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Слово связано с действиями персонажей. В данных играх разыгрываются готовые тексты. Показали родителям сказки: «Репка» - записана на видео, «Теремок» -  в сказке изменили сюжет, «Девочка - чумазая» - записана на видео.                                                                            

Для развития коммуникативной деятельности используем авторскую игровую методику развития творческого мышления, воображения, речи «Теремок сказок» Козыревой Нелли Арнольдовны. Методика «Теремок сказок» основана на принципах развивающего обучения Марии Монтессори, типовых приёмов фантазирования Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и творческих советов итальянского сказочника Дж. Родари. В подготовительной группе планируем ознакомить родителей с методикой «Теремок сказок».  

Ввели в традицию группы:  утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» (ежедневно),  дневные литературные чтения (ежедневно), книги на прокат.                                                                                                                                                                                

Организовываем книжные выставки по изучаемым лексическим темам

 В мастерской создаём книги-самоделки. Сейчас с детьми озвучиваем диафильм по сказке «Теремок».

Создание «Книжкиной больницы» в группе помогает прививать детям бережное отношение к книге. В дальнейшем планируем предложить детям «лечить»  не только книги из своей группы, но и помогать малышам.                                                                                                  

 В работе с родителями используем такие формы работы как: наглядное   информирование, практические  консультации, анкетирование, работает инициативная группа, родительские встречи.

Организационное заседание клуба  проходило в здании филиала Детской библиотеки. Родителей познакомили с целями и задачами клуба, с результатами анкетирования, рассказали о правах и обязанностях членов клуба, обсудили с родителями план мероприятий, выбрали инициативную группу из родителей.    

На одном из заседаний клуба провели практикум по использованию метода наглядного моделирования, который помогает детям при пересказе текста.

Совместная деятельность сближает родителей, детей и педагога. Учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнёрами. Для ребёнка ведь тоже важно взаимопонимание между взрослыми воспитателями и родителями. От участия родителей в клубе выигрывают все.

Для решения поставленных задач и эффективной педагогической деятельности в группе необходимо создать обогащённую предметно – развивающую среду, которая включает центры деятельности и дополнена материалами.   

Чтобы заинтересовать ребёнка книгой, чтобы чтение вошло в привычку, от которой получаешь удовольствие, узнаёшь что – то новое мы ввели традицию «Книжное дерево». На нашем «книжном дереве» «вырастают, созревают яблоки», которые будут приносить родители, прочитав ребёнку книгу. На яблоке пишут автора, название книги. Ребёнок высказывает своё суждение о книге. В дальнейшем планируем предложить родителям писать на отдельном листе бумаги    вопросы, которые задавал ребёнок, объяснение непонятных слов ребёнком, чем интересна эта книга. Мама у Вани Калашникова предложила: ребёнок, который сам прочитал книгу приносил бы не яблоко, а например, грушу.                                                                                                                                             Понаблюдать о чтении в других семьях поможет «Экран читателя», на котором периодически появляются солнышки: весёлое солнышко – прочитали книгу, грустное солнышко – прекратили читать.  

Ещё одну из традиций, которую мы ввели в группе «Гость группы». 21 февраля состоялась встреча с детским писателем Кайгородовым Григорием Константиновичем. Григорий Константинович рассказал о своём творчестве, о готовившейся к изданию новой книги «Мир птиц». Родители приобрели книги у Григория Константиновича. Мы продолжаем поддерживать связь с писателем.

        Наиболее интересная форма работы с родителями – это привлечение родителей к образовательному процессу через проектную деятельность. На сегодняшний день он получает все более широкое применение в педагогической практике нашего учреждения. Метод проектов – это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей – через совместную деятельность детей и родителей. Вместе с родителями реализовали такие мини – проекты как: «Скоро, скоро новый год», «Зимующие птицы», «Как рождается книга», « Семья», «День Защитника Отечества».

Хочу привести пример: при создании проекта «Скоро, скоро Новый год»  инициативная группа родителей предложили создать газеты «Новогодние традиции семьи». Из газет сделали сборник, мы с детьми читали газеты, и сами дети рассказывали о традициях в своих семьях.

В детском саду и дома была прочитана художественная и познавательная литература по темам празднования нового года в других странах, где живёт дед Мороз, какие бывают ёлочки, история новогодней ёлки. Провели семейный конкурс «В лесу родилась ёлочка». На новогоднем утреннике всем участникам вручили дипломы и грамоты. С детьми смастерили «Белую книгу», ёлочки.

Катя Милевская за свои ёлочки получила диплом международного детского творчества  фестиваля «Южный полюс».                                

При реализации проекта «Клуб: папа, мама, я – читающая семья» привлечены:

- сотрудники детской  библиотеки:  организуют тематические беседы; совместные экскурсии для детей и родителей;

- консультации для родителей, участие библиотекаря в образовательной деятельности, памятки для родителей,                                                                                                                      

  - Музыкальный руководитель: подбирает музыкальный репертуар к литературным праздникам, викторинам, КВНу. 

        Самая популярная и любимая как  воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Совместное мероприятие «Чистота -  та же красота», родители поделились своим опытом, как приучают детей соблюдать правила личной гигиены. Провели конкурс на лучшую причёску. Мероприятие записано на видео.

        19 апреля провели «Литературный КВН». Гостями нашего праздника были заведующая филиалом детской библиотеки – Наталья Александровна и наш спонсор директор книжного магазина «Мир книг» - Наталья Геннадьевна.

        Родители и дети показали свои знания по литературным произведениям.

В мае планируем провести выставку книг и работ по теме: «Наши любимые книги». Подведение итогов работы клуба «Папа, мама, я – читающая семья» за 2012-2013 учебный год.                                  

В ходе реализации проекта на данном этапе удалось заинтересовать родителей к активному участию в клубе, укрепить связи между педагогами и семьями воспитанников, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых.

Эффективность  работы клуба подтверждает обратная связь с родителями в журнале «Ваше мнение важно для нас».

Третий этап – завершающий (апрель – май 2014 года).

 На итоговом заседании клуба «Папа, мама, я – читающая семья» планируем провести презентацию «Семейной рукописной книги».

                                                                                                                                                                                                                                          


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Клуб: папа, мама, я – читающая семья» Руководители: воспитатели: Кудинова О.Н., Мазеина А.В. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развитие ребенка – детский сад №19 «Радость»

Слайд 2

Актуальность и обоснование проекта Наблюдения за детьми показали, что все чаще встречаются дети, которых не усадить за книгу, которые не хотят и не могут слушать. Сегодня, в большинстве семей дети с самого рождения вынуждены смотреть телевизор – он почти никогда не выключается. Цель проекта возрождение и развитие традиций семейного чтения, установление партнёрских взаимоотношений между детским садом и семьёй

Слайд 3

Создание условий в детском саду для повышения роли литературы в развитии детей. Формирование у ребенка мотивации к чтению, способности воспринимать художественные произведения. По средствам книги и чтения способствовать развитию речи, речевому общению, подготовки дошкольников к обучению грамоте. Популяризация традиций семейного чтения среди родителей дошкольников, повышение их заинтересованности в читательском развитии своего ребенка. Задачи проекта

Слайд 4

Ожидаемый результат Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе Возрождение традиции домашнего чтения. Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя

Слайд 5

Первый этап – подготовительный (сентябрь – ноябрь 2012 года) Составление перспективного плана работы клуба; Подготовка к проведению мероприятий, обсуждение общих вопросов, связанных с организацией работы клуба. Второй этап – основной (декабрь 2012 года – апрель 2014 года) Работа с детьми Непосредственно-образовательная деятельность Совместная деятельность воспитателя с детьми Самостоятельная деятельность детей

Слайд 6

Совместная работа с детьми и родителями - Открытые мероприятия с участием родителей - Выставки детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям - Экскурсия в городскую детскую библиотеку - Книжные выставки «Книжный парад для дошколят» - Традиции группы: «Гость группы» - «Книга напрокат» - «Книжное дерево» - Литературный КВН - Мини – проекты

Слайд 7

«Книжное дерево» Экран читателя

Слайд 8

Гость группы

Слайд 9

Литературный КВН

Слайд 10

Третий этап – завершающий (апрель – май 2014 года) Презентация «Семейной рукописной книги» Награждение грамотами в номинациях: «Рекордсмен чтения», «Знаток книг», «Мастер чтения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Папа, мама, я – читающая семья

Викторина по обучению грамоте,для читающих детей по сказкам....

Презентация проекта «Папа, мама, я - читающая семья»

Проблема: Снижение интереса к чтению художественной литературы среди детей и родителей....

Положение о конкурсе на самую читающую семью «Папа, мама, я – читающая семья!»

     Самое главное в жизни человека – это семья. Большую часть времени ребенок находится с родителями. В современном мире проще включить ребенку мультфильмы, чем прочесть к...

Презентация к проекту "Папа, мама, я - читающая семья".

Последние наблюдения за детьми показывают: дети все реже берут в руки книгу, предпочитая времени проведенном с книгой любые другие занятия, игры. Данный факт вызывает глубокую обеспокоенность, побужда...

Презентация к проекту "Папа, Мама, я - читающая семья"

Презентация рассказывает об организации, планировании и этапах работы над проектом "Папа, Мама, я - читающая семья"...

Отчёт о проекте «Папа, мама, я – читающая семья»

Цель проекта: возрождение и развитие традиции семейного чтения, формирование у ребёнка мотивации к чтению, посредством книги и чтения способствовать развитию речи, речевому общению....

Отчёт работы родительского клуба «Вместе с мамой, вместе с папой» за 2021– 2022 учебный год.

Отчёт работы родительского клуба «Вместе с мамой, вместе с папой»  за 2021– 2022 учебный год....