Родительское собрание в первой младшей группе. Кризис 3 лет.
статья (младшая группа) по теме

Горбачёва Жанна Ивановна

«Семизвездие симптомов», характерных для поведения ребенка в период кризиса 3 лет.

 

Чтобы кризис прошёл благополучно любите ребёнка.

 

1.   Негативизм. Это не просто нежелание выполнять какие - то указания взрослого, не просто непослушание, а стремление делать все наоборот, не подчиняться ни в коем случае воле взрослого. Например, мальчик очень любит кататься на велосипеде. Ему не всегда разрешают, но сегодня говорят: «Иди, катайся». Но он отвечает: «Не пойду». Дело в том, что в голосе матери он уловил повелительные нотки. Дети не только протестуют на каждом шагу против излишней, по их мнению, опеки, но и специально делают то, что им запрещено.

2.   Упрямство. Это «такая реакция ребёнка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал, что он так захотел» (Л.Выготский), т.е. это «реакция не на предложение, а на своё собственное решение» (М.Ермолаева). Например, ребёнка, когда он уже проснулся, мама просит встать с постели, но он в течение долгого времени не соглашается вставать, хотя ему уже давно надоело лежать в постели и хочется поиграть с игрушками. Однако ребёнок заявляет: «Сказал – не встану, значит, не встану!» 

3.   Строптивость. Это постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый. Ребёнку ничего не нравится из того, что он делал раньше, он как бы отрицает тот образ жизни, который сложился у него до 3 лет.

4.   Своеволие. Ребёнок всё хочет делать сам, даже если не умеет, борется за свою самостоятельность.

5.   Протест – бунт против окружающих. Проявляется в том, что все поведение ребёнка носит протестующий характер, как будто он находится в состоянии жесткого конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно.

6.   Обесценивание ребёнком личности близких. Обесцениваются старые привязанности ребёнка к вещам, людям, к правилам поведения.

7.   Деспотическое подавление окружающих. Вся семья должна удовлетворять любое желание маленького тирана, в противном случае её ждут истерики и слёзы. Ребёнок хочет стать господином положения.

Таким образом…

·       Кризис 3 лет – это «бунт против авторитарного воспитания, это протест ребёнка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте».

·       Самостоятельность и активность ребёнка возрастают, изменяется отношение ребёнка и к собственному «я», и к другим людям, окружающим его, продолжается процесс эмансипации ребёнка.

·       Следствием проявления перечисленных симптомов могут стать внутренние и внешние конфликты, невротические проявления (энурез, ночные страхи, заикание и др.)

·       Кризис 3 лет – это прежде всего «кризис социальных отношений ребёнка, он происходит по оси перестройки социальных взаимоотношений личности ребёнка и окружающих людей».

·       Кризис протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребёнка стремление к самостоятельности, когда они пытаются во что бы то ни стало сохранить прежний тип взаимоотношений, устраивающий их, когда они сдерживают самостоятельность и активность ребёнка. Если же взрослые реагируют на изменения, происходящие в ребёнке, если они заменяют авторитарный стиль взаимодействия с ребёнком, гиперопеку на партнёрское общение с ним, предоставляют ему самостоятельность (в разумных пределах), конфликтов между ними и трудностей общения может и не возникнуть или они будут носить временный, переходящий характер.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semizvezdie_simptomov.docx15.19 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы кризис прошёл благополучно,

                                                                                                              любите ребёнка.

«Семизвездие симптомов», характерных для поведения ребенка в период кризиса 3 лет

  1. Негативизм. Это не просто нежелание выполнять какие - то

указания взрослого, не просто непослушание, а стремление делать все наоборот, не подчиняться ни в коем случае воле взрослого. Например, мальчик очень любит кататься на велосипеде. Ему не всегда разрешают, но сегодня говорят: «Иди, катайся». Но он отвечает: «Не пойду». Дело в том, что в голосе матери он уловил повелительные нотки. Дети не только протестуют на каждом шагу против излишней, по их мнению, опеки, но и специально делают то, что им запрещено.

  1. Упрямство. Это «такая реакция ребёнка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал, что он так захотел» (Л.Выготский), т.е. это «реакция не на предложение, а на своё собственное решение» (М.Ермолаева). Например, ребёнка, когда он уже проснулся, мама просит встать с постели, но он в течение долгого времени не соглашается вставать, хотя ему уже давно надоело лежать в постели и хочется поиграть с игрушками. Однако ребёнок заявляет: «Сказал – не встану, значит, не встану!»  
  2. Строптивость. Это постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый. Ребёнку ничего не нравится из того, что он делал раньше, он как бы отрицает тот образ жизни, который сложился у него до 3 лет.
  3. Своеволие. Ребёнок всё хочет делать сам, даже если не умеет, борется за свою самостоятельность.
  4. Протест – бунт против окружающих. Проявляется в том, что все поведение ребёнка носит протестующий характер, как будто он находится в состоянии жесткого конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно.
  5. Обесценивание ребёнком личности близких. Обесцениваются старые привязанности ребёнка к вещам, людям, к правилам поведения.
  6. Деспотическое подавление окружающих. Вся семья должна удовлетворять любое желание маленького тирана, в противном случае её ждут истерики и слёзы. Ребёнок хочет стать господином положения.

Таким образом…

  • Кризис 3 лет – это «бунт против авторитарного воспитания, это протест ребёнка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте».
  • Самостоятельность и активность ребёнка возрастают, изменяется отношение ребёнка и к собственному «я», и к другим людям, окружающим его, продолжается процесс эмансипации ребёнка.
  • Следствием проявления перечисленных симптомов могут стать внутренние и внешние конфликты, невротические проявления (энурез, ночные страхи, заикание и др.).
  • Кризис 3 лет – это прежде всего «кризис социальных отношений ребёнка, он происходит по оси перестройки социальных взаимоотношений личности ребёнка и окружающих людей».
  • Кризис протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребёнка стремление к самостоятельности, когда они пытаются во что бы то ни стало сохранить прежний тип взаимоотношений, устраивающий их, когда они сдерживают самостоятельность и активность ребёнка. Если же взрослые реагируют на изменения, происходящие в ребёнке, если они заменяют авторитарный стиль взаимодействия с ребёнком, гиперопеку на партнёрское общение с ним, предоставляют ему самостоятельность (в разумных пределах), конфликтов между ними и трудностей общения может и не возникнуть или они будут носить временный, переходящий характер.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание во второй младшей группе «Кризис трех лет. Пути преодоления»

Родительское собрание во второй младшей группе «Кризис трех лет.   Пути преодоления»   Кризис трех лет можно распознать по проявлению следующих симптомов: Негативизм – неподчинение ...

Конспект выступления на родительском собрании во второй младшей группе. «Кризис трех лет»

В конспекте раскрыта тема кризиса трех лет. Показаны признаки этого периода и действия, помогающие преодолеть более легко этот  промежуток времени....

Первое групповое родительское собрание в первой младшей группе "Мы вместе"

Конспект родительского собрания в 1 младшей группе«Мы вместе»Цель: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив на новый учебный год; повышение педагогической культуры р...

Первое родительское собрание в первой младшей группе "Давайте познакомимся"

Данная разработка родительского собрания будет полезна воспитателям, работающим с детьми первой младшей группы (2-3 года)....

Выступление педагога - психолога на родительском собрании в 1 младшей группе "Кризис 3-х лет"

Выступление на родительском собрании в первой младшей группе на тему «Кризис 3-х лет»Цель: выстраивание отношений родителей и ребенка.Задачи: знакомство родителей с особенностями психическог...

Родительское собрание в первой младшей группе на тему: «Первый раз в детский сад»

Цель:· установление контакта между родителями и педагогами;· моделирование перспектив взаимодействия.Задачи:1. Познакомить с трудностями адаптации ребенка к ДОУ и дать рекомендации ...