Адаптация:как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду
консультация (младшая группа) на тему

Завьялова Татьяна Александровна

Рекомендации из этой статьи   помогут семьям  легче и спокойнее пережить период адаптации ребенка к ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация:как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду

(консультация для родителей)

Что же нужно знать мамам и папам, готовясь отдать ребенка в детский сад?

Первый этап – подготовительный


Подготовительный этап необходимо начинать примерно за полгода до непосредственного посещения дошкольного учреждения.


Родителям необходимо:

1.Посетить предполагаемое ДОУ, узнать там режим дня (для конкретного возраста) и приблизительное меню.


2. Постепенно приучить ребенка   соблюдать  детсадовский  режим  дня (даже в выходные).

3. Стараться включать  в рацион питания те блюда, которые употребляют в садике.

4. Постараться научить:

* одеваться и раздеваться самостоятельно (с небольшой вашей помощью, конечно);

* просить о помощи, если что-то не получается;

* кушать ложкой за столом, не играть с едой;

* обходиться без памперсов и соски.

5. В этот период, на игровых площадках ,или во дворе ,помогать ребенку постигнуть основы общения, приглашая друзей ребенка в гости и ходить в гости самим.

6. Во время прогулки можно ходить до близлежащего детского сада, наблюдать за детьми и воспитателями, комментируя ребенку, происходящее на площадке: «Посмотри, воспитатель играет с детками в какую-то интересную игру. Смотри, все встали в круг…  А сейчас детишки построились парами и пошли на обед в свою группу. И мы с тобой пойдем домой обедать. Тебе пока в садик нельзя, но скоро  ты сможешь  ходить в него и играть с другими ребятами».

7.Еще одна немаловажная  задача родителей - сформировать позитивное отношение к ДОУ, т.к. ребенок не знает, что такое «садик» и как к нему нужно относиться. Также ребенку интересно, а как же там, внутри садика? Ведь если он будет знать, что его ожидает в стенах этого заведения, то и адаптация пройдет менее эмоционально и напряженно. Поэтому дома, на протяжении всего подготовительного периода можно поиграть в «детский сад». Вместе с ребенком можно строить  из любого строительного материала «периметр» детского сада, в нем «группу», «раздевалку», «спальню».  Всё это надо называть «детским садом». Затем можно выбрать участников-зверушек: «воспитательница», «дети», фигурку самого ребенка и др. Главное не выбирать на роль воспитательницы и детей фигурки агрессивных животных. В игре надо мягко соблюдать режимные моменты настоящего садика: утром игрушечные животные приводят в детский сад своих детенышей, их встречает воспитательница, они умываются,  едят, играют, решают разные конфликтные моменты, занимаются, гуляют, спят и т.д.,  а вечером всех детишек - зверят  забирают домой.

8. Еще одна очень полезная,  простая и веселая игра – «прятки», в нее стоит играть всей семьей. Она поможет малышу привыкнуть к тому, что мама уходит и оставляет его с посторонними людьми .Ведь в  первое время посещения детского сада ребенок боится «пропажи» мамы, когда она уходит из поля его зрения и какое-то время не возвращается. А прятки помогают ребенку понять - если человек ушел, то он обязательно вернется.


Нельзя ни в коем случае пугать ребёнка детским садом и воспитателями: «Вот пойдешь в садик, там тебе покажут!...» или « Не убираешь свои игрушки- я отдам их детям в детском саду!».

Если у вас не было достаточно времени для осуществления подготовительного периода, то все вышеперечисленные методы можно использовать на втором этапе адаптации.

Второй этап - непосредственно адаптация

И вот  наступил торжественный день! Ребенок идет в сад!

1.Накануне необходимо провести день как можно спокойнее – без компьютера и телевизора, без посещения новых мест и покупки новых игрушек. Вечером, вместе с ребенком приготовить все необходимое для детского сада (одежду, игрушку и т.д.). По возможности уложить спать пораньше.


2. Первое время  желательно чтобы ребенка утром  будила игрушка, которую озвучивает мама. Пусть игрушка «пожелает» ребенку доброго утра, расскажет, как она спала и что ей снилось. Пусть даже ребенок всё это время будет лежать с закрытыми глазами. Игрушка «скажет», что сегодня будет интересный и увлекательный день. Можно и дальше продолжать диалог от имени игрушки, тогда дети и одеваются охотнее, и капризничают меньше.

3. Первые 2-3 дня родители приводят  ребенка только на прогулку со своей группой, а это примерно на 2 часа. За это время новый детсадовец  успеет познакомиться с воспитателями и детьми. Если есть возможность, то и в вечерней прогулке можно тоже поучаствовать. Ребенок должен видеть, что за всеми детьми вечером приходят близкие люди  и они вместе уходят домой. Так же можно обращать  внимание ребенка на то, как радуются мамы и папы встрече со своими детьми и как радуются детишки этой встрече. Вечером, если есть такая возможность, прогуливаться до ближайшего садика и показывать, что на ночь он закрылся, все люди, которые там работают, ушли домой, и детишки сейчас тоже дома со своими любимыми родителями, а завтра утром садик снова откроет свои двери.

4. В последующие дни первой недели время пребывания постепенно увеличивается (пошаговую схему вам объяснят специалисты садика), но на дневной сон оставлять ребенка не рекомендуется.

5. На второй неделе в первый день ребенок тоже не остается спать, т.к. после выходных ему необходимо вспомнить все, что бывает в саду. А вот на следующий день рекомендуется забрать малыша сразу после сна. На третий день ,если все проходит успешно, забирать ребенка можно уже после 16 часов.

6. Утром в группу лучше приводить  ребенка в числе первых, для того, чтобы  спокойно и доверительно поговорить  с воспитателем. Ребенок, видя контакт между родителями и педагогом, легче останется в детском саду.

7. Раздевание и прощание с ребенком лучше не затягивать. Предпочтение отдается  той одежде, которую удобно надевать и снимать. Расставаясь с малышом, говорить, когда за ним вернетесь : «Я вернусь, когда эта стрелка остановится здесь. За это время ты успеешь покушать и погулять». Обязательно сдерживаем свое обещание. Также можно сказать: «Валентина Ивановна обязательно поможет тебе, уложит спать, погуляет и поиграет с тобой и другими ребятами, ей можно доверять». Повторяем это какое-то время каждый день. Затем быстро, но без спешки, уверенно и спокойно уходим, передав ребенка воспитателю.

7. Если же  малыш с трудом расстается с мамой, то лучше, если первое время в детский сад приводить станут папа, бабушка или няня. С собой из дома можно взять любимую игрушку ребенка , которая также будет «ходить» в детский сад, и знакомиться с детсадовскими игрушками. Маленьким детишкам можно оставить в  индивидуальном шкафчике  семейный альбом с фотографиями родителей. В этом случае ребенок  в любой момент сможет увидеть своих  близких и уже не будет  тосковать вдали от дома. Мальчикам и девочкам  постарше можно дать с собой ключ (предупредив заранее воспитателей), якобы от квартиры, где живет вся семья, и теперь он единственный, кто может открыть и закрыть эту дверь. Для ребенка это станет гарантией, что его теперь точно заберут из садика.

8.  Важно приходить за ребенком в хорошем настроении, с улыбкой, не проявлять обеспокоенность, и не выяснять, много ли он плакал (об этом лучше поговорить с воспитателем и ,желательно, не в присутствии ребенка). Одевая  малыша  говорим, что очень соскучились  и все время о нем вспоминали. Хорошо бы и похвалить сына или дочку , за то, что провели время с ребятами в детском саду. Обязательно надо  интересоваться  чем занимался ребенок в детском саду. Как можно чаще говорить ребенку : «Мне так нравится, когда у тебя хорошее настроение, и ты улыбаешься. Я тогда радуюсь за тебя». Если есть какие-то продукты творческой деятельности ребенка (рисунки, поделки) и их (после общения с педагогом) можно взять домой, то обязательно возьмите, повесьте на стену и обновляйте коллекцию. Так ребенок будет чувствовать, что он тоже выполняет какое-то важно дело, как мама и папа на работе.

9. Вечером и в выходные стараться уделять ребенку больше внимания - играть в совместные игры, рисовать, читать, гулять. Необходимо создать бережную обстановку для нервной системы малыша (не повышать голос, минимизировать общение ребенка с компьютером и телевизором, стараться соблюдать режим дня) . В присутствии малыша  с гордостью  рассказывать знакомым и близким  о том, какой он взрослый, т.к. уже ходит в садик.

Отрицательно же могут повлиять на адаптацию нелестные разговоры о воспитателях, детях группы в присутствие ребенка. Нужно заметить, что период привыкания к детскому саду  у многих детей проходит относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1–3 недель. У других несколько сложнее и дольше, около 2 месяцев, по истечении которых их тревога снижается. Главное- сохранять спокойствие ,не показывать свою тревогу ребенку и чаще общаться с педагогом, который поможет вам легче пройти период адаптации .

Но помните, если ваш малыш  не будет посещать ДОУ более 21 дня, придется адаптироваться к садику повторно. Поэтому старайтесь не делать такой большой перерыв в посещении детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду?

Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду?...

«Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду»

Памятка для родителей по адаптации...

"Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду".

Советы родителям по адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к детскому саду....

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПРИВЫКНУТЬ К ДЕТСКОМУ САДУ?

Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребенка к детскому саду, он чувствует Ваши переживания....

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПРИВЫКНУТЬ К ДЕТСКОМУ САДУ?

Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребенка к детскому саду, он чувствует Ваши переживания....