Консультация для родителей
консультация (подготовительная группа) на тему

Уронина Валентина Александровна

"Влияние родительских установок на развитие детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeleyno2.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

               

              Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Саранск

«Детский сад №80 комбинированного вида»

                                                                                              Подготовила воспитатель:

                                                                       Уронина Валентина

                                                                        Александровна

                                                 Саранск, 2014

                                              Уважаемые родители!

                  Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к., психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое – сознание и подсознание.

                 В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет зафиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют эти установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально – личностном развитии ребёнка играют родительские установки.

Бесспорно, родители – самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: «Мама сказала…», «Папа велел…» и т.д.

              В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 3-4 лет не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

            Установки возникают повседневно. Они случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, многие формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих.

Например: контрустановка «Ты всё можешь» победит установку «Неумеха, ничего у тебя не получится», но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепке, пение и т.д.)

                Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость вера в себя и свои силы. Ниже приведена таблица наиболее часто встречающихся негативных родительских установок. Обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребёнка, и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?

                Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя «Я успешен», богатство и яркость эмоционального мира.

  Таблица негативных и позитивных установок и их последствия:   

Ска               Сказав так:

    Подумайте о последствиях:

          Установки

Вовремя исправьтесь:

«Не будишь слушаться, с тобой никто дружить не будет»

Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению.

«Будь собой, у каждого в жизни будут друзья»

«Горе ты моё!»…

Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.

«Счастье ты моё, радость моя!»

«Плакса – Вакса, нытик, пискля»

Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение.

«Поплачь, будет легче»…

«Вот дурашка – всё готов раздать»

Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм.

«Молодец, что делишься с другими»…

«Не твоего ума дело»

Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями.

«А ты как думаешь»

«Ты совсем, как твой папа (мама)»

Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя.

«Папа у нас замечательный человек» «Мама у нас умница».

«Ничего не умеешь делать, неумейка!»

Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, ЗПР, безынициативность, низкая мотивация к достижению.

«Попробуй ещё, у тебя обязательно получится»

«Не кричи так, оглохнешь!»

Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность

«Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…!»

«Неряха, грязнуля!»

Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.

«Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!»

«Противная девочка, все они капризули!» (Мальчику о девочке). «Негодник, все мальчики забияки и драчуны!» (Девочке о мальчике)

Нарушение в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.

«Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого»

«Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!»

Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, «уход» в себя или «уход» от родителей.

«Я никогда тебя не оставляю, ты самый любимый!»

«Жизнь очень трудна:  вырастишь - узнаешь.

Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать  препятствия,

склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм.

«Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!

«Уйди с глаз моих, встань в угол!»

Нарушение взаимоотношений с родителями, «уход» от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.

«Иди ко мне, давай во всём раберёмся вместе!»

«Не ешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь тооо….ллл..сссттая!»

Проблемы с излишним весом, юольные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя.

«Давай немного оставим папе (маме) и т.д.»

«Все вокруг обманщики, надейся только на себя!»

Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверхконтроля, ощущение одиночества и тревоги

«На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…»

«Ах ты, гадкий утёнок! И в кого ты такой некрасивый!»

Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушение в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях.

«Как ты мне нравишся!»

«Всегда ты не вовремя, подожди…»

Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужность, «уход» в себя, повышенное психоэмоциональное напряжение.

«Давай я тебе помогу!»

«Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!»

Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности…

«Держи себя в руках, уважай людей!»

     1.  Как часто вы говорите детям:

  2.   А эти слова ласкают душу ребёнка:

«Я сейчас занят (а)»…

«Ты самый любимый мой ребёнок!..»

«Посмотри, что ты натворил!»

«Ты очень многое можешь!»

«Как всегда неправильно!»

«Что бы мы без тебя делали?»

«Когда же ты научишься?»

«Иди ко мне!..»

«Сколько раз тебе можно повторять»

«Садись с нами!..»

«Ты сведёшь меня сума…»

«Я помогу тебе…»

«Что бы ты без меня делала!»…

«Я радуюсь твоим успехам!»

«Вечно ты во всё лезишь?!»…

«Что бы не случилось, наш дом – наша крепость!»

«Уйди от меня!..»

«Расскажи мне, что с тобой?»

«Встань в угол!..»

«Ты же у нас такая умница, подумай и больше так не делай!..»

             Естественно, список установок может быть значительно больше составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может «вспылить» в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и не его жизненный сценарий.

                                           

По 1 пункту:

Все эти «словечки»крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

По 2 пункту:

Чувство вины и стыда ни в коем мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребёнок – не беспомощная «соломинка на ветру», не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...