Рекомендации для родителей воспитанников «Адаптация детей к ДОУ с помощью малых жанров русского фольклора»
консультация на тему

Урусова Наталья Сергеевна

Рекомендации для родителей воспитанников «Адаптация детей к ДОУ с помощью малых жанров русского фольклора»

Живя в семье в определенных условиях, ребенок приспосабливается к условиям окружающей среды (к определенной температуре помещения, окружающему микроклимату, характеру пищи и т, д). У него образуются различные привычки (к режиму, к характеру кормления, укладывания, формируются определенные взаимоотношения с родителями, привязанность к ним. Приходя в детский сад, ребенок попадает в совершенно новую обстановку. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что процесс адаптации к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит быстро и легко, сопровождается рядом нарушений поведения и общего состояния:

- нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание,

- нарушение сна,

- меняется эмоциональное состояние.

Показателями успешной адаптации являются:

- хорошее, бодрое настроение в течении дня,

- хороший аппетит,

- быстрое засыпание и глубокий сон,

- активность в речи и в игре,

- общение со взрослыми и со сверстниками.

Длительность привыкания к новым социальным условиям, характер поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Все дети разные, к каждому нужен свой подход. Я думаю, что с помощью родителей, мы найдем ключик к каждому ребенку.

Нормализовать и повысить эмоционально-положительный фон, сгладить негативное влияние адаптационного периода поможет нам и народный фольклор в силу его интонационной выразительности. Своей жизнеутверждающей основой, яркостью образов, он вызывает у детей хорошее настроение, веселит, успокаивает, обеспечивает технологическую разгрузку. История фольклора уходит в глубокую древность. Начало ее связано с потребностью людей осознать окружающим мир природы и свое место в нем.

Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых. Это одно из самых богатых явлений современной русской культуры. В нем одновременно существуют и очень старинные и только что рожденные произведения, они непрерывно обновляются и переделываются.

Детский фольклор отражает историю, идет с ней в ногу. Фольклор для детей, созданный взрослыми, включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки.

Колыбельные песни - их складывали не грудные младенцы, но оценивали-то именно они. Взрослые замечали под какие слова и напевы дети лучше засыпали, повторяли их, запоминали, передавали следующим поколениям.

Пестушки – от слова пестовать – воспитывать. Не знали в прошлом бабушки, что такое физкультура, закалка, массаж, но все, что нужно делали – под разные песенки, шуточки, прибауточки. В пестушках слышится любовь, доброта. Они складные, красивые. И еще учат малыша, он слушает и смотрит, где у него ножка, где – роток.

Потом начинаются первые игры – потешки: «Идет коза рогатая… », «Сорока-ворона… », «Ладушки… » Здесь вместе с удовольствием ребенок получает и пользу.

Потешка – жанр устного народного творчества. Она развлекает и развивает малыша.

Она учит маленького ребенка понимать речь, выполнять различные движения, которыми руководит слово. Детям потешки доставляют огромную радость, их нужно использовать с самого раннего детства. Веками потешки помогали родителям в самых разных моментах воспитания ребенка.

Что может быть лучше потешки, рассказанной мамой перед сном?

Например:

Баю-баю-баю-бай,

Ты, собаченька, не лай!

Белолапа, не скули, мою Таню не буди!

Темна ноченька, не спится, моя Танечка боится.

Ты, собаченька, не лай, мою Таню не пугай!

Не хочет малыш умываться, выручит такая потешка:

Водичка, водичка, умой мое личико.

Чтоб глазки блестели, чтоб щечки краснели,

Чтоб смеялся роток и кусался зубок.

Зарядка поможет малышу стать гибче и пластичнее.

Она принесет пользу, если делать ее ежедневно и с удовольствием. Для малышей очень важен игровой момент, потому старайтесь весело обыгрывать любое упражнение, увлекая кроху своими примерами.

Мишка, лапки подними,

Мишка, лапки опусти.

А потом земли коснись.

И животик свой потри.

Раз-два-три!

Про горшок:

Как тебя зовут дружок?

А меня зовут «горшок»!

Я спасаю всех детей

От разных неприятностей.

Вместе будем мы дружить,

Будешь ты сухим ходить!

 

Едим с удовольствием – потешки за едой. Каша вкусная дымится,

Маша кашу есть садится.

Очень каша хороша.

Ели кашу неспеша,

Ложку за ложкой,

Ели понемножку.

 

Чтоб ребенок не скучал при одевании:Вот они сапожки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки.

 

На прогулке:Воробей – воробей, не гоняй голубей,

Гоняй галочек из-под палочек.

Не клюй песок, не тупи носок.

Пригодится носок клевать колосок.

 

Потешки для знакомства с телом, физическим контактом с ребенком. Ротик мой умеет кушать,

Нос дышать, а ушки слушать,

Глазоньки моргать, -моргать,

Ручки все хватать, хватать.

Для игры на коленках у мамы – едва ли не излюбленная игра малышей любого возраста. Берем ребенка на колени и, согласно его сюжету качаем его, в «яму роняем». Сто раз будете повторять, сто раз будет смеяться. Очень полезными такие потешки бывают, когда нужно удержать малыша на руках. Они развивают у детей чувство ритма, учат понимать речь и выполнять простые движения.

Поехали, поехали, с орехами, с орехами,

Поскакали, поскакали с калачами, с калачами,

По кочкам, по кочкам, по маленьким дорожкам.

В ямку: «Бух! »

Потешки – утешки. Наш ребенок громко плачет? И ни какие уговоры его не могут утешить?

Тут выручат потешки – утешки. Они помогут взбодрить, развеселить ребенка в любой ситуации:

У киски – боли, у собачки – боли.

А у моей малышки – заживи.

или

Не плач, куплю калач,

Не вой, куплю другой,

Не реви, куплю три!

Ребенок как губка впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а потом самостоятельно проговаривая родные тексты. Простота и мелодичность помогает детям запомнить их. Дети начинают вводить потешки в игры: кормление кукол, укладывание спать…

В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передается их настроения и чувства, радость, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающем миром, в результате чего развивается восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей воспитанников «Адаптация детей к ДОУ с помощью малых жанров русского фольклора»

Живя в семье в определенных условиях, ребенок приспосабливается к условиям окружающей среды (к определенной температуре помещения, окружающему микроклимату, характеру пищи и т, д). У него образуются различные привычки (к режиму, к характеру кормления, укладывания, формируются определенные взаимоотношения с родителями, привязанность к ним. Приходя в детский сад, ребенок попадает в совершенно новую обстановку. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что процесс адаптации к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит быстро и легко, сопровождается рядом нарушений поведения и общего состояния:

- нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание,

- нарушение сна,

- меняется эмоциональное состояние.

Показателями успешной адаптации являются:

- хорошее, бодрое настроение в течении дня,

- хороший аппетит,

- быстрое засыпание и глубокий сон,

- активность в речи и в игре,

- общение со взрослыми и со сверстниками.

Длительность привыкания к новым социальным условиям, характер поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Все дети разные, к каждому нужен свой подход. Я думаю, что с помощью родителей, мы найдем ключик к каждому ребенку.

Нормализовать и повысить эмоционально-положительный фон, сгладить негативное влияние адаптационного периода поможет нам и народный фольклор в силу его интонационной выразительности. Своей жизнеутверждающей основой, яркостью образов, он вызывает у детей хорошее настроение, веселит, успокаивает, обеспечивает технологическую разгрузку. История фольклора уходит в глубокую древность. Начало ее связано с потребностью людей осознать окружающим мир природы и свое место в нем.

Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых. Это одно из самых богатых явлений современной русской культуры. В нем одновременно существуют и очень старинные и только что рожденные произведения, они непрерывно обновляются и переделываются.

Детский фольклор отражает историю, идет с ней в ногу. Фольклор для детей, созданный взрослыми, включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки.

Колыбельные песни - их складывали не грудные младенцы, но оценивали-то именно они. Взрослые замечали под какие слова и напевы дети лучше засыпали, повторяли их, запоминали, передавали следующим поколениям.

Пестушки – от слова пестовать – воспитывать. Не знали в прошлом бабушки, что такое физкультура, закалка, массаж, но все, что нужно делали – под разные песенки, шуточки, прибауточки. В пестушках слышится любовь, доброта. Они складные, красивые. И еще учат малыша, он слушает и смотрит, где у него ножка, где – роток.

Потом начинаются первые игры – потешки: «Идет коза рогатая… », «Сорока-ворона… », «Ладушки… » Здесь вместе с удовольствием ребенок получает и пользу.

Потешка – жанр устного народного творчества. Она развлекает и развивает малыша.

Она учит маленького ребенка понимать речь, выполнять различные движения, которыми руководит слово. Детям потешки доставляют огромную радость, их нужно использовать с самого раннего детства. Веками потешки помогали родителям в самых разных моментах воспитания ребенка.

Что может быть лучше потешки, рассказанной мамой перед сном?

Например:

Баю-баю-баю-бай,

Ты, собаченька, не лай!

Белолапа, не скули, мою Таню не буди!

Темна ноченька, не спится, моя Танечка боится.

Ты, собаченька, не лай, мою Таню не пугай!

Не хочет малыш умываться, выручит такая потешка:

Водичка, водичка, умой мое личико.

Чтоб глазки блестели, чтоб щечки краснели,

Чтоб смеялся роток и кусался зубок.

Зарядка поможет малышу стать гибче и пластичнее.

Она принесет пользу, если делать ее ежедневно и с удовольствием. Для малышей очень важен игровой момент, потому старайтесь весело обыгрывать любое упражнение, увлекая кроху своими примерами.

Мишка, лапки подними,

Мишка, лапки опусти.

А потом земли коснись.

И животик свой потри.

Раз-два-три!

Про горшок:

Как тебя зовут дружок?

А меня зовут «горшок»!

Я спасаю всех детей

От разных неприятностей.

Вместе будем мы дружить,

Будешь ты сухим ходить!

Едим с удовольствием – потешки за едой. Каша вкусная дымится,

Маша кашу есть садится.

Очень каша хороша.

Ели кашу неспеша,

Ложку за ложкой,

Ели понемножку.

Чтоб ребенок не скучал при одевании:Вот они сапожки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки.

На прогулке:Воробей – воробей, не гоняй голубей,

Гоняй галочек из-под палочек.

Не клюй песок, не тупи носок.

Пригодится носок клевать колосок.

Потешки для знакомства с телом, физическим контактом с ребенком. Ротик мой умеет кушать,

Нос дышать, а ушки слушать,

Глазоньки моргать, -моргать,

Ручки все хватать, хватать.

Для игры на коленках у мамы – едва ли не излюбленная игра малышей любого возраста. Берем ребенка на колени и, согласно его сюжету качаем его, в «яму роняем». Сто раз будете повторять, сто раз будет смеяться. Очень полезными такие потешки бывают, когда нужно удержать малыша на руках. Они развивают у детей чувство ритма, учат понимать речь и выполнять простые движения.

Поехали, поехали, с орехами, с орехами,

Поскакали, поскакали с калачами, с калачами,

По кочкам, по кочкам, по маленьким дорожкам.

В ямку: «Бух! »

Потешки – утешки. Наш ребенок громко плачет? И ни какие уговоры его не могут утешить?

Тут выручат потешки – утешки. Они помогут взбодрить, развеселить ребенка в любой ситуации:

У киски – боли, у собачки – боли.

А у моей малышки – заживи.

или

Не плач, куплю калач,

Не вой, куплю другой,

Не реви, куплю три!

Ребенок как губка впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а потом самостоятельно проговаривая родные тексты. Простота и мелодичность помогает детям запомнить их. Дети начинают вводить потешки в игры: кормление кукол, укладывание спать…

В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передается их настроения и чувства, радость, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающем миром, в результате чего развивается восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых жанров русского фольклора в экологическом воспитании детей ясельной группы

В нашем детском саду система экологического воспитания охватывает все возрастные группы – от ясельной до подготовительной к школе. Мы проводим циклы наблюдений в уголке природы, растениями и пти...

Консультация для родителей на тему: "20 рекомендаций для родителей по адаптации детей к детскому саду"

Консультация для родителей на тему:"20 рекомендаций для родителей по адаптации детей к детскому саду"Ваш малыш совсем скоро впервые пойдет в детский сад. Конечно, вы очень волнуетесь, как он отреагиру...

Родительское собрание Тема: Адаптация детей к ДОУ через малые жанры русского фольклора.

Цель: Познакомить родителей со степенью адаптации, с историей фольклора, для дальнейшего его использования в воспитании детей раннего возраста....

Опыт работы: Использование малых жанров русского фольклора в развитии речи у детей с ОВЗ

Использование малых жанров русского фольклора в развитии речи у детей с ОВЗ...

Консультация для родителей "17 рекомендаций для родителей по адаптации детей к детскому саду"

Ваш малыш пошёл в детский сад, и вы переживаете как он привыкнет к детскому саду? Как ему помочь адаптироваться максимально легко? На все эти вопросы вы сможете найти ответы в этой консультации....

Консультация для родителей. «19 рекомендаций для родителей по адаптации детей к детскому саду»

Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как приспособление функций организма ребенка к условиям существования в группе. Из привычного мира семьи малыши попадают в совершенно но...