Занятие-практикум с родителями детей раннего дошкольного возраста в форме игрового тренинга.
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Егорова Ирина Владимировна

Раскрывается роль игры в развитии детей младшего возраста, приводятся виды игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Занятие-практикум  с родителями детей раннего дошкольного возраста в форме игрового тренинга.

        В развитии детей раннего  и дошкольного возраста большое значение имеет игра.

        Как пишет Л. Смирнова-Гангнус в книге "Азбука  вежливости", воспитание ребенка необходимо начинать с создания вежливой, доброй, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы. ...учитывая возраст детей, начинать воспитание надо с создания духа игры, с приветливо-живой сказки, которая должна войти в ваш дом, чтобы питать собой фантазию, творчество. Именно игра и сказка должны стать добрыми помощниками в воспитании детей", ибо данный возраст наиболее благоприятен для развития общения и игровой деятельности. И игра вдвойне интересней ребенку, когда он чувствует поддержку и заинтересованность самых близких и любимых людей - родителей.

        К сожалению, как показывает опыт, родители редко играют с детьми: одни заняты на работе или по дому; другие считают, что ребенок-дошкольник вполне может играть один. Встречаются и родители, которые попросту не знают, как играть с ребенком. Поэтому, придя за ребенком в детский сад, родители слышат: "Я не хочу идти домой, я хочу поиграть в садике!"  Поэтому чем интереснее и разнообразнее будут ваши игры с ребенком, тем гармоничнее будет его встреча со взрослой жизнью.

        Затем предлагаю родителям сесть в круг и поиграть в игры, в которые играют в детском саду их дети.

У вас хорошее настроение, вы хотите своей радостью поделиться с малышом, передать ему свои эмоции? Начните поглаживать ручки, ножки ребенка. Если в ответ малыш радостно тянется к вам, значит, он расположен к игре - приступайте к игровому занятию. Кстати, «телесный разговор» всегда старайтесь проводить мягкими, ласковыми руками; тепло и нежность маминых рук ребенок помнит очень долго. Лучше начать с чего-нибудь душевного и бодрого.

Игра " Стенка, стенка, потолок"

Стенка, стенка, потолок,

(касаемся губок, нажимаем "кнопку" носика)

Две ступеньки и звонок. Дзинь!

(трогаем одну щечку, вторую, лобик)


Два пожарника бежали,


(растираем кулачками щечки малыша)


Эту кнопочку нажали.
Дзинь-дзинь-дзинь!


(дотрагиваемся до носика)

"Потягушеньки"

 А этой игры хорошо открывать каждое новое утро - она дает заряд бодрости на весь день. Считайте "Потягушеньки" вашим материнским напутствием младенцу на предстоящий новый день, полный движений, открытий, радости!  

Потягушечки-порастушечки,
От носочков и до макушечки.
Мы потянемся, мы потянемся,
Маленькими не останемся!

 

Потягушеньки-порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
В ножки - ходунюшки
В ручки - хватунюшки,
В роток - говорок,
А в головку - разумок!

Простыми пестушками задаются и движения, и ритм, и настроение малышу. После "Потягушенек" настает черед поглаживаний:

Папа-еж, папа-еж,
Ты нам спинку не потрешь?

(поглаживаем малыша по спинке 
ладонями от попки до плечиков)



Родненьким - роднышок,
Стройненьким - стройнишок,
Хорошеньким - хорошок,
А пригоженьким - пригожок!



(берете за ручки и, поглаживая,
как бы вытягиваем по всему телу)

Если малыш не возражает, то игровую разминку считайте законченной. Если ребенок "требует продолжение банкета" - играйте дальше, все остальное останется на завтра.

Игра на ладошке.


Для малыша очень важны игры "с участием" ладошек, пальчиков, ручек. Потому что человеческая рука - как бы вынесенные вперед мозги: чем больше занимаешься, тем интенсивнее происходит развитие ребенка, в том числе и интеллектуальное. Нельзя, чтобы детская ладошка была замкнута, зажата, надо "открыть" ее для разнообразной информации

Птичка, птичка, вот тебе водичка,
Вот тебе и крошки на моей ладошке.

(пальцем водим по ладошке)
(ласково пощипываем ладошку)



Сорока-ворона кашу варила,
Кашу варила, деток кормила.
Этому - дала,
Этому - дала,
Этому - дала,
Этому - дала.
А этому - не дала:
Он в лес не ходил,
Дрова не рубил,
Воду не носил!


"Сорока-ворона "


(круговые движения по ладошке малыша),

(точечный массаж нажатием на каждый пальчик)




(легонько постукиваем по тыльной стороне ладошки)



Здесь вода холодная,
Здесь водица теплая,
Здесь водица горячая,
А здесь - кипяток-щекоток,
Кипяток-щекоток!



(гладим ладошку)
(гладим ручку до локтя)
(гладим от локтя до плеча)
(ласково щекочим под мышками)

И здесь все хорошо.


Чем больше вы прикасаетесь к малышу, тем отчетливее он осознает границы собственного тела, быстрее учиться координировать свои движения

Куй-куй, ковалек,
Подкуй сапожок.
На маленьку ножку
Золоту подковку.

(тыльной стороной ладони 
постукиваем по пяточкам малыша)

"Чисто поле"

Густой лес - чисто поле
Два окна
И две тополи,
Две подушки,
Римбабуля,
Лепетуля,
Плюшка
.

(показываем и трогаем волосы - лобик),
(глазки)
(ручки)
(щечки)
(подбородок)
(ротик)
(носик).

 

Сидит белка на тележке,
Раздает она орешки:
Мишке толстопятому
Заиньке усатому,
Лисичке-сестричке,
Воробью,
Синичке! 
Кому - в роток,
Кому - в зобок,
Кому - в лапочку!

(круговой массаж пяточки)

(нажимаем на большой пальчик ноги)
(на второй пальчик)
(на третий пальчик)
(на четвертый пальчик)
(на мизинчик)
(проводим по межпальцевым 
промежуткам)
(проводим по подъему ноги)

В ямку - бух.


Есть замечательные игры, развивающие в ребенке чувство предвосхищения, что чрезвычайно важно для его психического, эмоционального развития. Вспомним "Козу-дерезу": мы еще только начинаем играть, буквально первые слова произносим, а глаза малыша уже загораются - он знает, он ждет - сейчас что-то будет! В дальнейшем у ребенка формируются (не без помощи простых, казалось бы, народных игр) важнейшие формы предчувствия - например, интуиция. В который раз убеждаешься: насколько незамысловаты и просты народные игры-потешки, настолько они и мудры.

Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Забодаю-забодаю,
Забодаю-забодаю!



По ровному полю,
Потом по песочку,
По кочкам, по кочкам,
По синим лесочкам,
В ямку - бух!



(малыш сидит у вас на коленях, не поднимайте их)
(поднимаете и опускаете плавно оба колена) 
(колени поднимайте поочередно, резко)

("уроните" малыша, раздвинув коленки)



Баран, баран - бум!
Баран, баран - бум!



(приближаете свой лоб к лобику 
малыша, "сталкиваетесь" лбами)



Кудели, кудели,
Пошли-загудели!



(поворачиваем голову в разные стороны,
малыш повторяет)

Умейте выбрать свое.  

Не считайте время, потраченное на поиски народных потешек, пестушек, песенок, прибауток, колыбельных, напрасным. Вдумайтесь, вчитайтесь в литературную кладовую народной мудрости: возможно, именно здесь спрятана тайна загадочной русской души…

Стенка, стенка, потолок,                (трогаем одну щечку, вторую, лобик)
Две ступеньки и звонок. Дзинь!           (касаемся губок, нажимаем «кнопку» носика)
Два пожарника бежали,
                                                          (растираем кулачками щечки малыша)
Эту кнопочку нажали.
Дзинь-дзинь-дзинь!                           (дотрагиваемся до носика)

 

Игра" Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы".


 Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы, ехал поезд запоздалый.
Из последнего вагона посыпалось-посыпалось зерно.
Пришли куры – поклевали-поклевали,
Пришли гуси – пощипали-пощипали.
Прошел слон: ТОП-ТОП-ТОП, прошла слониха – Топ-Топ-Топ, прошел ма-а-аленький слоненочек – топ-топ-топ-топ.
Пришел медведь, поставил стул, стол, и начал писать письмо (имелось в виду – печатал на машинке):
«Дорогая жена и дочка! – точка-точка. (при этих словах «объект массажа» щекотали)
Посылаю вам платочки – точки-точки
И цветочки – точки-точки.
Потом положил письмо в конверт, запечатал и отправил. (Отправка письма и окончание сеанса массажа знаменовались щелчком резинки от штанов).

Игра "Зайчик"



Раз-два-три-четыре-пять,                              Взять игрушку, потрясти
Вышел зайчик поскакать.  
                                  Вверх-вниз
Огляделся,                                                       
Вращать голову
Повертелся,                                                      
Вращать игрушку
Посмотрел наверх и вниз                                  
Наклонить вперед-назад
Пробежался,                                                         
Бежать
Забоялся....                    
                                      Спрятать за спину
Игра «Птички»

Для игры понадобится игрушечная птичка.

Маленькая птичка прилетела к нам
Маленькой птичке зернышек я дам.
Маленькая птичка зернышки клюет,
Маленькая птичка песенку поет.

Села птичка на окошко,

Посиди немножко,

Подожди, не улетай,

Улетела!Ай!

Игра «Покорми птичку»

Из поролона толщиной 1 см вырезаются зернышки, раскрашиваются в желтый цвет. Зернышки высыпаются на пол. Дети кормят своих птичек, собирают зернышки в корзинки, в ладошки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Оптимизация двигательной активности детей раннего дошкольного возраста посредством физкультурно – игровой пространственной среды»

             Через двигательную активность  ребенок познает мир, развиваются его психические процессы. Чем большим количеством разнообразных движений овл...

Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста"Возможные формы cовместного отдыха родителей и детей"

Данный материал могут использовать родители детей старшего дошкольного возраста для организации совместного отдыха....

«Развитие познавательной активности у детей раннего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий»

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Но сегодня стоит проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообрази...

Программа работы клуба родителей детей раннего дошкольного возраста по адаптации "Счастливые дети-счастливые родители"

         Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления пост...

Презентация "«Развитие когнитивных функций детей раннего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий в образовательной деятельности»

Презентация для родителей "Развитие когнитивных функций детей раннего дошкольного возраста посредством игровых технологий"...

Занятие-практикум с родителями детей дошкольного возраста в форме игрового тренинга.

Именно игра и сказка должны стать добрыми помощниками в воспитании детей", ибо данный возраст наиболее благоприятен для развития общения и игровой деятельности. И игра вдвойне интересней ребенку,...

Cобственное педагогическое исследование на тему "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в форме игровых обучающих ситуаций"

Cобственное педагогическое исследование на тему "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в форме игровых обучающих ситуаций" (в рамках курсовой работы Бассан В.А. - студе...