Приемы развития и стимулирования детской речи
консультация (старшая группа) на тему

Поданева Татьяна Алексеевна


О приемах развития и стимулирования речи детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stimulirovanije_retchi.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ДЕТСКОЙ РЕЧИ

    Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, что, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающем мире. Выраженные отклонения в речевом развитии ребенка имеют самые негативные последствия:

- отстает психическое развитие ребенка

- замедляется формирование высших уровней познавательной деятельности

- появляются нарушения эмоционально-волевой сферы, что может привести к формированию особых личностных качеств (замкнутости, чувства ущербности и т.д.)

- возникают трудности в усвоении письма и чтения.

   Таким образом, развитие речи детей – одна из ведущих задач, которую необходимо решать дошкольным образовательным учреждениям и родителям.

    Становление речевой активности ребенка наиболее интенсивно происходит в раннем возрасте, то есть после года. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую и познавательную потребность. Необходимо воспитывать у малышей умение слушать и понимать речь окружающих, подражать речи взрослых. Полноценную помощь в развитии и стимулировании детской речи могут оказать следующие приемы:

1. Разговор с самим собой. В присутствии малыша медленно, четко, короткими простыми предложениями говорить о том, что вы видите, слышите.

 2. Параллельный разговор. Этот прием предусматривает описание действий ребенка, того, что он видит, слышит, к чему прикасается.

3. Провокация. Согласно данному приему, взрослому следует временно стать «слепым» и «глухим», то есть не спешить проявлять свою понятливость. Например, если ребенок просительно смотрит на вас, показывая на полку с игрушками, дайте ему не то, что он просит. Ребенок, конечно, будет недоволен, но тем скорее проявит свои речевые возможности.

4.  Распространение. В данном случае необходимо продолжать и дополнять все высказанное ребенком. Предположим, он говорит: «Это суп», вы продолжаете: «Это очень вкусный овощной суп». Таким образом, ребенок постепенно овладевает более сложными языковыми формами.

5. Продуктивные виды деятельности. Известно, что через рисование, лепку, конструирование, аппликацию ребенок выражает те свои мысли и предложения, для которых не находит подходящих слов. Задача взрослого – облечь мысль ребенка в слово, то есть необходимо «превращать» любой рисунок малыша в интересный рассказ.

6.Приговоры, музыкальные игры. Очень важно  использовать в совместной деятельности с малышами песенки, потешки, приговоры, так как они способствуют непроизвольному обучению, умению вслушиваться в звуки речи, постепенно проникать в ее смысл. Дети с удовольствием двигаются под музыку, подпевают, играют на шумовых музыкальных инструментах. Поощряйте их в этом,  ведь значение музыкальных игр в речевом развитии трудно переоценить. Они способствуют развитию фонематического слуха, музыкального ритма, активизации внимания.

7. Формирование тонких движений рук. Согласно научным исследованиям, дети, совершающие многочисленные движениями пальцами рук, развиваются в речевом отношении быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить. Работу по тренировке пальцев рук можно начинать уже с 6-7 месяцев. В этот период полезно делать массаж кистей рук: поглаживать их, слегка надавливая, в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем сгибать и разгибать каждый пальчик ребенка. С 10-месячного возраста тренировка пальцев ребенка должна быть более активной. Приемы могут быть самыми разнообразными. Важно, чтобы вовлекалось больше пальцев, а движения были достаточно энергичными. Для развития ручной умелости дети могут:

- сжимать и разжимать кулачки, показывать каждый пальчик поочередно, собирать пальцы в щепотку, «шагать» по столу указательным и средним пальцами

- катать шарики из пластилина

- рвать бумагу на мелкие кусочки

- перебирать и нанизывать на нитку крупные пуговицы, бусины

- рисовать рукой, пальцем в воздухе, на песке

- завязывать и развязывать узелки

- перематывать клубки ниток

- выкладывать узоры из палочек, бусинок по образцу

-  рисовать мелом, карандашом, гуашью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Методы и приемы мотивации и стимулирования мыслительных способностей дошкольников".

В мышлении ребенка доминирует эмоционально-образный компонент, поэтому необходимо развивать у него “интеллектуальные эмоции”. Познавательный интерес чаще всего сочетается с общей любознательност...

Методы и приемы развития речи в детском саду.

Структурное направление  (формирование звуковой, грамматической стороны речи)....

Методы и приемы стимулирования активной речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.

   Ранний возраст и младший дошкольный возраст  - наиболее важный в развитии всех психических процессов, а особенно речи.  Этот период  обладает огромными возможностями...

Коррекционная работа: «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ детской речи»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Белек» с. Тээли  муниципального района «Бай-Тайгинский района РТ»...

Консультация для педагогов «Приемы стимулирования детского труда в разных возрастных группах»

Дети дошкольного возраста с большим энтузиазмом и рвением отправляются в "путешествие по стране знаний", но, увы, ряды желающих добраться до цели очень быстро редеют. Как сохранить интерес и...

Эффективные методы и приемы мотивации и стимулирования дошкольников

Мотивация - это общее название для процессов, методов, средств побуждения детей к активной деятельности....

консультация для педагогов "Методы и приемы мотивации и стимулирования трудовой деятельности детей дошкольного возраста" (старший дошкольный возраст)

Эффективные методы и приемы мотивации и стимулирование трудовой деятельности детей дошкольного возоаста (старший дошкольный возраст)....