Проект "Русский народный костюм"
презентация к занятию (старшая группа) на тему

Гейнц Елена Петровна

Презентация проекта "Русский народный костюм" в старшей группе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Театр народного костюма»

Слайд 2

Проект «особенности русского народного костюма» Характеристика проекта: Классификация проекта: открытый, межпредметный . По срокам реализации: долгосрочный – 6 месяцев. Характер контактов: среди детей и родителей одной группы. По содержанию: этнокультурный. По доминирующей деятельности: смешанный (познавательный, творческо-игровой). Цель: закрепление представлений о специфике народного костюма, развитие интереса к национальной культуре, творческое развитие дошкольников. Задачи: Повышать педагогическую компетентность (родителей, детей, педагога) участников проекта посредством знакомства с русским народным костюмом. Расширять представления о народной одежде, способах украшения, технике изготовления, материалах. Приобщать к истокам народной культуры. Воспитывать желание познавать лучшие традиции русского народа. Развивать коммуникативные умения, навыки взаимодействия и сотрудничества.

Слайд 3

Итоговая шоу-презентация проекта «Театр народного костюма» Итоговая шоу-презентация проекта «Театр народного костюма» Итоговая шоу-презентация проекта «Театр народного костюма» Итоговая шоу-презентация проекта «Театр народного костюма» Проект «Особенности русского народного костюма» Работа с педагогами Работа с детьми Работа с родителями

Слайд 4

Реализация проекта. 1 этап – подготовительный (1 месяц): - сбор информации - чтение литературы, составление плана совместной работы - подбор иллюстраций, анкетирование родителей, опрос детей, изготовление альбома по русскому народному творчеству - ШМС, консультации.

Слайд 5

Результаты анкетирования родителей Поете ли вы ребенку колыбельные песни? Да – 13 человек (43%) Иногда – 2 человека (6%) Нет – 15 человек (50%) Как часто вы читаете ребенку русские народные сказки? Часто – 15 человек (50%) Иногда – 11 человек (37%) Не читают – 2 человека (6%) Читает сам – 1 человек (3%) Считаете ли вы тему предстоящего собрания интересной и актуальной? Да – 30 человек (100%) Какие русские народные промыслы вам знакомы? Жостово – 1 человек (3%) Дымка – 2 человека (6%) Гжель – 4 человека (13%) Хохлома – 8 человек (27%) Резьба по дереву – 5 человек (17%) Городец - 1 человек (3%) Плетение - 1 человек (3%) Керамика - 1 человек (3%) Вышивка - 1 человек (3%) Нет ответа, не знаю – 8 человек (27%) Неправильный ответ – 8 человек (27%) Павловский платок - 1 человек (3%) Оренбургский платок - 1 человек (3%) Употребляете ли вы в общении с ребенком русские народные пословицы и поговорки? Да – 18 человек (60%) Иногда – 7 человек (32%) Нет – 4 человека (13%) Какие виды народного творчества вы знаете? Фольклор – 5 человек (17%) Народные танцы – 9 человек (30%) Народные промыслы – 1 человек (3%) Нет ответа, не знаю – 7 человек (23%) Неправильный ответ – 13 человек (43%) Готовы ли вы поучаствовать в демонстрации народных костюмов? Да – 18 человек (60%) Возможно – 4 человека (13%) Нет – 8 человек (27%).

Слайд 6

Реализация проекта 2 этап – практический - занятия с детьми, педагогами, родителями. - родительское собрание, мастер-классы, педсовет, мастерские. - показ спектаклей - выставка - викторина Занятие: «Рисование народного орнамента»

Слайд 7

Родительское собрание Тема: «Устное народное творчество в воспитании дошкольников» Консультация: «История русского народного костюма»

Слайд 8

«Ярмарка» Русская народная сказка « Аленушка и Лиса»

Слайд 9

В библиотеке «Литературная викторина»

Слайд 10

Выставка «Русские кокошники» «Волшебная вышивка»

Слайд 11

Мини-музей «В гостях у сказки» «Народные промыслы»

Слайд 12

Народные праздники, гуляния Крещение, Рождество, гадания Масленица

Слайд 13

Просмотр детьми сказки « Морозко »

Слайд 14

Музыкальная шкатулка (слушание и разучивание р.н. песен и танцев)

Слайд 15

Занятие «Русский народный костюм»

Слайд 16

Реализация проекта 3 этап – итоговый. - презентация



Предварительный просмотр:

  1.Организационно- подготовительный этап

  1. Тема проекта :   «Русский народный костюм»

2.   Авторы  проекта : воспитанники подготовительной группы №1  МБДОУ ЦРР-д/с№78 «Алые паруса» города Ставрополя,

руководитель проекта - воспитатель группы №1 Гейнц Елена Петровна

  1. Вид проекта:      творческий, познавательный,  конструктивный  
  2. Характер контактов:  проект осуществлялся внутри одной возрастной группы,         в контакте с семьёй и  учреждениями культуры города
  3. Форма организации проекта:     фронтальная
  4. Количество участников:  детей- 25 человек,  родителей- 16 человек, педагогов- 5 человек .
  5. Продолжительность:   средней продолжительности  - с сентября 2012г. по март 2013 года

       8. Постановка цели, исходя из потребностей и интересов детей:  развитие творческих способностей дошкольников через знакомство с русским народным костюмом

9. Предполагаемый продукт : итоговая шоу-презентация «Театр народного костюма»  

10. Какие мероприятия   будут  проведены:  





 

2.Технологический этап

 1.Сбор информации, материала по проекту.

В конце августа воспитателем группы детям было предложено участие в проекте, темы проекта предлагали  воспитанники, после бурного обсуждения дети приняли решение начать работу над проектом о народных костюмах. На первом этапе работы проведён опрос детей и анкетирование родителей об участии в данной деятельности. Далее дети  с помощью родителей и воспитателя стали собирать материал: вырезки из журналов и газет, сбор  информации о народных костюмах, рисование элементов костюмов,   составление пословиц, загадок,  сбор любимых народных  книг, изготовление совместно с родителями атрибутов для игр, изготовление костюмов и т.д.

2.Проведение  образовательной деятельности, игр, наблюдений, поездок, экскурсий, изготовление продукта.

На протяжении всего проекта проведено много интересных совместных форм работы: экскурсии, посещение концертов, непосредственно образовательная деятельность, показ спектаклей для малышей, воспитателей, родителей, подготовка атрибутов, изготовление костюмов, рисование, лепка аппликация, изготовление дидактических игр, альбомов, пособий…

 3.Внесение необходимых корректив в ход реализации проектной деятельности.

 На протяжении всего проекта дети постоянно вносили свои предложения, проект изменялся и дополнялся новыми идеями, делами, мероприятиями.

       

3.Заключительный этап

1. Подведение итогов с детьми и родителями (анализ).

 По  завершению проекта, после показа итоговой презентации среди детей проведён итоговый опрос, воспитанники делились впечатлениями, новыми предложениями. Решено было продемонстрировать итоговую  презентацию для детей младших групп.

2..Оформление результатов проектных исследований  

Совместно с детьми  были составлены информационные альбомы, оформлен мини-музей, пошиты совместно с родителями для театра народные костюмы, в которых в дальнейшем дети подготовительной группы участвовали в творческих концертах и показах не только в ДОУ но и в концертах проводимых в городе.  Детьми изготовлены атрибуты для игр, собраны пословицы, загадки и поговорки  о  одежде и её элементах.

3. Презентация и защита своего проекта    перед другими детьми и родителями.

 В конце февраля в детском саду прошла итоговая  шоу-презентация «Театр народного костюма». Данное представление было продемонстрировано для родителей, воспитателей, детей младших групп. В марте презентация была показана для молодых воспитателей города. Родители и дети совместно изготовили старинные и современные  народные костюму. Что примечательно, вся одежда была пошита по старинным эскизам, собранным в Интернете  и соответствующим  реальной одежде прошлых лет. Работа над проектом дала детям творческий заряд и веру в себя.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание в старшей группе №1. Презентация проекта «Русский народный костюм» для городской ШМС в МДОУ ЦРР д/с №78 «Алые паруса» от 25.03.2011.

Цель: презентация опыта работы группового проекта: «Русский народный костюм»

Предварительная работа:

-        работа по проекту «Русский народный костюм»

-        оформление зала в русском стиле (русская изба)

-        оформление выставки «Русская вышивка», «Народные промыслы»

План собрания:

  1. Вступительное слово заведующего детским садом Пилипенко И.В.
  2. Презентация (реализация проекта «Русский народный костюм»)
  3. Игры с родителями («Составь пословицу», «Вопросы и ответы»)
  4. Демонстрация русского народного повседневного костюма детьми.
  5. Виртуальный музей народного костюма.
  6. Демонстрация праздничного русского народного костюма
  7. Игра с родителями«Бабушкин сундучок», хоровод«Гори, гори ясно»
  8. Демонстрация свадебного и эстрадного русских народных костюмов детьми (общий выход детей, танец с родителями и гостями).
  9. Итоги собрания.

Ход собрания.

  1. Приветственное слово заведующего детским садом Пилипенко И.В.
  2. Презентация проекта «Русский народный костюм»
  3. Игровой блок с родителями.

1 игра «Вопросы и ответы»:

  1. Из чего изготавливалась самая первая одежда? {из шкур, меха, шерсти животных)
  2. Какие были составляющие мужского гардероба наших предков? {штаны, рубаха, кафтан, зипун, шуба, кожух)
  3. Какую обувь носили только на Руси? {Лапти)
  4. Как отличались сарафаны? (В зависимости от региона отличались покроем и орнаментом)
  5. Отчего произошло название рукавицы? {Рука, перчатки-перст-палец),
  6. Что дарили жениху родные невесты к свадьбе? {три рубахи)
  7. Как называлось грубое сукно? {сермяга)
  8. Чем служил пояс? {Карманом)

2 игра «Составь пословицу»: выходит 4 участника игры, каждому дается задание, составить из разрезанных полосок со словами пословицу об одежде.

(Одежда в ряд не обобьет пят. Какова пряха - такова и на ней рубаха. Не поносишь старого - не поносишь нового. У него шуба дом стережет).

4. Показ повседневного русского народного костюма.

Воспитатель: Пройдут сейчас ребята в ряд

В костюмах необычных

Прекрасной старины наряд

Покажут дети лично.

Простой платочек, сарафан,

На ножках чеботочки.

В таком наряде в старину

Ходили наши предки,

Звучит русская народная песня «А мы просо сеяли», входят девочки и мальчики в повседневном русском народном костюме.

Девочки: А мы просо сеяли, сеяли,

Ой, люли-люли, сеяли, сеяли (делают вид, что сеют зерна).

Мальчики: А мы просо пололи, пололи,

Ой, люли-люли, пололи, пололи, (наклоняются, как бы вырывая руками сорняки).

Девочки: А мы муку мололи, мололи,

Ой, люли-люли, мололи, мололи, (вращают кулачками перед грудью).

Мальчики: А мы сено косили, косили,

Ой, люли-люли, косили, косили, (подражают движениям косарей).

Девочки: А мы сено копнили, копнили,

Ой, люли-люли, копнили, копнили, (идут, забрасывают вилами сено).

Мальчики: А мы кашу варили, варили,

Ой, люли-люли, варили, варили, (показывают, как варят кашу).

Девочки: А мы кашу кушали, кушали,

Ой, люли-люли, кушали, кушали, (показывают, как едят кашу).

Мальчики: А мы вас ловили, ловили,

Ой, люли-люли, ловили, ловили, (притопывают одной ногой).

Дети выполняют танцевальные движения, кланяются и уходят.

  1. А сейчас мы с вами отправимся в необычный музей, он виртуальный, и познакомимся с элементами женской и мужской старинной одежды. На экране появляются фотографии элементов одежды:

Мужская одежда.

 Кожух - шапка.

Портки - одежда.

Рубаха (сорочка) - основная часть одежды.

Верхница - верхняя рубашка из плотного цветного материала.

Сорочка - нижняя рубаха (белая)

Косоворотка - русская рубаха.

Штаны - мужские брюки.

Кафтан - одежда, надеваемая поверх рубахи.

Зипун - поддевка под кафтан.

Картуз - фуражка с козырьком

Женская одежда.

Рубаха - сорочка (из холста, домашняя одежда) - в ней ходили на покос.

Сарафан - длинная одежда без рукавов.

Ватная нижняя юбка - для пышности

Кофта - такого же цвета, что и юбка, кроме черного.

Понева - нижняя юбка в старину.

Не сшитая по краям юбка - замужняя.

Передник - надевался поверх юбки.

Душегрея (телогрея) - короткая одежда без рукавов.

Кушак - пояс.

Убрус – платок.

Обувь.

Поршни - мягкие туфли.

Чоботы - простые башмаки, сапоги, полусапожки.

Онучи — портянки.

 Валенки — катанки.

Лапти.

Головные уборы и другое.

Рукавицы, перщатые - перчатки.

Малахай - овчинный треух.

Онуфья - маленькая шапочка.

Клобук - колпак

Урус - головной убор горожанок.

Кичка - сложный женский головной убор).

Кокошник, чепец, капор.

6. (Показ праздничного костюма)

Воспитатель: Когда закончится работа,

Наступит летний вечерок.

Пойдут девчата за ворота

И на лужайку в хоровод!

И сарафан расшит тесьмой.

В деревне самый лучший парень

Пройти не сможет стороной.

Звучит русская народная песня «Выйду на улицу», девочки и мальчики в праздничных русских народных костюмах исполняют танец. По окончании танца приглашают гостей выйти поиграть.

  1. Хоровод «Гори, гори ясно».

Дети и родители становятся в круг вокруг березы. Внутри круга ведущий с платочком, который идет в противоположную сторону движения круга. Дети поют слова: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло, птички летят, колокольчики звенят». Все останавливаются, ведущий останавливается между двумя игроками и по окончании музыки игроки бегут по кругу, кто быстрее дотронется до платка, он становится ведущим.

По окончании игры дети провожают родителей на стулья, кланяются и уходят. Игра «Бабушкин сундучок»

В сундучке хранятся вещи. Необходимо одеть двух девочек в русские костюмы. Приглашаются родители, условие, нужно успеть одеть детей, пока звучит музыка.

  1. Воспитатель: Следующий номер объединяет в себе два костюма - свадебный и эстрадный.

Невесты русской нет прекрасней,

Давно всем стало это ясно!

Кокошник бисером расшит

А платье серебром блестит.

В таком наряде замуж отдавали.

Перед красой невесты голову склоняли!

Сегодня в современных танцах

Не обойтись без старины,

Костюм эстрадный, но, смотрите,

И в нем фольклорные черты!

Звучит музыка песни «Хмель, ты мой, хмелинушка».

Хмель, ты мой, хмелинушка, Хмель яровой

Jle, лели айля лели хмель яровой. (Родительница в эстрадном костюме заходит в зал с мальчиком в костюме жениха)

Женится Иванушка, князь молодой.

Jle лели айля лели, князь молодой.

 По двору ходит, как хмелюшка стелится

Ле лели айля лели, стелится. (Мальчик идет по залу и останавливается на середине зала)

Люди скажут, Иванушка женится

Ле лели айля лели, женится. (Девочки в эстрадных костюмах выходят с девочкой в костюме невесты)

Берет, берет себе девушку Марию

Лe лели айля лели, Марию. (.Мальчик подходит к девочке в костюме невесты, кланяется ей, берет за руку)

Мариюшка по новым сеням ходила

Jle лели айля лели, ходила. (Идут парой по кругу).

Золотою цепочкою звонила

Ле лели айля лели, звонила. (Кланяется на 3 стороны)

По окончании песни выходят все дети, ребенок приглашает гостей и родителей на общий танец:

- Дорогие гости, выходите! С нами русский танец вы спляшите!

По окончании танца дети выстраиваются в полукруг.

Ребенок: Россия... как из песни слово,

Березок юная листва,

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа.

В нарядах русских песни предков,

И синь озер, и солнца мед,

Сирени ароматной ветка —

Все, что в душе моей живет!

Для вас мы очень постарались,

Теперь аплодисментов ждем!

Дети кланяются и уходят.

9.Итог собрания. 

Благодарность родителям, которые помогали в реализации проекта.

Пословицы и поговорки о труде портного.

  1. Какова пряха - такова и на ней рубаха.
  2. Не носишь старого - не носишь и нового.
  3. Одежда вряд не обобьет пят.
  4. У него шуба дом стережет.
  5. У бедного шуба на рыбьем меху.
  6. У бабы рубашки - те же мешки: рукава завяжи и, что хочешь, положи.
  7. Два сапога - пара, и оба на левую ногу.
  8. Только лапоть на обе ноги плетется, а рукавички - разные.
  9. Торопясь и лаптя не сплетешь.
  10. Без веретена пряжи не спрядешь.
  1. Без клиньев и кафтана не сделаешь.
  2. Без топора не плотник, без иглы - не портной.
  3. Весело пьется, весело прядется.
  4. Всякий портной на свой покрой.
  5. Где        шьют, там и порют,
  6. Добрый портной с запасом шьет.
  7. Как        шьется, так и порется.
  8. Каково волокно, таково и полотно.
  9. Кривое веретено не выправишь,
  10. Кроить – не шить, после не раскроишь.
  11. Кто шьет, а кто порет.
  12. Не учась, и лаптя не сплетешь.

23 .Не игла шьет, а рука.

  1. Портной без порток, сапожник без сапог.
  2. Для        того наперсток сделан, чтобы руки не наколоть.
  3. Крой        да песни пой: шить станешь - наплачешься.

Вопросы для зрителей.

  1. Почему портного так называют? (На Древней Руси вся одежда так называлась)
  2. Что такое кожух? (Шапка)
  3. В каком веке стали применять слово «платье»? (В 16)
  4. Как называлось грубое сукно? (сермяга)
  5. Сколько предписывалось иметь каждому человеку платьев? (По Долгострою - 3)
  6. Что дарили жениху родные невесты к свадьбе? (три рубахи)
  7. Из чего изготавливалась самая первая одежда? (из шкур, мех, шерсти животных)
  8. Как назывались мужские брюки? (Штаны)
  9. Из чего шились шубы богатым, простолюдинам?(соболь, заяц, собака)
  10. Какие были составляющие мужского гардероба наших предков? (гитаны, рубаха, кафтан, зипун, шуба, кожух)

11. Для чего поддевалась нижняя юбка? (для пышности)

12. Как отличались сарафаны? (В зависимости от региона отличались покроем и орнаментом)

13. Сколько        юбок одевали зажиточные женщины? (их могло быть и 15 и 20, юбки были мерилом достатка)

14. Кто        подпоясывался кушаком? (все)

15. Чем служил пояс? (Карманом)

16. В каком веке появились валенки? (в 19).

17. Какую обувь носили только на Руси? (Лапти)

18. Из чего плели лапти? (Из липового лыка, реже из коры березы)

19. Отчего произошло название рукавицы? (рука, перчатки-перст-палец).

Загадки об одежде, обуви, украшениях.

Стоит сыр дуб,

В сыром дубу - ящик,

В ящике - синь плат,

В плате золото {изба, сундук, одежда, деньги).

С одного бока - лес,

А с другого - поле {шуба).

Дуйся, не дуйся,

Через голову суйся,

Попляши день-деньской

И пойдешь на покой {рубашка).

День-деньской скачет, пляшет,

И на покой идет со мной (рубашка).

Надевают для покоя,

А снимают для учтивости {халат).

Надену - ободом сведет,

Сниму - змеей упадет,

Тепла не дает,

А без него холодно (пояс).

Днем - обручем,

Ночью - змеей (пояс).

Что за друг, без которого мужик

Из избы не выйдет? (шапка)

Зимой протянулся,

А летом - свернулся {шарф).

В лыковом корытце,

Живое мясо шевелится (лапти).

Из липы свито дырявое корыто,

По дороге идет, клетки кладет (лапоть).

Привяжешь - пойдут,

Отвяжешь - останутся (лапти).

Весь в шерсти, а кожи нет (валенки).

Два арапа - родные брата,

Ростом по колено,

 Везде с нами гуляют

И нас защищают {сапоги).

Не шит, не кроен,

На ниточке сброен (чулок).

На десятерых братцев

Двух шуб хватает (рукавицы).

Пять чуланов, одна дверь (перчатка).

Зубов много, а ничего не ест (гребень).

Под леском, леском, Висят колеском (серьги).

Что не имеет ни начала, ни конца? (Кольцо)

Желтенький жучок, На кончике червячок (булавка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский народный костюм

Русский народный костюм...

Рисование "Русский народный костюм"

Конспект занятия из цикла " Приобщение детей к истокам русской народной культуры". В ходе этого занятия закрепляются знания детей о русском костюме. Развиваются творческие способности в изобразительно...

Презентация проекта «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом»

Проект  основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством....

Приобщение дошкольников к русской народной культуре через изучение традиционного народного костюма Белгородчины.

В данной статье рассматривается проблема приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры. Особое внимание уделено практической части, предложен комплекс игр и занятий, позволяющий добиться...

Консультация «Народные промыслы мордовского народа. Народный костюм.»

  Необходимость сохранения и развития современной народной культуры осознается людьми практически во всех странах мира. Образцы изделий материальной культуры народа, проживающего на р...

Представление Белгородского костюма на "Дефиле народных костюмов Белогорья"

Описание характерных особенностей народного Белгородского костюма в стихотворной форме для представления на конкурсе - дефиле....