Что такое ОНР?
консультация (средняя группа) на тему

Машина Наталия Александровна

Консультация для родителей,  дети которых   посещают логопедические группы детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_obshchee_nedorazvitie_rechi_o_n_r.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое общее недоразвитие речи О Н Р ?

Общее недоразвитие речи – недоразвитие всех структурных компонентов языка, которое включает в себя нарушение звукопроизношения, восприятия и различения звуков на слух и, как следствие, несформированность лексико-грамматической стороны речи (нарушена связь слов в предложении).

Недоразвитием речи принято считать такую форму речевой патологии, при которой
у детей с нормальным слухом и интеллектом не сформированы следующие  компоненты языковой системы:

  • Фонетика
  • Лексика
  • Грамматика
  • Связная речь
  • Фонетические нарушения характеризуются: 
  • Отсутствием звуков речи.
  • Недиференцируемым  произношением звуков речи.
  • Заменами звуков.
  • Нестойким употреблением звуков в разных словах.


Лексические нарушения характеризуются: 

Бедностью предметного словаря. Это проявляется в незнании слов ближнего  обихода, частей предметов, поэтому дети не могут назвать по картинкам целый
ряд доступных своему возрасту слов.

Ограниченностью использования и  подбора прилагательных, глаголов.

Трудностью использования антонимов.

Недостаточным употреблением в словаре обобщающих понятий.

Слоговые нарушения характеризуются: 

Ошибочностью в передаче слоговой структуры слов. Дети при произношении  слогов допускают: перестановку слогов, добавляют лишние слоги, сокращают  слова так, вместо балерина - барелина, вместо универмаг - унимак.

  ОНР – это нарушение комбинированное. Неполноценная             речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций. У детей отмечается неустойчивость внимания, трудности  его распределения, снижение памяти и продуктивности запоминания, отстаёт в развитии словесно-логическое мышление. Без специального обучения дети с ОНР с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Отмечаются и нарушения в двигательной сфере. У детей имеет место плохая координация движений, снижение скорости, ловкости, отмечается недоразвитие мелкой моторики

Выделяют три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР:

I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (т.н. “безречевые дети”). Такие дети пользуются “лепетными” словами, звукоподрожаниями, сопровождают “высказывания” мимикой и жестами. Например, “би-би” может означать самолет, самосвал, пароход.

II уровень речевого развития. Кроме жестов и “лепетных” слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Например, “лябока” вместо “яблоко”. Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура. Например, наболее типично сокращение количества слогов: “тевики” вместо “снеговики”.

III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими только в присутствии знакомых (родителей, воспитателей), вносящих соответствующие пояснения в их речь. Например, “мамой ездиля асьпак. а потом ходиля де летька, там звяна. потом асьпальки небили. потом посьли пак” вместо “С мамой ездила в зоопарк, А потом ходила, где клетка - там обезьяна. Потом в зоопарке не были. Потом пошли в парк”.

Рекомендации родителям по коррекции ОНР у ребенка

Способствовать развитию двигательной сферы  ребенка, помня о том, что движение -  это средство предупреждения утомления, улучшения общего состояния, активизации внутренних резервов организма.

Способствовать развитию мелкой моторики рук. Доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.
Для развития мелкой моторики рекомендуется: расстегивание и застегивание пуговиц,
перекладывание мелких игрушек тремя пальцами, которые держат ручку при письме,
плетение из ниток закладок, завязывание узелков, лепка из теста,
Массаж кистей рук взрослыми ребенку, самомассаж.
Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием сухого бассейна.
Для создания сухого бассейна можно использовать небольшую глубокую миску.
Миску заполнить сухим горохом, погружая руки в бассейн, сжимать и разжимать пальчики.
Можно опускать в бассейн мелкие игрушки и просить ребенка, перемешивая крупу доставать  их.

Способствовать развитию логического мышления, зрительного, слухового восприятия
и внимания, всех основных психических процессов посредством детских настольных
игр, лото. Нужно иметь дома разные варианты с лото для детей всех возрастов. Во
время этих игр повышается активность ребенка.

Обследовать ребенка у логопеда, записаться на занятия, помня о том, что общее
недоразвитие речи может в дальнейшем сказываться не только на успеваемости
ребенка и не только в начальной школе, но и позже. Ребенок может неправильно читать
и писать в первых классах и стесняться отвечать у доски.

                                                   

ОНР.  Симптомы, синдромы.

  1. Внутриутробная асфиксия или в родах => гипоксическая энцефалопатия.
  2. Механическая родовая травма => травматическая энцефалопатия
  3. При сочетании обоих факторов => гипоксически-травматическая энцефалопатия.
  4. Несовместимость крови матери и плода по резус фактору с последующим токсическим поражением ЦНС => биллирубиновая энцефалопатия.
  5. Резидуально -органическое поражение мозга (алалия)
  6. Неврологические синдромы:

а) гипертензионно- гидроцефальный с-м (повышенное внутричерепное давление) =  нарушение умственной работоспособности, произвольной деятельности, нарушение поведения, быстрая истощаемость, повышенная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность

б) церебростенический с-м  (повышенная нервно-психическая истощаемость, в виде эмоциональной неустойчивости, нарушением внимания и памяти, гипервозбудимость   < – > заторможенность, вялость, пассивность.

в)  С-м двигательных расстройств  (нарушение равновесия и координации недостаточно дифференцирована пальцевая моторика => артикуляторная моторика – стертая форма дизартрия.

Стойкое специфическое речевое недоразвитие =>

   Моторная алалия – локальное поражение речевой зоны мозга в доречевой период. (энцефалопатические нарушения)

Первые симптомы с 2-х лет – в фонологической сфере

  • не может повторить одинаковые открытые слоги: би-би-би, ка-ка-ка;
  • до 3-х лет преобладает лепетные слова, активная жестикуляция;
  • простая фраза к 4-5 годам!!!! Если к 3-м годам фраза – это не М.А.

М.А. не может повторить        ми-ма-мо    даже   в 5,6,7 лет        

                                                     ми-мо-ма

Эмоционально-волевая  сторона

С-м психического инфантилизма (незрелость, детскость, радужность, солнечность)

  Дизартрия

Страдает пирамидальная или эктрапирамидальная система

7/8 Апгар  =  с-м гиперактивности и дефицита внимания

 ПЭП =  ММД ==  резидуальная энцефалопатия

Осложненный вариант ОНР

 - церебростенический с-м;

  • неврозоподобный с-м;
  • с-м двигательных расстройств;
  • с-м пирамидальной недостаточности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

НОД « У пернатых есть надежные друзья – такие же девочки, такие же мальчики, такие же счастливые как ты и я»

Проект на тему  « У пернатых есть надежные друзья – такие же девочки, такие же мальчики, такие же счастливые как ты и я»Цель и задачи проектаПроблема: Исчезновение пернатых.Цель: Сохранение ...