Игры, которые помогают знакомить детей с искусством
статья по теме

Анисимова Ольга Владимировна

Статья, посвященная дидактическим играм, используемым для знакомства дошкольников с искусством. Предназначена для родителей и воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_kotorye_pomogayut_znakomit_detey_s_iskusstvom.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

Игры, которые помогают знакомить детей с искусством.

Хотите познакомить детей с искусством? Но не знаете, как объяснить им, что такое «пейзаж» или какие бывают виды портрета? Сделайте это через игру!

Игра приходит на помощь.

Если малыш не любит «заниматься», а вы хотите чему-нибудь его научить, лучше всего – сделать это через игру. Ведь для дошкольника это самая важная деятельность. Кто из детей откажется от игры с мамой? А во время предлагаемых нами игр малыш легко запомнит основные жанры живописи,  их особенности, виды…

Чем играть?

Прежде, чем переходить непосредственно к описанию игр, мы считаем нужным остановиться на таком важном вопросе – где раздобыть необходимые материалы для этих игр?

Конечно вам, взрослым, придётся потратить время, подготавливая репродукции картин и изображения различных предметов, но при желании всё это достаточно легко изготовить.

Репродукции картин можно вырезать из настенных календарей, журналов (они встречаются даже в рекламных листовках), или, если у вас есть альбомы по искусству, воспользоваться возможностями цветного принтера или ксерокса.

Изображения разнообразных предметов, необходимых для составления пейзажа или натюрморта, можно также вырезать из рекламных проспектов и каталогов, а можно и просто нарисовать самим.

Чтобы ваши материалы прослужили подольше, лучше наклеить их на картон и покрыть прозрачным скотчем.

Разложи по жанрам.

Цель игры: Знакомить детей с жанрами живописи: портрет, натюрморт, пейзаж.

Материал: Карточки с репродукциями картин.

Ход игры: Покажите малышу несколько репродукций. Объясните, что если на картине  изображён человек - это портрет, если цветы, посуда и еда – натюрморт, если природа – пейзаж. Затем предложите ему разложить карточки с репродукциями на 3 кучки – в одну кучку все портреты, во вторую – натюрморты и в третью – пейзажи. Пусть ребёнок объяснит, почему он разложил именно так.

Для начала лучше взять по 1-2 репродукции каждого жанра. Впоследствии, когда малыш уже хорошо научится различать жанры, можно увеличить количество репродукций. Также можно добавить другие жанры – анималистический, батальный и др.

Разложи портрет по видам.

Цель: Познакомить ребёнка с видами портрета (поясной, погрудный, в полный рост).

Материалы: Репродукции портретов разных видов.

Ход игры: Покажите ребёнку репродукции. Расскажите, что портрет бывает в полный рост, поясной (человек изображён по пояс) и погрудный (человек изображён по грудь).

Вариант 1: Предложите малышу выбрать из карточек с репродукциями все поясные (или любые другие) портреты.

Вариант 2: Перемешайте карточки. Предложите ребёнку разложить карточки на три кучки – пусть в одной будут портреты в полный рост, во второй – поясные портреты, в третьей – погрудные.

Можете провести игру в виде соревнования между детьми или между взрослым и ребёнком – кто быстрее и правильнее разложит карточки.

Аналогично вы можете раскладывать по видам пейзажи – городской, сельский, морской…

Из чего состоит натюрморт.

Цель: Закрепить знания о жанре натюрморта, особенностях изображения, составных элементах.

Материалы: карточки с изображениями разнообразных предметов, которые могут присутствовать в натюрморте (цветы, фрукты, посуда и др.) и которые в нём не нужны (например, человек или животное).

Ход игры:

Вариант 1: Разложите карточки перед ребёнком.  Предложите малышу выбрать из предложенных изображений предметов те, которые могут присутствовать в натюрморте.

Вариант 2: Выложите несколько карточек с предметами и попросите ребёнка найти лишний предмет – тот, который не изображают в натюрморте.

Составь натюрморт.

Цель: Закрепить знания о жанре натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету.

Материалы: Вырезанные из бумаги изображения предметов, необходимых для создания натюрморта – вазы, цветы, тарелки, чашки, столовые приборы, фрукты, овощи, различная еда…

Ход игры:

Вариант 1: Предложите малышу составить натюрморт, какой он захочет.

Вариант 2: Предложите ребёнку составить натюрморт, соответствующий определённому условию («Составь натюрморт, в котором будут только фрукты»; «Составь натюрморт, в котором будут цветы, но не будет посуды»; «Составь натюрморт из 5 предметов»…)

Вариант 3: Составьте натюрморт с ошибками (например, положите лишние предметы, или расположите все предметы в одном углу, или наоборот, оставьте огромное расстояние между предметами) и предложите малышу исправить ваш натюрморт.

Узнай сказочного героя по силуэту.

Цель: Закрепить знания о жанре портрета, учить выделять признаки, по которым узнаются персонажи.

Материалы: Карточки с изображениями сказочных героев в цвете и в виде силуэта. При этом следует учесть, что герои должны обладать какими-то ярко выраженными признаками, по которым их можно будет опознать – Кот в сапогах (большие сапоги, шляпа), Буратино (длинный нос), Чиполлино (голова-луковица), Чебурашка (большие уши) и т.д.

Ход игры:

Вариант 1: Покажите ребёнку карточки с полноцветным изображением героев сказок. Попросите его найти к каждому изображению подходящий силуэт.

Вариант 2: Покажите малышу карточку с силуэтом знакомого ему сказочного героя. Предложите угадать, кто это. Попросите объяснить, по какому признаку он догадался.

Составь портрет сказочного героя.

Цель: Закреплять знания детей о составных частях лица и их пространственном расположении.

Материалы: Три овала лица, три пары глаз, бровей, три носа, рта, причёски, различные аксессуары.

Ход игры:

Вариант 1: Предложите малышу собрать портреты разных сказочных героев. Например, попробуйте собрать портреты Буратино, Мальвины и Карабаса. Пусть кроха подберёт для каждого героя подходящие ему части лица. Например, длинный нос для Буратино, большой нос крючком для Карабаса, маленький носик для Мальвины. Кустистые брови для Карабаса, аккуратные изогнутые для Мальвины, в виде палочек для Буратино. Обсудите с малышом, какие могут быть у них губы, волосы, аксессуары…

Вариант 2: Можете сами собрать портрет героя, но… с ошибкой. Например, сделать Мальвине длинный нос, или Карабасу изящные голубые глаза с длинными ресницами. Пусть ребёнок найдёт и исправит вашу ошибку.

Найди недостаток в портрете.

Цель: Закрепить знания о жанре портрета, о составных частях лица: лоб, волосы, брови, веки, ресницы, глаза, зрачки, нос, щеки, скулы, рот, губы, уши.

Материалы: Карточки со схематичным изображением лица с недостающими деталями (лицо без носа, лицо без бровей, лицо без ресниц и т.д.)

Ход игры: Предложите ребёнку найти недостаток, а затем нарисовать недостающую часть на своём месте. Начинать лучше с более заметных частей лица – нос, глаза, рот… Потом игру можно усложнить – тогда будут отсутствовать ресницы, зрачки глаз, веснушки…

Составь пейзаж.

Цель: Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать предметы в пространстве,  знакомить с расположением изображения на разных планах; закреплять знание жанра пейзаж, его видов (сельский, городской, архитектурный, индустриальный пейзаж, марина).

Материалы: вырезанные из бумаги изображения деревьев, домов, камней, дорожек и других составных частей пейзажа.

Ход игры: Предложите малышу выложить на листе бумаги пейзаж. Объясните ему, что предметы, расположенные близко, кажутся нам больше, чем предметы, расположенные далеко. Поэтому для создания правильной перспективы на заднем плане надо располагать маленькие деревья, а на переднем – большие (аналогично и про другие предметы).

Сначала ребёнок будет выкладывать любой пейзаж по желанию, а затем можно усложнить задачу – предложить ему создать пейзаж определённого вида – например, городской или марину (морской пейзаж).

Можете сами выложить пейзаж, но с ошибками – например, поместить мелкие предметы на передний план, а крупные – на задний. Или выложить городской пейзаж из высотных домов, и добавить в него лишние элементы – например, стог сена или колодец.

Найди натюрморт, пейзаж, портрет в окружающем мире.

Цель: Закреплять знание ребёнком жанров живописи, развивать внимание.

Материалы: деревянная рамка (минимум 20х30 см).

Ход игры: Предложите ребёнку поискать натюрморт в окружающем мире. Пусть он посмотрит по сторонам и найдёт что-то подходящее для натюрморта – вазу с цветами, фрукты на тарелке… Чтобы малышу было проще сориентироваться и отделить «натюрморт» от окружения, лучше всего смотреть на мир через рамку – пусть он держит в руках рамку и перемещается по комнате, пока в рамку не попадут подходящие объекты.

Аналогично можно искать в окружении пейзажи и портреты.

Ольга Анисимова, педагог ИЗО

Статья опубликована в журнале «Лиза. Мой ребенок» № 10 за 2013 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры, которые помогают тренировать внимание.

Разложите перед малышом от 10 до 15 картинок с изображениями предметов, которые ему хорошо знакомы. Пусть все внимательно рассмотрит, после чего уберите их и через полминуты попросите назвать запомнив...

Конспект на тему "Игры, которые помогают дружить"

Углубить представления детей о доброте, дружбе как ценном неотъемлемом качестве человека....

"Игры, КОТОРЫЕ помогают справиться с тревогой, расслабиться, снять перевозбуждение".

Игры, которые помогают справиться с тревогой, расслабиться , снять напряжение....

Игры, которые помогают быть здоровым

Буклет Игры, которые помогают быть здоровым...

Игры, которые помогают тренировать память

Ваш ребёнок скоро идёт в школу. «А готов ли он?», — с волнением думают родители. Одной из важных задач работы детского сада является подготовка детей к обучению в школе. Некоторым де...