Консультация для родителей на тему "Рождество"
консультация по теме

Авсюкевич Наталья Ивановна

Русская православная Церковь и вся Россия до 1918 года жили по юлианскому календарю. К этому времени его неточность достигла уже 13 суток, и, когда после Октябрьской революции по примеру Запада в России был введен григорианский календарь, счет времени пришлось передвинуть вперед на 13 дней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rozhdestvo.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

РОЖДЕСТВО

Начиная с 1 века н. э. христианский мир жил по юлианскому календарю (назван так по имени Юлия Цезаря). Он был неточен и к XVI веку отстал от астрономического времени на десять суток. Папа Григорий XVI передвинул счет дней вперед, и новый календарь был назван григорианским, но восточная Церковь поправки не приняла.

Русская православная Церковь и вся Россия до 1918 года жили по юлианскому календарю. К этому времени его неточность достигла уже 13 суток, и, когда после Октябрьской революции по примеру Запада в России был введен григорианский календарь, счет времени пришлось передвинуть вперед на 13 дней.

Русская православная Церковь по-прежнему пользуется юлианским календарем. По этому календарю 256 декабря соответствует 7 января, и в этот день мы празднуем Рождество Христово, а западная Церковь, живущая по григорианскому календарю, «торопится» на 13 дней и отмечает Рождество Христово 25 декабря.

Рождество Христово в России ставят по значению на второе место после Пасхи, называя его за трехдневное торжество «Пасхой тридневной». Но если в праздновании Пасхи есть и трагические ноты (красный пасхальный цвет – будто знак недавно пролитой крови), то Рождество – торжество, ничем не омраченное, и цвет его белый.

«Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» (Лк 2, 14). Это славословение Ангелов только что родившемуся Младенцу считается первым христианским песнопением. По легенде с него начинается история духовной музыки, идеальным образом которой служит пение Ангелов.

Момент рождения музыкальных фраз из подражания ангельским голосам особенно ощутим в русской духовной музыке, написанной для хора a cappella (без инструментального сопровождения). Считалось, что к Богу надо взывать единственным нерукотворным инструментом – человеческим голосом. Среди наших песнопений, даже заупокойных, нет мрачных, подобно католическому «Dies irae» («День гнева»), говорящему о каре грешников в аду. Их общий просветленный колорит лучше всего определяют слова из словославия Ангелов «на земле мир, в человецех благоволение».

А с другим песнопением Рождества – кондаком (жанр византийской церковной поэзии и музыки) «Дева днесь Пресущественного  раждает» - связана мысль о даровании таланта песнопения свыше. Автор кондака – прп. Роман Сладкопевец (V в.), «краснопеснивая цевница (лира) славий (соловей) и Шур (кузнечик) Божественных песней».

Но вначале св. роман, не получив книжного образования, просто смотрел за чистотой храма в Константинополе. Однако он получал жалование наравне со священнослужителями. Однажды на Рождество, желая из зависти опозорить Романа при императоре и всем народе, недоброжелатели заставили его исполнить всем известное песнопение, и он не смог. После этого случая ему явилась во сне Богоматерь, подала хартию и велела ее съесть. Прснувшись, святой открыл в себе новую способность – облекать свои чувства во вдохновенные песни. Он пришел в храм перед изумленными властями и народом свое: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит… нас бо ради родися Отроча младо…».

Пением этого кондака и других песнопений в Константинополе поздравляли с Рождеством императора. Сходный обычай на Руси называли «славлением» (прославлением рожденного). В царском кругу славление происходило так: в сумерки перед наступлением ночи под 25 декабря (7 января) к царю приходило соборное духовенство с хорами. Особо искусных «воспевак» царь жаловал «на особицу», а всех гостей обносили по уставу белым и красным медом, давали им денег. Сам царь тоже ездил «славить» к кому-нибудь из вельмож. С князьями, боярами он ехал по Москве в санях, а о приближении царского поезда возвещали два барабанщика. Подобным образом, только более скромно, славили Рождество во всех слоях общества.

В XVII веке на юге и западе России зародился обычай вместе со славлениями разыгрывать кукольные представления из истории Рождения Христа в вертепном ящике. Ящик напоминал о вертепе – пещере, где родился Христос. Было также принято петь колядки – народные песни о Рождестве. В колядовании, близком славлению, народные колядки сочетаются, как правило, с церковными песнопениями. Постепенно с юга и запада России эти обычаи пришли в центральную часть. Сейчас на Украине (например, в Свято-Троицком Корецком женском монастыре) принято петь колядки даже в храме. На третий день святок после вечерни бывает «вечер колядок».

Святки – так называют 12 святых дней с Рождества до Крещения 6 (12) января. По древнерусскому верованию в продолжение (с 7 по 19 января) святок отверзто небо, открыты все сокровища рая, а Новорожденный Бог  странствует по земле и рассыпает щедрые дары: о чем попросишь в молитве, то получишь. Символ рая – вечнозеленая ель, которую принято наряжать в ночь под Рождество и оставлять убранной в течение всех святок. По легенде близ пещеры, где родился Христос, росли маслина, пальма и ель. Когда все чтили Богомладенца дарами, маслина принесла свои золотистые плоды, пальма предложила зеленый шатер для защиты от зноя и непогоды. Только ель тщетно старалась придумать, что бы ей подарить. Печально поникли ее ветви, прозрачной смолой закапали слезы…

Эти слезы увидала

С неба звездочка одна,

Тихим шепотом подругам

Что-то молвила она.

И тогда свершилось чудо: огненным дождем с неба посыпались звезды и усеяли всю ель. Радостно затрепетав, она подняла свои ветви. И с тех пор

Каждый год она сияет

В день великий торжества

И огнями возвещает

Светлый праздник Рождества.

Это стихи о рождественской елке Д.Мережковского.

Немало поэтичных страниц в русской литературе посвящено Рождеству. Существует особый жанр святочного рассказа: «Ночь перед Рождеством» Н.Гоголя, «Кривое зеркало», «Сон», «Восклицательный знак», «Ночь на кладбище» А.Чехова, «Мальчик у Христа на елке» Ф.Достоевского. все эти рассказы с неизменно счастливым концом отличает мягкий юмор или щемящее сердце, но все же светлая печаль.

Далека наша Родина от теплой родины Христа – Палестины, но, как писал И.Шмелев, «Морозная Россия… а тепло!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...