Формирование самостоятельности, инициативности, ответственности у детей или как воспитать успешного ребёнка.
статья на тему

Медведева Людмила Михайловна

Статья о том, как не загубить самостоятельность детей в раннем детстве, данную им от  природы, а помочь её развить, создав необходимые условия, и реализовать. И, как следствие этого, появление инициативности и ответственности собственной деятельности, что является необходимым условием активной жизненной позиции личности и успешности в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

активными, независимыми, самостоятельными, уверенными в себе. Именно поэтому я призываю взрослых не губить в детях самостоятельность, данную им от природы, а помочь её развить и реализовать.

 Знания, умения и убеждения нельзя передать от взрослого ребёнку только словами – ребенок должен ознакомиться, воспринять, самостоятельно переработать, осознать и принять эти знания и умения, так как только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.

При этом важно знать, что только своевременное развитие самостоятельности расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребёнка в социум. Поэтому задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать в наиболее благоприятный для этого период развития. Этот период развития соответствует раннему и дошкольному возрасту.

 Как же дети проявляют свою самостоятельность?

  Предпосылкой к самостоятельной предметной деятельности служит процесс совместной деятельности, который начинается к концу первого года. В этот период малыш копирует действия взрослого, овладевает предметной деятельностью. Но постепенно должен меняться характер обучения, и ребенку необходимо предоставлять больше самостоятельности в выборе способа действия, занятия, игрушек и т.д. И чтобы избежать конфликта родители должны создавать условия для проявления ребёнком самостоятельности, потому что если родители будут требовать от ребёнка подчинения, то в дальнейшем ребёнок будет проявлять слабоволие, безынициативность и, конечно, несамостоятельность, либо вообще откажется от занятий.

Самостоятельность малышей проявляется в режимных процессах, где совершаются навыки самообслуживания: в одевании, принятии пищи, личной гигиене, в игре, когда ребенок самостоятельно, без подсказки взрослого, воспроизводит несколько эпизодов из жизни, например, накрывает на стол, кормит птичек, рыбок, собирает игрушки. Самостоятельность проявляется и во взаимоотношениях между детьми, когда ребенок по своей инициативе выражает внимание к сверстникам, например, идет на контакт, оказывает помощь, жалеет.

Проявление самостоятельности в 2-3 года это, прежде всего, способность себя занять, чем-то заниматься самому какое-то время без помощи взрослых, умение осознанно действовать в новых условиях, т.е. поставить цель, учесть условия, осуществить элементарное планирование, получить результат, а также умение  осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности.

Примерно в три с половиной года ребёнок уже может сам осуществить контроль и оценку своих действий, так называемую функцию самоконтроля, в связи с чем малыш, в какой-то степени, становится независим от взрослого.

К 4-5 годам ребёнок проявляет самостоятельность в попытке организовать свой опыт посредством ролевой игры, построения новой действительности, отвечающей запросам и влечениям, а также регуляции собственного поведения. Свобода и самостоятельность детей в игре сочетается с добровольным подчинением правилам игры, которые не навязываются взрослыми, а вытекают из содержания самой игры (ее задачи), что является специфичностью дошкольной игры.

Таким образом, во всех видах деятельности и в разных жизненных ситуациях проявляется и формируется детская самостоятельность – важное и сложное качество личности.

 Важно предоставить ребёнку самому делать то, что он умеет, а не делать всё за него. Если же взрослые не удовлетворяют желание ребёнка действовать самостоятельно, то часто возникают капризы, упрямство или привычка к бездеятельности, постоянному ожиданию помощи окружающих, что в дальнейшем может закрепиться как черта личности. Поэтому очень важно именно в ранний и дошкольный период развития не подавить, а, наоборот, помочь, т.е. дать ребёнку возможность проявить свою самостоятельность. Сначала взрослые показывают ребёнку конкретные действия, затем словесно подсказывают последовательность действий и постепенно ограничиваются лишь краткими напоминаниями.

Если помочь ребёнку в формировании его самостоятельности, то вскоре в его действиях обнаружится инициатива – как первый компонент самостоятельности (самостоятельно выбирать, предлагать) и целеустремлённость - как второй компонент (увлечённость каким-то делом и желание получить не любой результат, а нужный). И тогда ребенок становится настойчивым и организованным, и неудачи будут увеличивать усилия ребёнка, а не приводить к потере интереса, что, по моему мнению, очень важно для будущего развития мотивации, которая является источником активной позиции личности. При этом очень важно помочь ребёнку, когда он попросит, и тогда малыш откажется от помощи, как только почувствует, что может справиться сам.

помощи, как только почувствует, что может справиться сам.

 Необходимо создать условия для формирования самостоятельности ребёнка:

-  знакомить детей с определенными обязанностями (поручение, соответствующее возрасту)

-  приобщать к последовательности определенных действий (распорядок дня)

-  обогащать знаниями и умениями, необходимыми в самообслуживании (личная гигиена, использование игрушек)

-   использовать обратную положительную связь (обращать внимание на положительный результат)

-  дать ребёнку возможность найти решение самостоятельно (личные маленькие открытия, но в условиях безопасности)

-  поощрять стремление к самостоятельности, активности (предоставление возможности делать что-то самому при проявлении желания)

-  предоставлять возможность самостоятельного выбора (в одежде, в игрушках; из нескольких альтернативных вариантов, предложенных взрослым)

-  обеспечить положительное отношение ребёнка к самому себе, придавая ему уверенность в своих силах (похвала, поощрение желания добиться результата)

- вести себя корректно, уважая мнение и выбор ребёнка (поощрение инициативы ребёнка)

- передавать ответственность за поступки и действия самому ребёнку (при этом не уместна гиперопека и авторитарный стиль общения)

- благоприятная атмосфера в семье (доверие, доброжелательность, бережное отношение друг к другу, взаимопомощь). При этом у ребёнка развивается позитивное отношение и к себе, и к окружающему миру, следовательно, ребёнок усваивает нормы поведения в естественных для себя условиях, и даже в конфликтной ситуации будет настроен конструктивно и легче с ней справится.

Всё это будет формировать у ребенка мотив к действию, к самовыражению, его желание быть самостоятельным и инициативным.

   Итак, трудно определить, в каком возрасте ребёнок становится самостоятельным, так как данное свойство перетекает из одной сферы активности в другую и фиксируется как особое качество личности, которое возвышает ребёнка в собственных глазах и вызывает уважение окружающих. К детям это приходит в возрасте 2-3-х лет, который является точкой отсчёта в формировании самостоятельности.

Ведь внутренняя позиция личности складывается у ребёнка очень рано, к ней относится определенное отношение к миру людей, вещей и к самому себе. Но данная позиция может изменяться на последующих этапах формирования личности, и в этом случае велика роль взрослого как посредника между ребёнком и окружающим миром, так как активная позиция личности, в развитии которой родители принимают активное участие, оказывает существенное влияние на её психическое развитие. И, конечно же, сформированная в раннем детстве самостоятельность занимает очень важное место на последующих этапах развития. Поэтому родители, желающие, чтобы их ребёнок был самостоятельным, независимым, активным, уверенным в себе, т.е. имел активную жизненную позицию, должны задуматься о формировании самостоятельности ребёнка уже в раннем детстве. При этом стараться не губить природных качеств ребёнка и желания самостоятельно познавать мир, выбирать ту стратегию воспитания, которая не будет губительна для самостоятельности ребёнка и, конечно, строить уважительные отношения с ребёнком. Только в этом случае родители подготовят успешное вхождение ребёнка в социум. Ведь самостоятельность не означает полную свободу действий и поступков, она всегда заключена в рамки принятых в обществе норм. Поэтому это не любое самостоятельное действие, а только осмысленное и социально приемлемое.

   И ещё хочется отметить о необходимости принятия ребёнка таким, какой он есть, без всяких условий, со всеми его индивидуальными особенностями, т.е. ребёнок должен всегда чувствовать безусловную любовь в семье. В таких условиях дети растут эмоционально защищёнными и уверенными в себе, инициативными и самостоятельными, ответственными за себя и свои поступки, а значит и успешными в любой деятельности!

                                                 Список литературы:

1.Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. СПб: Питер, 2008.                                                                                                       2.Волков Б.С., Волкова Н.В. Практические вопросы детской психологии.   СПб: Питер, 2009.                                                                               3.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Москва: АСТ, 2010.                            4.Дольто Ф. На стороне ребенка. – Екатеринбург, 2003.                                          5.Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. – СПб: Питер, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей «Как воспитать самостоятельность и ответственность у детей»

Рекомендации для родителей«Как воспитать самостоятельность и ответственность у детей»Мы часто путаем ответственность с послушанием, аккуратностью и успехами своего ребёнка на общественном поприще. Но ...

Формирование самостоятельности и ответственности у детей старшего дошкольного возраста

Данное родительское собрание посвящено формированию у родителей воспитанников представлений об особенностях формирования самостоятельности и ответственности ребенка дошкольного возраста. В ходе данног...

Рекомендации для родителей «Как воспитать самостоятельность и ответственность у детей»

Рекомендации для родителей«Как воспитать самостоятельность и ответственность у детей»...

Формирование самостоятельности, инициативности и ответственности у детей 6-7 летнего возраста.

Проблема психологической готовности к школе была и остается важной и популярной. Интерес к данному вопросу объясняется тем, что образно готовность  к школьному обучению можно сравнить с фундамент...

Рекомендации для родителей "Как воспитать самостоятельность и ответственность у детей"

   Мы часто путаем ответственность с послушанием, аккуратностью и успехами своего ребенка на общественном поприще. Но ответственность - это нечто другое.    Ответственность ...

"Как воспитать самостоятельность и ответственность у детей старшего дошкольного возраста".

Детская ответственность начинается с нашей безусловной любви. Проявляя заботу о ребенке и делая это именно так, как нужно ему без переборов и недоборов, мы показываем юной личности ее неповторимость ,...

Консультация для родителей. «Как воспитать самостоятельность и ответственность у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей.«Как воспитать самостоятельность и ответственность у детей старшего дошкольного возраста»...