место игрушек заняли монстры
консультация на тему

Марова Елена Борисовна

публикация по теме "Игровое пространство наших детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mesto_igrushek_zanyali_monstry_1.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

Место игрушек заняли монстры

Почему многие мамы опасаются сейчас заходить в отдел игрушек с детьми-дошкольниками, зная, что у малыша разбегутся глаза и дело обязательно кончится слезами? Почему на наше предложение ребенку самому выбрать покупку – конструктор или какого-либо монстра – современный малыш выбирает второе? 

Наблюдения специалистов, работающих с детьми, показывают, что многие современные игрушки способствуют возникновению у детей неблагополучных проявлений в эмоциональной сфере, в частности, психологи все настойчивее бьют тревогу, соединяя два, на первый взгляд, несоединимых понятия: «детские игрушки» и «опасность». Кто бы мог подумать, что в начале 21 века нам придется опасаться игрушек...

Позволю себе небольшое личное отступление. Не так давно из чисто профессионального любопытства проводила опрос дошкольников в возрасте от 5 до 7 лет, просила ответить на два альтернативных вопроса: «Какая твоя самая любимая игрушка?» и «Если бы ты пришел в магазин игрушек и мама предложила тебе выбрать любую, какую ты хочешь, какую бы игрушку ты выбрал?». Ответы детей поначалу привели в замешательство и вынудили поблуждать в интернет-сети в поисках ответа на загадочные слова «Бакуган», «Вингс» и прочие подобные названия (современным мамам эти слова, наверное, уже хорошо знакомы). Более-менее разобравшись, кто есть кто, стало интересно, а как же этими игрушками можно играть.

На одном из занятий попросила пятилетнего мальчугана продемонстрировать, как он играет этими игрушками (стоит заметить, что он неизменно ходил на занятия с пакетом, в котором была целая коллекция всевозможных монстров, роботов, трансформеров с торчащими во все стороны клешнями и чем-то подобным).

Скажу только одно: жалко, что формат статьи не позволяет продемонстрировать видеофрагменты пятиминутной игры ребенка.. Жуткие удары одной игрушки о другую, разлетающиеся во все стороны «руки» и «ноги» - все, к чему сводилась игра.

Как могло произойти так, что на фоне огромного количества полезной, развивающей отечественной игрушки (либо игрушек известных зарубежных производителей, ставящих во главу угла в первую очередь нравственное, интеллектуальное и физическое здоровье ребенка, уделяющих огромное внимание экспертизе) наши дети стали отдавать предпочтение «антиигрушке»?

Виноваты, прежде всего, мы, взрослые, позволяя детям бесконтрольно смотреть низкопробные мультфильмы и телепередачи, ведь персонажи «антиигровой» среды теперь в большей мере - выходцы с экранов телевизора. Экран стал существенным средовым фактором для ребенка, который, по некоторым данным, намного больше времени проводит за ним и компьютером, чем в общении со взрослым. Вместо лиц дети видят экраны. Он и становится для ребенка основным проводником в мир, диктует законы и предлагает модели поведения детям, у которых нет еще критического отношения к миру.

Современное западное искусство изменяет, деформирует психику ребенка, в первую очередь, с помощью мультипликационных фильмов и компьютерных игр (конечно, будем справедливыми - и у автора статьи есть полюбившиеся западные по-настоящему добрые, умные мультфильмы, заставляющие развиваться силу сердца и души, однако...). Активно воздействуя на воображение ребенка, они прививают ему новые установки и модели поведения. Еще в 70-е гг. XX века известный американский психолог А.Бандура в своей работе «Теория социального научения» обозначил основные принципы социального научения путем подражания кино- и телемоделям. Бандура говорил, что одна телевизионная модель может стать предметом для подражания для миллионов людей! В соответствии с законами восприятия художественного произведения ребенок идентифицирует себя с его героями, а идентифицируя себя с существом, которое успешно уничтожает других существ, он постепенно усваивает агрессивные модели поведения, его внутреннее самоощущение начинает соотноситься с выражением их лиц, и малыш начинает вести себя соответствующим образом. Невозможно перенять злобную мимику и остаться в душе добряком.

А ведь игрушка - это специфическое средство массовой информации, поскольку в ней зафиксированы основные тенденции воздействия на сознание и поведение человека. Игрушка - тот же носитель информации для ребенка, что газета - для взрослого. Немецкий философ и психолог Эрих Фром много писал о том, что ребенок в игре моделирует и творит свою взрослую жизнь, в игре творит самого себя. Задумайтесь, какой будет взрослая жизнь ребенка, играющего вампирами и монстрами? Смещение нравственных понятий и устоев происходит настолько незаметно, что многие даже не замечают перемен. Это напоминает историю о том, как живых лягушек сварили в кипятке, а они даже не сопротивлялись. Если лягушку бросить в котел с кипятком, она тут же выпрыгнет. Но эти лягушки не выпрыгивали. Они не оказывали никакого сопротивления. Почему? Потому что их посадили в котел, когда вода в нем была чуть теплой. Потом постепенно котел нагревали. Вода становилась все теплее... еще теплее... стала горячей... закипела. Изменение было столько постепенным, что лягушки успевали привыкнуть к меняющейся среде, пока не стало слишком поздно. Это процесс постепенной десенсибилизации. Думаю, это отличный пример того, как средства массовой культуры изменяют наши морально-этическое представление о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Кто-то скажет: невозможно в наше время уберечь ребенка от этой информации, если не дома у телевизора, то уж в садике или в школе он все равно в этим столкнется.    Осмелюсь поспорить - к счастью, есть и сейчас такие семьи, где родители внимательно следят, в какой информационной среде развивается их ребенок и уделяют внимание не только отбору содержания просматриваемых телевизионных передач, но и огромное количество личного времени проводят рядом с ребенком, играя, общаясь и мягко направляя его развитие. Стремясь оградить ребенка от дурных влияний, родители порой совсем отказываются от телевизора и тщательно выбирают полезные игрушки. По личным наблюдениям, у таких детей к 6-7 годам вырабатывается какой-то стойкий иммунитет к воздействию негативной информации агрессивного содержания, как и равнодушие к подобным персонажам игровой индустрии. Такой ребенок воспринимает мир так, как и должен его воспринимать: страшное его пугает, а не притягивает, безобразное - отталкивает.

Что можно сделать сейчас?

 Как правило, в вопросе выбора игрушки взрослый полагается на яркие рекламные лозунги производителей.  Задача неравнодушного родителя - научиться выбирать полезные игрушки, ориентируясь на несложные правила.

Игрушки:

  1. не должны провоцировать ребенка на агрессивные действия;
  2. не должны вызывать проявления жестокости по отношению к персонажам игры (людям, животным), роли которых выполняют играющие партнеры (сверстники и взрослые);
  3. не должны вызывать проявления жестокости по отношению к персонажам игры, в качестве которых выступают сюжетные игрушки;
  4. не должны провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием.

Отрадно, что вопросы качества игрушки ежегодно обсуждаются на конгрессах и выставках крупных производителей детских товаров. Понимая значимость психолого-педагогической экспертизы, неравнодушные педагоги, ученые, методисты, представители издательств, а также производители, связанные с разработкой, производством, распространением игр и игрушек, обладающие опытом и квалификацией, становятся основателями добровольных общественных организаций по экспертизе. Но, наверное, этого уже недостаточно.

Дорогие родители, проанализируйте, что смотрит по телевизору ваш ребенок, не переносит ли он в свою игру увиденные по телевидению сцены жестокости и агрессии. Прежде чем купить игрушку, серьезно задумайтесь над тем, какую она несет педагогическую и психологическую нагрузку. Чему научит и какие чувства пробудит? С кем отождествляет себя ваш сын или дочь? Играя с игрушками, ребенок примеряет на себя разные роли, которые затем опробует в жизни. Так давайте постараемся, чтобы ему пришлась по вкусу роль доброго, заботливого и благородного человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети нашего детского сада ежегодно участвуют в соревнованиях по мини-футболу "Канавинские волгорята", 2015г 1 место, 2016г 2 место, 2017г 3 место. В марте 2019 года наши дети заняли 2 место в турнире по футболу "ВЕСЕННИЙ КУБОК"

17 ноября 2017 года на базе нашего детского сада проходил отборочный этап районных соревнований "Веселые старты" среди муниципальных дошкольных образовательных учреждений Канавинского р...

Смотр – конкурс «Казачье подворье». Заняли 2 место.

Беседа о родном крае «Казачьему роду нет переводу!»Цель: Систематизировать знания о казаках, донском крае.Планируемый результат: вызвать чувство гордости за родной край, отражать свои впеч...

Творческая работа для Всероссийского конкурса ко Дню Победы. Заняли 2 место по России в категории "Дошкольники"

Творческая работа для Всероссийского конкурса ко Дню Победы. Заняли 2 место по России в категории "Дошкольники"...

Музыкально-дидактическая игра "Успей занять место"

Данный материал пригодится для музыкальных руководителей в качестве учебно-методического материала....

В системе физического воспитания ребенка дошкольника прочное место заняли физкультурные праздники, которые зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей. Многолетняя практика работы детских дошкольных учреждений п

В системе физического воспитания ребенка дошкольника прочное место заняли физкультурные праздники, которые зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей. Мног...

Интернет познавательная игра среди воспитателей дошкольных корпусов. Мы заняли 1 место!

Интернет позновательная игра среди воспитателей дошкольных корпусов школы 2001....

МАЙ 2022г. КОНКУРС-ФЕСТИВАЛЬ детского творчества"Солнышко в ладошках". В номинации "Вокал-Соло" Лаптева Маргарита 6лет заняла 2 место.

МАЙ 2022г. КОНКУРС-ФЕСТИВАЛЬ детского творчества"Солнышко в ладошках". В номинации "Вокал-Соло" Лаптева Маргарита 6лет заняла 2 место....