организация изобразительной деятельности в первой младшей группе
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Постникова Татьяна Сергеевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_risovaniyu.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

Организация изобразительной деятельности в первой младшей группе.

 Рисование – интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает креативность (творческое начало личности), формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира.  

    Важно не упустить возможности, которые открываются в раннем возрасте. При умелой организации занятий и учёте психологических и физиологических особенности детей 1 – 3 лет рисование может стать одним из любимых занятий малышей.

    При обучении детей раннего возраста рисованию активно используется игра. Взрослый обыгрывает сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек. Такой метод обучения позволяет заинтересовать малышей, дольше удерживает их внимание. Занимаясь рисованием с маленькими детьми, необходимо учитывать особенности раннего возраста. У малышей ещё не сформированы многие навыки. Поэтому рекомендуется начинать занятия рисованием с обучения малышей простейшим навыкам и приёмам: держать правильно карандаш (фломастер, кисточку); рисовать простые линии и формы; не выходить во время рисования за край листа.

    При обучении навыкам рисования не следует забывать, что рисование для детей – прежде всего игра. Не надо ограничивать детскую свободу. Нужно предоставлять малышам возможность поэкспериментировать. Помимо обучения навыкам рисования, формирования интереса и положительного отношения к изобразительной деятельности, занятия по сюжетному рисованию развивают речь, фантазию и творчество, знакомят с окружающим миром, способствуют личностному и эстетическому развитию.  

Методы обучения рисованию

Рисование в воздухе – изображение линий и фигур в воздухе при помощи движений прямого указательного пальца ведущей руки. Использование этого приёма помогает ощутить правильное направление движения и запомнить его на двигательном уровне.

Совместное рисование – совместные действия взрослого и ребёнка в процессе рисования. Взрослый вкладывает карандаш в руку ребёнка, берёт её в свою и водит по бумаге, создавая изображение и параллельно комментируя рисунок.  Использование этого метода позволяет научить ребёнка правильно держать карандаш, надавливать на него во время рисования с определённой силой, проводить различные линии и фигуры.

Дорисовывание деталей – процесс завершения рисунка. В качестве основы для рисования предлагается заготовка, на которой нарисована только часть рисунка, недостающие детали которого ребёнок должен дорисовать. Сюжет картинки обыгрывается и комментируется взрослым. Использование этого метода обучения позволяет закрепить усвоенные ребёнком навыки (правильно держать карандаш, рисовать определённые линии и фигуры).

Самостоятельное рисование – создание ребёнком рисунка по заданному взрослым сюжету или по собственному желанию с использованием усвоенных навыков.

Подготовка к рисованию

Перед началом занятия следует подготовить рабочее место. На столе должно быть только самое необходимое. Для начала – лист бумаги (чистый или с заготовкой для рисунка) и один карандаш (фломастер) на каждого ребёнка.

Чем рисовать?

Ребёнку раннего возраста сначала лучше предлагать фломастеры: они оставляют яркий след, не требуют сильного нажима. Но при этом следует соблюдать осторожность, следите, чтобы дети рисовали только на бумаге. Наряду с фломастерами можно использовать цветные карандаши с толстым мягким грифелем – они также оставляют яркий след без сильного давления. Сначала дайте ребёнку только один карандаш или фломастер. В дальнейшем, когда дети научаться пользоваться карандашом (фломастером) и соблюдать необходимые меры предосторожности (рисовать только на бумаге, не пачкаться и т. д.), можно предлагать им карандаши и фломастеры 2 – 3 и более цветов, давая возможность выбрать понравившийся цвет.

На чём рисовать?

Карандашами и фломастерами можно рисовать на обычной белой бумаге формата  А4. Даже если рисунок занимает не очень много места, следует предлагать лист бумаги достаточно большого размера. Это необходимо, чтобы ребёнок приучался во время рисования не выходить за границы листа. При этом листы должны быть расположены, как правило, горизонтально, как в альбоме.

Сюжеты работ

Занимаясь с детьми раннего возраста, следует рисовать конкретные предметы и явления, хорошо знакомые им. Взрослый может помочь детям как будто заново увидеть предмет или явление, выделить его значимые признаки: цвет, форму, расположение в пространстве и др. Для этого перед началом очередного занятия следует показать  малышам предмет, который будет им предложен для рисования. Вместе исследуйте его, обратите внимание на детали.

Организация занятий

Занятия можно проводить индивидуально или в небольшой группе. Педагогу следует сидеть за одним столом с детьми, чтобы он мог помогать каждому ребёнку. В ситуации индивидуального занятия педагог не предлагает ребёнку заготовку для рисунка, а рисует основные элементы рисунка у него на глазах. В начале длительность занятий составляет 10 -15 минут, постепенно её можно увеличить. Занятия проходят в виде игры. Во всех рисунках присутствует сюжет. Взрослый комментирует процесс рисования, использует стихотворения, потешки, загадки.

Порядок работы

Сначала дети учатся рисовать вертикальные и горизонтальные линии, затем круги разной величины. Такое поэтапное обучение помогает лучше закрепить каждый из навыков, не смешивать их.

Помощь

На начальных этапах обучения рисованию возможна совместная деятельность ребёнка со взрослым, когда взрослый берёт руку ребёнка в свою и помогает ему рисовать. При достаточном развитии навыков используется рисование по показу (поэтапное) и рисование по готовому образцу.

Хранение работ

С первых шагов творческой деятельности малышей надо проявлять внимание и уважение к их работам. На каждом рисунке следует написать дату его создания и имя автора. Хранение работ каждого ребёнка в отдельной папке позволит наблюдать динамику процесса развития навыков рисования у каждого малыша. Необходимо периодически организовывать выставки детских работ, желательно после каждого занятия. Будьте внимательны к малышам, не забывайте хвалить за успехи и достижения. Для этого внимательно рассматривайте их первые рисунки, эмоционально комментируйте их, показывайте другим детям и взрослым, давайте положительную оценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изобразительной деятельности в первой младшей группе детского сада

Конспект занятия по изобразительной деятельности п первой младшей группе детского сада. "Весенний коврик для куклы" - выполнение весеннего коврика разбито на три занятия и заканчивается на весеннем пр...

Консультация для родителей: «Методика организации изобразительной деятельности в первой младшей группе» (2-3 лет)

Консультация для родителей: «Методика организации изобразительной деятельности в первой младшей группе» (2-3 лет)...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в первой младшей группе "Первый снег".

Цель: Учить детей ритмично наносить мазки тычками, передавать явление действительности.Задачи: Закреплять навыки рисования красками при помощи пальцев. Радоваться красоте сочетаний. Развивать эстетиче...

«Методика организации изобразительной деятельности в первой младшей группе»

Дошкольный возраст — это сензитивный период для развития у детей продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Изобразительная деятельность в раннем возрасте имеет художест...

Тематика (техника рисования, методы и приёмы) и программное содержание непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности в первой младшей группе

Занятия рисованием – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нел...

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ. Изобразительная деятельность в раннем возрасте имеет художественнообразную основу. Создание обра...

Консультация для воспитателей «Методика организации изобразительной деятельности в первой младшей группе»

Дошкольный возраст — это особенный период для развития у детейпродуктивной деятельности : рисование, лепка, аппликация, конструирование. Изобразительная деятельность в р...