"Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора"
статья (младшая группа) на тему

Медынская Светлана Федоровна

"Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора"

Детство - период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Малыш появился. И многие забывают о том, что с ним нужно говорить с первых недель его появления. Так же, как это делали наши мудрые прабабушки - бабушки. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Эмоциональное общение - одна из ведущих линий развития маленького ребенка, начиная с первых месяцев его жизни. Ласковые мамины прикосновения, ее голос, пение, любящий взгляд, первые игры в сочетании с поэтическим словом – все это называлось и называется емким словом – фольклор. Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u_n_t_2_sdelala.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

"Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора"

Детство - период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Малыш появился. И многие забывают о том, что с ним нужно говорить с первых недель его появления. Так же, как это делали наши мудрые прабабушки - бабушки. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми.

Эмоциональное общение - одна из ведущих линий развития маленького ребенка, начиная с первых месяцев его жизни. Ласковые мамины прикосновения, ее голос, пение, любящий взгляд, первые игры в сочетании с поэтическим словом – все это называлось и называется емким словом – фольклор. Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.

        У детей раннего возраста словарный запас не велик, и реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развитию детей. И интонация, с которой они произносятся, должна быть понятна малышам.

1 Ночной сон

Что делать, если ваш малыш боится засыпать? Можно бороться с ночными страхами обычным способом, объяснив их беспочвенность на примере стихотворения или сказки.

«Заклинание» от ночных страхов

Хлоп в ладоши: бах-бабах! Словно шарик, лопнул страх!

Бяки-буки, ну-ка кыш! Не боится вас малыш!

2. Дневной сон. Простые,  короткие потешки побуждают детей к действию, произнесенные на распев, ласково,  негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых.

Розовые ушки, кудрявая макушка!

Накроем одеяльчиком крохотные пальчики,

Пухлые ручонки, усталые ножонки,

Маленькие пятки. Засыпай, мой сладкий!

Спи, усни, дитя, Сереженька,

Все ласточки спят, все касаточки спят,

Нашему Сереженьке спать велят.

Баю-бай, баю-бай, ты, собаченька, не лай.

Белолапа, не скули, нашу Таню не буди.

3. Пробуждение 

Проснулся, к примеру, малыш, потягивается, его гладят по животику и нараспев приговаривают:

Потянушки - пораcтyшки, ручки - хватушки,

Ножки - ходyнyшки, роток – говорунок.

Это кто же тут проснулся? Кто так славно улыбнулся?

И кого так любит мама? Вот кто тут любимый самый!

4. Садимся на горшок

Начинаем наш урок. Это что стоит? Горшок!

Раз, два, три, четыре, пять -будем мы штаны снимать!

Присядем аккуратно.

Знают все детишки: очень неприятно писаться в штанишки!

5. Умывание

Рано утром мы проснулись, сладко-сладко потянулись,

Улыбнулись мамочке и надели тапочки.

На горшок заторопились, а потом водой умылись:

Чудо-ручеечки на розовые щечки,

Капельки водички на длинные реснички,

Дождь из доброй тучки на ушки и на ручки,

Теплые росинки в кудряшки-волосинки.

Вытри, полотенчико, маминого птенчика!

6.Чистим зубы

Особое внимание следует уделять обучению малыша навыкам чистки зубов. Ваша задача - сформировать у малыша привычку и объяснить ему необходимость этой гигиенической процедуры.

Снует зубная щетка, как по морю лодка.

Как по речке пароход, по зубам она идет.

Вверх и вниз, туда - обратно - счистим мы налет и пятна,

Чтобы зубки не болели, чтоб как зимний снег белели

7. Купаемся

Льется в ванночку вода. Эй, игрушки, все сюда!

Утки, зайчики и кошки, я помою вас немножко!

8. Подстригаем ногти

Эта несложная, но обязательная процедура для некоторых родителей и детей часто превращается в кошмар. Давайте превратим это занятие в веселую игру!

Пальчик, пальчик! Где ты был?

Милый мальчик, где бродил?

Покажи-ка ноготок! Подстрижем его: цок-цок!

Стриг да стриг, цок да цок! Аккуратный ноготок!

9. Учимся есть

Умница Катенька ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую, сладкую, душистую.

Птичка зернышки клюет, колет белочка орешки,

Травку козочка жует, ест улитка сыроежки,

Молоко котенок пьет, у мышат - головка сыру,

Косточку щенок грызет, у пчелы - кусок зефира,

Сено ест смешной теленок, кролик скушал лист капустный.

Что же любит наш ребенок?

Кашку? Ах, как это вкусно!

10. Отучаем от соски

Самое тяжелое в процессе отучения от соски - уложить ребенка спать.

Папа поздно шел с работы. Слышит вдруг, как плачет кто-то.

Мимо он пройти не смог. Смотрит: маленький щенок!

Папа очень удивился. И к щеночку наклонился.

Он погладил мокрый носик: -Ты чего тут плачешь, песик?

Головой щенок качнул и, расстроено, вздохнул:

-Соску где-то потерял, я искал ее, искал! Нет нигде моей подружки.

Всхлипнул он, поникли ушки.

Без нее он спать не может. Кто теперь щенку поможет?

Пожалей его, малышку! Подари ему пустышку!

Пусть он плакать перестанет И веселым снова станет!

11. Учимся одеваться

Мы на пухлые ручонки надеваем рубашонку.

Повторяй за мной слова: Ручка – раз, ручка - два!

На твоей одежке: пуговки и кнопки, разные заклепки.

На мою малышку наденем мы штанишки.

Повторяй за мной слова: Ножка - раз, ножка - два!

Застегнем застежки, обуем ножки, бегай по дорожке.

Хоть устали одеваться, но не будем возмущаться!

Что осталось - голова? Вот и кепочка - раз, два!

Надо маму одевать и скорей идти гулять!

Вот они, сапожки:

Этот с левой ножки, этот с правой ножки,

Если дождичек пойдет, наденем калошки;

Этот - с правой ножки, этот - с левой ножки.

Вот так хорошо!

11. Топ, топ, топ ходит мальчик наш с трудом.

Киска, киска, киска, брысь! На дорожку не садись.

Наша деточка пойдет, через киску упадет!

Встань, малыш, еще разок, сделай маленький шажок, топ,топ!

Ходит мальчик наш с трудом, первый раз обходит дом, топ, топ!

12. Звукоподражание голосам животных.

Наши уточки с утра: Кря,кря, кря.

Наши гуси у пруда: Га-га! Га-га! Га-га!

Наши курочки в окно: Ко-ко, ко-ко, ко-ко...

На дубочке, тут сидят два голубочка.

У них шейки голубые, у них перья золотые.

        Приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас.

        Пусть будет крепка невидимая нить тепла и любви между ребенком и вами! Развивайте речь средствами фольклора, ведь малышам эти произведения близки!

        Играйте с ребёнком, пойте, рассказывайте потешки и ваши дети заговорят гораздо быстрее, делайте всё это с душой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора (из опыта работы)

Федеральные государственные требования ориентированы на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные ...

«Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора» (консультация для воспитателей)

Детство - период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное вз...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством знакомства с историей происхождения славянской тряпичной куклы

Занятие по ознакомлению с окружающим с детьми подготовительной к школе группе на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством знакомства с историей...

«Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора»

Консультация для родителей, содержащая информацию о приобщении детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора....

Методическая разработка «Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора»

        Приобщение к истокам русской народной культуры посредством фольклора надо прививать с раннего детства. В группах раннего возраста воспитатель рассказывает детям о на...

Консультация для воспитателей «Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора»

Консультация для воспитателей   «Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора»...

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством мини-музея «Русская изба»

  «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством мини-музея «Русская изба»...