Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством знакомства с историей происхождения славянской тряпичной куклы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Занятие по ознакомлению с окружающим с детьми подготовительной к школе группе на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством знакомства с историей происхождения славянской тряпичной куклы" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим

в подготовительной группе на тему:

«Приобщение детей дошкольного возраста

к истокам русской народной культуры посредством знакомства

с историей происхождения славянской тряпичной куклы» 

Пояснительная записка

В наш век куклы - это, чаще всего, детские игрушки. Но так было не всегда. В древности славяне к ним относились вполне серьезно. Народная кукла - огромный пласт нашей истории. Куклы были основными оберегами, каждая из них выполняла свои «обязанности». Куклы сопровождали наших предков от рождения до самой смерти. Они принимали участие во всех важнейших этапах жизни человека. У славянских народов было большое многообразие кукол. Славянскими куклами-оберегами не только украшали интерьер или в детстве играли, они всегда были очень сильными помощницами в быту, в социальной и личной жизни наших с вами предков. Куколки делались по случаю народных праздников, например, для масленицы или для дня Ивана - Купалы, в качестве подарков или обрядовых символов для отмечания семейных событий, таких как свадьба или рождение ребенка, а также просто изготавливались в качестве спутниц - хранительниц спокойствия, здоровья, достатка, любви. Куклы наших предков несли в себе доброе начало и были безликими. Никаких глазок, кнопок-носиков и губок бантиком. Кукла с лицом, по мнению славян, обретала душу и могла быть использована для колдовства и наведения порчи. Русская народная кукла является исторической частицей культуры народов России.

Предложенный материал поможет изучить историю возникновения обрядовой и обереговой куклы на Руси. Изучить виды кукол-оберегов и предназначение в обрядовой и игровой культуре населения России.

Непосредственная образовательная деятельность направлена на приобщение детей к истокам Русской народной культуры, привитие любви к Родине, знакомство с историей России.

Представленный конспект, построен в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей).

• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).

• Принцип психологической комфортности

Образовательные области:
• познавательное развитие;
• речевое развитие:
• социально-коммуникативное развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.

Цель: формирование представлений о культуре и быте русского народа через историю куклы.

Задачи:
Обучающие:
• обобщить представление детей о русской народной кукле, о декоративно-прикладном искусстве России;
• расширить представления детей о народных игрушках и истории их возникновения;
• познакомить детей с понятием «оберег» и возникновением (как следствие) тряпичной куклы-оберега;
• обогащать речь детей с помощью потешек и поговорок;
• расширять словарный запас: оберег, кукла-колокольчик, потешная игрушка;
• воспитывать интерес к народным промыслам, уважение к труду народных умельцев;
• развивать воображение, художественный вкус;
• воспитывать интерес к образовательной деятельности;
• воспитывать умение детей слушать друг друга, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Развивающие:
развивать интерес к старинным игрушкам, уважение к национальной культуре;
• развитие речи, мышления, внимания, памяти, творческой активности, самостоятельности;
• развитие эмоциональности, чувства прекрасного.
Воспитательные:
• пробудить чувство любви к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров;
• вызвать желание самим сделать тряпичную куклу;
• способствовать развитию доброжелательного отношения друг к другу, желанию слушать товарища.

Словарная работа:  оберег, обереговая кукла, тряпичная, Кувадка, Пленашка, безликие.

Предварительная работа: знакомство детей с различными видами народных игрушек и национальных праздников.

Оборудование: помещение оборудовано в стиле русской избы.

Предметы быта: самовар, печь, свеча, лапти,  скамейки, деревянная посуда, утюг, образцы  оберегов, люлька.

ХОД   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

I. Вводная часть
Хозяйка избы (воспитатель) встречает гостей у входа.

- Проходите, гости дорогие!

Ребята ко мне пришли в гости. А я гостям всегда рада. Какими словами мы встречаем гостей, с какими словами мы приходим в гости? (добрый день, милости просим, доброго вам здоровья (здравствуйте), добро пожаловать).
Как много хороших добрых слов вы сказали. А в ответ, посмотрите, получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. Ведь недаром говорится: «Чем больше человек делает добра, тем больше он получает в ответ».

II. Основная часть
Педагог:
А теперь: Уши слушают – и все слышат.
Глаза смотрят – и всё видят.
Ноги – руки не мешают.
А голова думает и все хорошо запоминает.

Сядем рядком, да поговорим ладком.

- В нашем доме тепло и уютно.

-А как в старину называли – дом?   (изба)

-Правильно, изба - деревянный дом, срубленный из бревен. 

-Что же в избе было самым главным? (печь)

Стоит печь из кирпича, то холодна, то горяча. Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, грибы, ягоды. На ней можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка.

- А какие предметы русского быта вы знаете?

- Выберете приглянувшийся предмет и расскажите о нем.

Так же в избе была колыбелька или люлька - для самого маленького в семье. В ней лежала тряпичная куколка – кувадка, но не только для игры предназначалась она, куколка была оберегом.

- Как вы думаете, а  что такое оберег?

ОБЕРЕГ - символы защиты - оберегающий, охраняющий от злых духов.

Такая безликая кукла была защитницей от всех бед и несчастий. Её так и называли «берегиня» - от слова ОБЕРЕГАТЬ. Тряпочная кукла игрушка не простая, а заветная, это оберег. Оберег - это предмет, который оберегает человека от несчастья, защищает от болезни, охраняет дом.
Педагог: Давным-давно на Руси была такая присказка:
В каждом доме, в каждой хате,
На крылечке, на полатях
Кукла сидит во все стороны глядит.


Знаете ли вы, что, первая и главная роль куклы в древности была призвана помогать человеку, оберегать его. Куклы изготавливали не только для игры. Еще до рождения ребенка шили куклу, чтобы он рос здоровым. Кукла служила символом, оберегом, каждая кукла имела своё предназначение. Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой.

Кувадка - одна из самых простых обережных куколок. Её делали накануне рождения ребёнка и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от матери и младенца. Кувадки и защищали новорожденных, и служили им первыми игрушками. 

- Как вы думаете, из чего сделана куколка Кувадка? (ответы детей). Правильно из тряпок.

Воспитатель: Значит она какая? (ответы детей).

Кувадка была первой куклой в жизни ребенка. Считалось, что во время рождения ребенка, отец должен взять в руки такую куклу, и ходить вокруг дома во время рождения малыша, чтобы отвлечь злых духов от маленького ребенка. Она являлась оберегом вплоть до таинства крещения. Затем их сжигали. Считалось, что неприятности, которые грозили малышу (в виде болезней), пропадут вместе с куклой. Обряд забыт, так больше не делают, а память о них сохранилась. Давайте представим, что мы перенеслись в очень далекое прошлое, у нас есть младенец, а я ему свернула первую куклу Кувадку.
(воспитатель подает мальчику Кувадку, предлагая изобразить действия отца в момент рождения ребенка).
Давай обойдем вокруг забора и произнесем потешку:
Расти, Маша, выше,
До хором, до крыши.
Расти, не балуй,
Маму с папой жалуй.
Расти с брус толщиной,
Да с дом вышиной.

А теперь мы положим Кувадку на место, в люльку.

Педагог: А ещё на Руси любили играть, я приглашаю вас в центр нашей избы, встаньте, пожалуйста в круг, повторяйте за мной слова и движения:

Игра «У Маланьи, у старушки».
У Маланьи, у старушки (хлопки в ладоши)
Жили в маленькой избушке (сложить руки домиком)
Семь сыновей (семь пальцев)
Все без бровей, (очертить брови пальцем)
Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)
Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы)
Вот с такой головой, (очертить большую голову)
Вот с такой бородой, (показать руками)
Они не пили и не ели (поднести ко рту чашку, другой - ложку)
На Маланью всё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)
И все делали вот так… (показать любое движение).

Воспитатель с детьми подходят к печке, возле печки лежат дрова.

Воспитатель: Что вы видите перед собой? (ответы детей).

Воспитатель: Скажите, а чем разжигают печку? (ответы детей).

Воспитатель: Посмотрите, что у меня в руках? (воспитатель показывает полено) Правильно. Это полено. Как вы думаете можно ли играть с поленом? (ответы детей).

Воспитатель показывает полено одетое как кукла.

Воспитатель: В старину даже простое полено превращалось в куклу. Такая кукла считалась оберегом, и называлась – Младенчик, или Пеленашка. По традиции Пеленашка должна была появиться на свет ровно за месяц до рождения малыша. Куклу клали в колыбельку, где она ожидала появления малыша. Эта куколка оберегала ребенка от неприятностей, зла и болезней. Когда ребенок подрастал, то из оберега Пеленашка превращалась в игрушку.

(даю девочке Пеленашку в руки).

Воспитатель: Как ты думаешь, как ребятишки играли с этими куклами? (ответ ребенка).

Воспитатель: Правильно дети их укладывали спать и пели колыбельные песни.

Воспитатель: А вы ребята знаете колыбельные песни? (ответы детей).

Воспитатель: Я тоже, когда была маленькой, играла в куколки и пела им колыбельные песенки, давайте покачаем куколку Пеленашку (Младенчика) на руках, а я спою куколке колыбельную. Вы мне помогайте, подпевайте.

Люли – люли – люленьки!

Прилетели гуленьки!

Летят гули вон - вон,

Несут детке сон – сон…

Стали гули ворковать,

Колыбелечку качать,

Будут гули ворковать

Будет детка крепко спать.

(дети поют колыбельную для кукол)

Воспитатель: Ребята, а сейчас внимательно рассмотрите кукол, и скажите, чем отличаются старинные куклы от наших современных кукол?

Ответы детей (Нет лица).

Воспитатель: Все эти куклы были безликие. По народным поверьям, кукла «с лицом» как бы обретала душу и тем самым могла стать опасной для малыша. Кукла «безликая» считалась предметом неодушевленным и не могла навредить ребенку. Эти куклы являлись оберегами, как для детей, так и для всего дома. Люди верили, что кукла-оберег отпугивает злых духов, недобрых людей и болезни. Такие куклы были в каждой семье и относились к ним очень бережно, они передавались из поколения в поколение.

Воспитатель: Куколки уснули, давайте положим их в кроватку, пусть они спят.

Игра малой подвижности «Великаны и гномы» (перед стульчиками).

Ведущий произносит только два слова «великаны» и «гномы». При слове «великаны» дети должны подняться на носки и поднять руки. При слове «гномы» все должны присесть пониже. Слова произносятся с разной интонацией, которую меняют, пытаясь запутать ребят. Проигравшие присаживаются на места.

Воспитатель: А теперь, ребята, я хочу вас познакомить еще с одной обитательницей русской народной избы.

Кукла День и Ночь – символизировала сутки. Эта  кукла оберег жилища.    Она жила в доме, и хозяин с хозяйкой разговаривали с ней. Ежедневно утром ее поворачивали к себе  светлой стороной, а вечером – темной.  Утром обращались к светлой стороне с пожеланиями, просьбами,  чтобы день был удачный в делах, благополучным.  Вечером перед сном обращались к темной стороне – чтобы ночь прошла спокойно, чтобы все домочадцы проснулись живыми и здоровыми, отдохнувшими. Приговаривали, когда поворачивали куклу  на ночь: «День прошёл спокойно, слава богу, пусть ночь так же пройдёт». Народная кукла День-Ночь - это кукла оберег, которая охранят жилище и его домочадцев, она символизирует сутки и оберегает смену дня и ночи, порядок в мире. Шили и дарили такую куколку на Новый год, и весь год они служили своеобразным календарем, отмеряя каждый  из 365 дней и каждую из 365 ночей.

III. Итог
Педагог: Ребята где мы с вами побывали?

Дети: В глубокой древности, в русской народной избе.

Педагог: С кем мы с вами сегодня познакомились, о ком узнали?

Дети: о куклах-оберегах.
Педагог: Почему на самодельных тряпичных куклах не рисовали лицо?
Дети: Считали, что кукла с лицом приобретает душу и может навредить ребёнку, а куклы без лица оберегают дом и очаг.
Педагог: Названия каких кукол вы запомнили? (День и ночь, Пеленашка или Младенчик, Кувадка)

Педагог: Для чего они служили, какое было их назначение?
Дети: Она приносит в дом радость и веселье, оберегали от неприятностей.
Педагог (берет в руки всех кукол):

Я кукла, кукла-оберег,

Твоя помощница навек.

Люби меня и уважай,

И никогда не обижай.

Я принесу тебе удачу.

Жизнь станет ярче и богаче!

Вы можете рассказывать им свои секреты и самые заветные желания. Подойдите все ко мне. Загадайте желания и тихонечко скажите кукле День и ночь. А теперь, чтобы наши желания исполнились, нужно сказать волшебные слова:
«Оберег нас охраняй.
Жить счастливо помогай!»  (дети повторяют хором).

Рефлексия занятия - Методика «Погодное настроение».
Алгоритм техники:
Детям выдаются карточки с тремя различными видами настроения:
- отражение отличного настроения
- отражение обычного настроения
- отражение плохого настроения
Инструкция:
- Ребята, вам сейчас необходимо определить ваше настроение после нашего занятия.
- Взять из предложенных карточек ту, что соответствует вашему настроению.

Педагог: Вот и подошло к концу наше занятие. Вы сегодня славно потрудились, узнали много нового.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ "НАРОДНАЯ ИГРУШКА, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ"

НАРОДНАЯ ИГРУШКА, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ...

Презентация "Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре"

Презентация "Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре"...

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»

Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....

Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»

07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...

План проведения тематического контроля «Организация работы по приобщению детей дошкольного возраста к русской народной культуре в дошкольном образовательном учреждении»

Цель тематического контроля: Анализ организации работы по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры  в дошкольном образовательном учреждении...

Приобщение дошкольников и семьи к истокам русской народной культуры посредством применения, изучение происхождение и изготовление куклы Куватка

прививать интерес и любовь детей и семьи к русскому народному творчеству «тряпичная кукула-Куватка»....

Проект: "Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество."

С Е М И Н А Рдля педагогов и родителей«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промы...