Консультация для родителей «Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков»
консультация на тему

Консультация для родителей «Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_dokument.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков»

     

«Ну что за неряха!» - в сердцах восклицает иной родитель, будто и непричастен к тому, что ребёнок таков. А ведь опрятность и аккуратность не врождённые качества. В основе их – гигиенические навыки и привычки, которые формируются с раннего возраста: уход за своим телом, культуры еды, бережное отношение к личным вещам, предметам и игрушкам, поддержание порядка в окружающей обстановке.

     Взрослый приучает ребёнка радоваться чистой красивой одежде, аккуратной причёске и в то же время испытывать брезгливость от неухоженной обуви, грязных рук, непричёсанных волос, пятен на одежде, обращаться с просьбой помочь устранить эти недостатки.

     Формирование навыков гигиены можно начать с показа картинок, где изображены процессы умывания, кормления, причесывания волос, и не только людей, но и животных, птиц. Чтобы ребёнок дружил с мылом и водой, надо исключить возможность неприятных ощущений, например закатывать рукава во время умывания, постепенно приучать к закаливающим процедурам во избежание резкого контраста теплой и холодной водой.

     При этом гигиенические процедуры сопровождаются чтением любимых потешек при умывании, купании, кормлении, расчесывании, укладывании спать.

     Приобретённые навыки гигиенической культуры можно закрепить в процессе чтения художественной литературы (К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», «Муха-цокотуха»; Е. Благинина «Алёнушка», «Научу обувать я братца…»; З. Александрова «Утром», «Купание»; В.Орлов «Хрюше обижается»; А. Барто «Девочка – чумазая», «Девочка – ревуша»; И. Токмакова «Тили-тили-тили-тили?»;

М. Яснов «Я мою руки»; А. Усачёв «Хочеш, Феденька, кефир»; О. Дриз «Про весёлый пирожок»; Я. Аким «Мыть посуду я люблю», «Про неумейку»; В. Зайцев «Я одеться сам могу»; Э. Мошковская «Уши»; с Капутикян «Хлоп-хлоп»; Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу»; А. Воронкова «Маша-растеряша»; Н. Сынгаевский «Помошница» и др. произведения)

     Процессы умывания, кормления, причесывания важно не только демонстрировать собственным примером, но и сопровождать показ объяснением – заинтересовать ребёнка, вызвать желание  быть самостоятельным, одобрять даже небольшие успехи.

 

Полезные советы для родителей

«Руки – это лицо человека»

  • Подстригать ногти на руках следует не реже 1 раза в 7 – 10 дней
  • Перед каждым приёмом пищи, после прогулки следует мыть руки с мылом
  • Нужно быть внимательным во время работы с колющими и режущими предметами (нож, иголка, и т. д.)
  • Нужно осторожно открывать кран с горячей водой.
  • В ветреную и холодную погоду нужно обязательно ходить в варежках или перчатках.
  • Следует ежедневно пользоваться кремом для рук

«Расти, коса, до пояса»

  • Обязательно нежно иметь собственную расческу и следить за её чистотой
  • Мыть голову необходимо один – два раза в неделю, пользуясь детским шампунем.
  • Промыв волосы, нужно вытереть их мягким полотенцем и расчесать.
  • Нельзя заплетать мокрые волосы.
  • Нельзя ложиться спать с мокрой головой.
  • Длинные волосы нужно расчесывать с концов и постепенно переходить к корням.

«Дороже алмаза свои два глаза»

  • Берегите глаза, когда стираете бельё или выводите пятна.
  • Нельзя тереть глаза грязным носовым платком, варежкой, концом шарфа.
  • Нельзя читать лежа на диване или кровати.
  • Нельзя читать в движущемся транспорте (в вагоне, в автобусе и т.д.)
  • Читать нужно, сидя за столом, чтобы освещение было с левой стороны.
  • Нельзя носить чужие очки.
  • Нужно смотреть телевизор сидя и не более 15–30 мин. подряд (зависит от возраста ребёнка)
  • Необходимо делать гимнастику для глаз.
  • Необходимо надевать защитные очки при малейшей вероятности нанесения вреда глазам (работа в огороде, во время строительства, при домашней уборке, при опасности попадания пыли и др.)
  • Сидеть за столом нужно прямо.
  • Необходимо быть осторожным и внимательным во время работы с острыми предметами.

«Здоровые зубы – здоровью любы»

  • Необходимо правильно питаться: ежедневно ребёнок должен получать молоко или кисломолочные продукты, мясо, рыбу, чёрный хлеб, разнообразные овощи и фрукты круглый год. Нужно приучать детей к твёрдой пище: это укрепляет дёсны и зубы.
  • С 2-3 лет необходимо прививать детям привычку полоскать рот после еды и чистить зубы утром и вечером.
  • Не реже двух раз в год нужно посещать с ребёнком стоматолога

«Ухо – это орган слуха»

  • Уши надо беречь: от слишком громких звуков устаёшь. Нельзя слушать громко музыку. Громкие звуки мешают думать, мешают другим людям.
  • Нельзя ковырять в ушах.
  • Нужно защищать уши от сильного ветра.
  • Нельзя очень сильно сморкаться.
  • Нельзя допускать попадания в уши воды.

«Если сладко спится, сон хороший снится»

  • Соблюдайте режим: больше бывайте с ребёнком на свежем воздухе, занимайтесь физкультурой, закаливанием.
  • Нельзя наедаться перед сном.
  • Нельзя смотреть долго телевизор.
  • Нельзя ложиться поздно.
  • Нельзя играть в шумные игры перед сном.
  • Перед сном необходимо проветрить комнату, задёрнуть занавески, умыться, сложить аккуратно одежду.
  • Нельзя откладывать отход ко сну, если ребёнок начинает дремать. Дремота – естественный сигнал идти спать. Не отмахивайтесь от него. Откладывая отход ко сну, вы вносите разлад в организм.

Домашнее задание для родителей

Задание: понаблюдайте и оцените, как сформированы культурно-гигиенические навыки у вашего ребёнка.                                                                                                                      

 Мытье рук

•        Охотно идёт в ванную и сразу приступает к действию.

•        Закатывает рукава.

•        Правильно открывает кран – так, чтобы струя воды была небольшой, смачивает руки водой, намыливает ладони и тыльную сторону кисти.

•        Смывает мыло и стряхивает воду в раковину.

•        Снимает полотенце с вешалки и после вытирания рук аккуратно вешает его на место.

•        Вытирает тщательно руки.

Умывание

     -    Как ребёнок  пользуется водой, мылом? Не пропускает ли отдельные действия?

     -    Осознаёт ли ребёнок необходимость умывания. Чем мотивировано выполнение этого действия (ребёнок действует по собственной инициативе или по указанию взрослого)?

 Приём пищи

•        Как ребёнок пользуется  столовыми приборами (как и в какой руке, держит ложку)?

•        Аккуратно ли ест (не крошит хлеб, не проливает пищу)?

•        Сохраняет ли за столом правильную осанку?

•        Как заканчивает прим пищи (пользуется салфеткой, благодарит ли взрослых)

Одевание и раздевание

     -    Соблюдает ли правильную последовательность действий?

     -    Необходима ли помощь взрослого? Когда ребёнок обращается за ней?

     -    Аккуратно ли раздевается? Замечает ли непорядок в своей одежде, и в одежде других?

     -    Как складывает одежду (аккуратно, небрежно и т. д.)

     -    Сформировано ли бережное отношение к предметам одежды? В чём оно проявляется?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков»

Опрятность и аккуратность не врожденные качества. В основе их — гигиени­ческие навыки и привычки, которые формируются с раннего воз­раста: уход за своим телом, культура еды, бережное отн...

Консультация для родителей "Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков "

Как важно воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей с раннего возраста....

Консультация для родителей “Воспитание самостоятельности и культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста”.

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни.Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны, очень часто они стремятся выполнять различные ...

Консультация для родителей. Формирование у детей культурно-гигиенических навыков.

Формирование у детей культурно-гигиенических навыков - необходимое условие для здорового образа жизни.Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, пор...