консультация
консультация (старшая группа) на тему

Кожевникова Ольга Николаевна

консультация для родителей "воспитание заботливого отношения к окружающим"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_zabotlivogo_otnosheniya_k_okruzhayushchim.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание заботливого отношения к окружающим

(выступление)

     Семья создает ту нравственную атмосферу, которая формирует характер ребенка.

    Воспитание в семье такой нравственной черты, как заботливость, социально обусловлено и определяется потребностями общества и отношениями, которые способствуют в нем, отражаясь на внутрисемейных отношениях.

      Большое влияние на ребенка оказывает микроклимат в семье. В воспитательном отношении важен весь уклад семейной жизни.

     Если отец и мать делят между собой все трудности и радости, всегда готовы прийти на помощь другим, то создаются необходимые условия для того, чтобы ребенок подражал их формам взаимоотношений.

     Родители часто жалуются на ограниченность времени, отводимого на воспитание детей. Но не следует забывать, что воспитание осуществляется не только при непосредственном контакте с ребенком, но и организацией всей жизни семьи.

     Нет таких родителей, которые сознательно хотели бы воспитывать в своих детях пренебрежительное отношение к людям, черствость, себялюбие, эгоизм. Но почему же в некоторых семьях растут черствые, грубые и эгоистические дети? «Все дело в одной очень важной закономерности нравственного воспитания, - пишет по этому поводу В.А.Сухомлинский. – Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что человек рождается существом, способным  стать человеком, но не готовым человеком. Человеком его надо сделать».

     Большое значение для формирования такого нравственного качества, как заботливость, имеют обсуждение с детьми явлений окружающей жизни, событий в детском саду, рассказы родителей о своем детстве, товарищах, взаимной помощи в сложных ситуациях, о совместных переживаниях. Такие беседы побуждают детей совершать добрые поступки, проявлять интерес к людям, к их труду; стремиться быть полезными  для них. Если ребенок активно включен в трудовую жизнь семьи, то у него есть возможность ежедневно проявлять заботу об окружающих.

     Родители должны помнить, что любое их неосторожное слово или необдуманный поступок могут отразиться на поведении ребенка. Основы трудолюбия, навыки поведения, уважение и внимание к людям семья воспитывает с раннего детства. Подрастая, ребенок уже оценивает не только поступки взрослых, но и мотивы поведения. Если мотивы им понятны, они начинают руководствоваться ими, стремятся поступать, как взрослые. С возрастом детей воспитательные возможности примера родителей не уменьшаются. Они становятся все значительнее. Родители воздействуют  на чувства, сознание и волю дошкольника.

     Детям старшего дошкольного возраста свойственно стремление к общению со сверстниками, взрослыми, и родителями должны с уважением относиться к их дружбе с другими детьми.

     Воспитание заботливости в семье тесно связано с формированием таких нравственных качеств, как ответственность, организованность.

     Особую роль в воспитании нравственных качеств у дошкольников играет детская литература. Для восприятия художественных произведений у детей развивают эмоциональную отзывчивость на содержание литературных произведений, умение правильно оценивать поступки героев. Можно организовать чтение с обязательной беседой по содержанию. Такие беседы позволяют ознакомить детей с элементарными нормами морали, упражняют их нравственных поступках, воспитывают у них яркое, эмоциональное отношение к окружающим, учат их словесному выражению сочувствия, сопереживания.

     Включая дошкольника в активную жизнь в семье (постоянные трудовые поручения, участие в подготовке к семейным праздникам, совместные прогулки, чтение художественной литературы), мы должны стремиться к тому, чтобы научить ребенка не только внешним проявлениям вежливости, уважению к старшим, но и  воспитывать у него умение быть внимательным, заботливым, понимать настроение близких.

     На эту особенность в воспитании детей указывал В.А.Сухомлинский, отмечая, что «…одна из наиболее трудных вещей в нравственном воспитании: учить человека делать добро и вместе с тем избегать прямолинейных советов…».

     Часто родители не понимают психологических особенностей детей: хвалят за положительный результат труда, не учитывая приложенных ребенком усилий; порицают за неудачно выполненную работу, даже если ребенок и старался, но у него не хватило умения.

      Говоря о применяемых родителями поощрениях и наказаниях, нельзя не упомянуть и о такой серьезной ошибке, допускаемой в воспитании, как угроза детям, например: «Если не послушаешься и уйдешь на улицу, не пущу потом домой», «Выгоню из дома», Будешь драться, отдам в детскую комнату милиции». Эти угрозы неразумны, грубы, основаны на страхе и ничего, кроме отрицательного воздействия на ребенка, принести не могут.

     Самая большая ошибка в семейном воспитании – физическое наказание детей. В семьях, где оно применяется, трудно воспитать заботливое отношение детей к родителям и другим членам семьи. Большинство родителей знают, что бить детей нельзя, но иногда бьют. Одни применяют такие наказания по убеждению, другие же признают, что поступают плохо, но без этого обойтись не могут. Физически наказывают детей те родители, педагогическая культура которых низка, которые считают физические наказания единственным убедительным методом воспитания.

     Подчас родители без надобности хвалят детей. При этом одни дети зазнаются, а других похвала родителей оставляет равнодушными, что сказывается на направленности характера ребенка. О того, какую направленность характера родители стараются воспитать в ребенке – заботливую или эгоистическую, - зависит его поведение в дальнейшей жизни.

     В семейном воспитании применяются разнообразные способы морального поощрения детей: одобрение, создание радостной атмосферы по поводу успехов ребенка, оказание доверия, ласковое внимание (обнимание, поглаживание по голове), рассказывание сказок, разрешение погулять, одобрение при сравнении одного поступка или деятельности с другим.

     Родители, часто применяющие физические наказания, не знают, что прежде всего ребенок должен осознать свою вину, переживать из-за нее. Если нет внутреннего переживания, сокрушения, то никакое наказание, тем более физическое, не поможет. Кроме того, страх порождает ложь, лицемерие, коварность, трусость, малодушие.

     Таким образом, психические состояния, вызванные применением родителями поощрений и наказаний, могут стать чертой характера ребенка. Если подкрепить похвалой то состояние удовольствия, испытываемое ребенком после наказания им помощи родителям, то при повторении этого психического состояния может сформироваться такая черта, как заботливость.

     Заслужив похвалу взрослого упорным, но посильным трудом, ребенок охотно будет возвращаться к этой трудной, но радостной работе. Одобрение родителей укрепляет его самолюбие, которое стимулирует труд.

     Помните, что ребенок воспитывается в семье в каждый момент его жизни, даже тогда, когда родителей нет дома. Воспитание нравственных качеств, в том числе и заботливости, успешно проходит в тех семьях, где существует взаимное уважение членов семьи, интерес к окружающим людям.

План подготовки и проведения собрания

  1. Посещение семьи.
  2. Беседы с родителями для выяснения условий воспитания.
  3. Беседы с детьми, наблюдения за поведением детей дома.
  4. Оформление папки-передвижки.
  5. Подготовка выступления воспитателя.

Примерные вопросы для беседы с родителями

  1. Проявляет ли ваш ребенок заботливое отношение к вам и другим членам семьи?
  2. Как он его совершает: самостоятельно или по вашему совету, просьбе, требованию?
  3. Умеет ли ваш ребенок словами выражать сочувствие, сопереживание? Приведите примеры.
  4. В каких конкретных поступках проявлялась активность и инициатива ребенка в оказании помощи, заботы?
  5. К кому в детском саду проявляет ваш ребенок заботливое отношение?

Примерные вопросы для беседы с ребенком

  1. Любишь ли ты свой дом, своих родных – маму, папу? Почему?
  2. Что ты делаешь дома, чтобы помочь родителям? Как ты заботишься о них?
  3. Какого человека можно назвать заботливым? Как поступает по отношению к окружающим людям заботливый человек?
  4. Заботишься ли ты о ком-нибудь в детском саду? Совершаешь ли ты добрые поступки?
  5. Надо ли тебе заботиться о других? Почему ты заботишься о других?

Умеем ли мы общаться с ребенком-дошкольником?


    Очень больно, когда о взрослом человеке говорят, что его мало любили в детстве. Мы не будем сегодня говорить о том, какими вырастают дети, если в их окружении мало любви или ее нет вовсе. Сегодня мы будем учиться сами, и учить наших детей, выражать любовь, не стесняясь своих чувств.  

  Самыми важными в жизни маленького ребенка являются его родители. Ребенок их обожествляет, они кажутся ему самыми красивыми, умными, сильными, добрыми. Ребенок, который посещает детский сад, вынужден полдня проводить без близких ему людей. Понятное дело, что как только ребенок увидел маму или папу, его охватывает эмоциональный взрыв. Сила взрыва настолько глубока, что у ребенка поначалу из головы вылетают события этого дня, он даже не в состоянии вспомнить, чем занимался пять минут назад.

    Ребенок чувствует себя любимым, если мамино лицо и глаза тоже будут сиять от счастья. Но во многих случаях приходиться наблюдать такую картину: утомленная и раздраженная мама задает ребенку дежурные вопросы, и довольствуется односложными ответами. Каким бы тяжелым у мамы не был рабочий день, она должна все неприятности и усталость оставить за порогом детского сада, и в ответ на детские чувства выразить свою любовь. Ребенка можно обнять, поцеловать или просто сказать: «Как я по тебе соскучилась!» или «На работе я только про тебя и думала». Любовь всегда должна быть ответной, и кому, как не взрослым, это должно быть известно.  Не спешите задавать ребенку вопрос: «Что ты сегодня кушал?», ведь для него намного важнее, с кем и как он сегодня играл, что нового и интересного узнал. Используйте время по дороге домой на столь дорогое его сердцу общение. Придумывайте разные ситуации, ищите в окружающих вас предметах полезную информацию. Ребенку будет интересно и полезно, если папа ему расскажет что-то новое о машинах, а мама задаст вопросы о собаке, которую только что увидел ребенок.

     Ребенок будет развиваться, отвечая на ваши вопросы «какого цвета собака?», «как ты думаешь, она добрая или злая?», «а куда она так спешит?» После такого общения у ребенка будут расширяться горизонты жизненного мира. Детям нравится выяснять закономерности живой и неживой природы, вот и объясняйте ему, почему самолеты летают и не падают, а рыбкам хорошо в воде. Не просто взрослый, а родной человек, становится источником новых знаний о том, что происходит вокруг. Порой ребенку хочется разговаривать с родителями не на познавательные темы, а на темы, касающиеся жизни людей, и их отношений. Родители должны поддерживать такое стремление в ребенке, вместе нужно обсудить какой-нибудь поступок литературного героя и дать ему оценку. Моральные нормы помогут ребенку лучше узнать людей, поспособствуют его социальному и душевному развитию.

      Общение с ребенком способствует развитию его речи. Сейчас все большее число детей имеют проблемы с речью, поскольку общение с родителями заменяет телевизор и компьютер. Чтобы ребенок умел говорить, в семье должно быть общение, а подросшего ребенка нужно приучать читать книги. Сделать это возможно, если он видит перед собой читающих родителей.

       У ребенка дошкольного возраста очень большая потребность в общении. Самое существенное для него – это общение с родными людьми. Удовлетворяя эту важную для него потребность, вы заложите начало доверительных отношений в будущем.

Правила для родителей.

 (десять заповедей: как любить ребёнка) 

 

 Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть. 

 Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности. 

 Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым. 

 Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины. 

Если ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других. 

Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя. 

 Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным. 

 Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым. 

 Если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в людей. 

 Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя. 

 Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире. 

 Януш Корчак, 

 выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель первой половины прошлого века. Он отказался от предложенной ему в последнюю минуту свободы и предпочёл остаться с 200–ми детьми, воспитанниками «Дома сирот», приняв с ними смерть в газовой камере лагеря смерти «Треблинка» в августе 1942 года.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....