консультация для родителей с элементами коучинга "Гиперактивный ребёнок"
консультация на тему

Антошина Юлия Александровна

 

Консультация для родителей

«Гиперактивный  ребёнок»

Цель: Познакомить родителей с  эффективными способами общения с  гиперактивными детьми.

План:

1.  Что такое гиперактивность.  Портрет гиперактивного ребёнка.

2. Как помочь гиперактиному ребёнку.

3. Как выявить гиперактивного ребёнка.

Критерии гиперактивности. (памятка для родителей)

4. Работа с родителями гиперактивного ребёнка

5. Элементы коучинга: «колесо», «шкалирование», для анализа и оценки  родителями степени выраженности гиперактивности дошкольников 5-7 лет.

6Просмотр  мультфильма «Гиперактивный ребёнок»

6.Рефлексия.

ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ?

«Гипер...» (от греч. Нурег — «над», «сверху») — составная часть слож­ных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» при­шло в русский язык из латинского «асПуиз» и означает «действенный, деятельный».

Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутству­ют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обуче­нии, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального разви­тия у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности на­блюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперак­тивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни, и т. д.

Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минималь­ная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необ­ходимости назначается медикаментозное лечение.

Однако подход к лечению гиперактивного ребенка и его адаптации в коллективе должен быть комплексным. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Ю. С. Шевченко, «ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться...» (1997, с. 4). Вот тут-то и приходят на помощь воспитатель, психолог, учитель, которые, работая в тесном контакте с родителями, могут научить ребенка эффектив­ным способам общения со сверстниками и взрослыми.

Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Одна­ко это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физио­логические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребен­ку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щед­ры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже становятся ис­точниками новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка отрицательных черт ха­рактера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с ко­торыми он общается.

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и по­кладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотруд­ничать с ним — вполне посильная задача.

 

ПОРТРЕТ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА

 

Наверное, в каждой группе детского сада, в каждом классе встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчинять­ся инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе вос­питателям и учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздра­жительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают. Из­вестный американский психолог В. Оклендер так характеризует этих де­тей: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигает­ся , вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он лег­ко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов» (1997, с. 228). Вероятно, каждому воспитателю и учителю знаком этот портрет.

КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА

Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому педагогу важно знать основные отличия поведения одной категории детей от другой. Приведенная ниже таблица 1 поможет в этом. Кроме того, поведение тревожного ребенка социально не разрушительно, а гиперактивный часто является источником разнообразных конфликтов, драк и просто недо­разумений.

Таблица 1. Критерии первичной оценки проявлений гиперактивности и тревожности у ребенка

Критерии оценки

 

Гиперактивный ребенок

Тревожный ребенок

Контроль поведения

 

Двигательная активность

Характер движений

Постоянно импульсивен

 

Постоянно активен

 

Лихорадочный, беспорядочный

Способен контролировать поведение

Активен в определенных ситуациях

Беспокойные, напряженные движения

Чтобы выявить гиперактивного ребенка в группе детского сада или в классе, необходимо длительно наблюдать за ним, проводить беседы с родителями и педагогами.

Основные проявления гиперактивности можно разделить на три бло­ка: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, им­пульсивность.

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следую­щие критерии выявления гиперактивности у ребенка.

 

Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребенком)

Дефицит активного внимания

  1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
  2. Не слушает, когда к нему обращаются.
  3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчи­вает его.
  4. Испытывает трудности в организации.
  5. Часто теряет вещи.
  6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
  7. Часто бывает забывчив.

 

Двигательная расторможенностъ

  1. Постоянно ерзает.
  2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двига­ется в кресле, бегает, забирается куда-либо).
  3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.
  4. Очень говорлив.

 

Импульсивность

  1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
  2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, пре­рывает.
  3. Плохо сосредоточивает внимание.
  4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
  5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Пове­дение слабоуправляемо правилами.
  6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок споко­ен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет.)

 

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечислен­ных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.

Очень часто педагоги задают себе вопрос: «Что делать, если у ребен­ка выявлены признаки гиперактивности? Диагноз в медицинской карте не поставлен, а родители не придают значения возникшим проблемам, надеясь, что с возрастом все пройдет».

В этом случае педагог в тактичной форме может рекомендовать ро­дителям обратиться к специалисту: психологу или невропатологу. Со­гласитесь, что ответственность за постановку диагноза должен взять на себя врач. Важно убедить родителей, что ребенку необходима помощь спе­циалиста.

Часто взрослые считают, что ребенок гиперактивен, только на том ос­новании, что он очень много двигается, непоседлив. Такая точка зрения ошибочна, так как другие проявления гиперактивности (дефицит активно­го внимания, импульсивность) в этом случае не учитываются. Особенно часто педагоги и родители не обращают должного внимания на проявление у ре­бенка импульсивности. Что же такое импульсивность? В психологическом словаре этот термин объясняется так: «Импульсивность — особенность поведения человека (в устойчивых формах — черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних эмоций. Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не взвешивает все «за» и «против», он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях» (1997, с. 132). Выявить импульсивность можно с помощью анкеты «Признаки импуль­сивности», которая рекомендована научно-методической комиссией Ми­нистерства образования Украины. Она разработана для педагогов, не со­держит специальных медицинских и психологических терминов и поэтому не вызовет трудностей при ее заполнении и интерпретации.

 

 

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА

Родители гиперактивных детей часто испытывают огромные труд­ности в их воспитании. Далеко не каждому из них приходится по душе поведение ребенка в общественных местах и дома. Многочисленные окрики и запреты не приводят к желаемому результату. Порой родите­ли просто приходят в отчаяние: «Я не знаю, что мне с ним делать! Сил моих больше нет!» — с отчаянием восклицает мама такого ребенка, при­дя на прием к психологу. Конечно же, можно ее понять и ей посочув­ствовать. Родители гиперактивного ребенка нередко с опасением отно­сятся к детскому саду или школе. Они уже заранее переживают: вот сейчас выйдет воспитатель (или учитель) и начнет «распекать» их чадо. Услышав первые же замечания педагога, мамы и папы либо начинают от­чаянно защищаться, либо стоят с поникшей головой, будто ругают их самих. После такой «прелюдии», они, как правило, встречают выбегаю­щего им навстречу ребенка упреками и нотациями. Педагог, присутству­ющий при этой «теплой» встрече, тоже очень неловко себя чувствует и даже сожалеет о том, что стал причиной ссоры.

Знакомая картина, не правда ли? На самом деле вполне можно на­учиться избегать подобных ситуаций. Для этого, прежде всего, следует убедить родителей в том, что их ребенок такой, какой он есть. И в этом никто не виноват: ни он сам, ни они. И никаких оснований для того, что­бы испытывать чувство вины, у них нет.

Уверенность родителей в том, что окружающие люди не отвергают их ребенка, а принимают его, поможет и им самим лучше понять и принятъ сына или дочь. Если учитель или воспитатель встретят родителей не жалобами, а позитивной информацией, то на смену напряженному состоянию придет чувство гордости, радости. И увидев бегущего к ним ребенка, родители встретят его не упреками, а нежностью и улыбкой.

Существует многократно проверенный в детском саду и в начальной школе метод, способствующий снятию напряжения у родителей и улучшению детско-родительских отношений. Он заключается в обмене между педагогом и родителями «карточками-переписками». В конце дня педагог записывает информацию о ребенке на заранее подготовленной картонной карточке. При этом должно выполняться обязательное условие: информация подается только в позитивной форме. Например, если ро­дители знают, что, когда читают вслух книгу, Саша с трудом высиживает 3 минуты, а сегодня он слушал воспитателя в течение 10 минут, то это обязательно надо отметить в карточке:

Сегодня, 18.11, Саша слушал сказку «Красная шапочка» в течение 10 минут.

Вечером родители Саши в присутствии всех членов семьи могут отметить это небольшое достижение ребенка, повысив его самооценку и уровень мотивации к обучению. По своему усмотрению взрослые могут поощрить ребенка прогулкой в парк, совместным просмотром телепередачи, любимой игрой.

Если же ребенок спокойно слушал всего лишь 2 минуты, а потом мешал остальным, воспитатель пишет:

Саша слушал сказку «Красная шапочка» 2 минуты.

Таким образом, родители получают позитивную информацию и делают сразу несколько выводов:

  1. Ребенка никто не ругает.
  2. В группе читали сказку «Красная шапочка».
  3. Ребенок недослушал сказку, значит, необходимо прочитать ее дома.

Ребенок же, если по его просьбе зачитают информацию с карточки, останется уверен, что ничего плохого он не сделал, а воспитатель по-прежнему любит и понимает его.

Кроме того, родители, помня о необходимости почитать ребенку книгу вечером дополнительно позанимаются с ним дома. Ребенок, в свою очередь, получит необходимую «дозу» родительского внимания, которого он иногда вынужден добиваться капризами, истериками и т. д.

Затем родители должны заполнить свою часть карточки, также запи­сав, чем ребенок занимался вечером дома, когда лег спать.

18.11 вечером Саша слушал, как папа читал ему сказку «Красная ша­почка», после чего сделал рисунок к, сказке. Во время рисования он вмес­те с папой пересказал услышанное. Смотрел передачу «Спокойной ночи, малыши» 15 минут, играл с братом в конструктор «Лего» 30 минут. Спать лег в 23 часа.

Воспитатель или учитель, получив утром новую информацию о ребенке, тоже могут сделать определенные выводы:

  1. Учебный материал, который давался детям накануне, Сашей усвоен.
  2. Родители проявили внимание к ребенку.
  3. Саша, несмотря на высокую двигательную активность и импуль­сивность, смог играть с братом в течение 30 минут, значит, если повысить мотивацию ребенка, он способен взаимодействовать с другими детьми в течение довольно длительного времени.
  4. Саша лег спать поздно, в 23 часа, следовательно, можно ожидать от него сегодня в группе непредсказуемых поступков. Поэтом педагог должен заранее продумать стратегию своих действий по отношению к ребенку.

Воспитатель или учитель по своему усмотрению также могут поощ­рить ребенка, опираясь на информацию, полученную от родителей. Пе­речень возможных наград педагог составляет заранее, узнав у ребенка с его предпочтениях (из рисунков и сочинений на тему «Я счастлив» «Я доволен», «Я мечтаю», «Когда я буду взрослым»).

Ребенок, чьи родители подходят к его воспитанию в тесном взаимодействии с педагогом и действуют в одном направлении, очень скоро начинает понимать, что требуют от него взрослые. Как только исчезает рассогласованность в действиях взрослых, ребенок становится спокой­нее и увереннее в своих силах. Кроме того, такая форма работы, как об­мен карточками, способствует установлению взаимопонимания и доверительных отношений между педагогом и родителями.

Если же контакт с родителями затруднен, и мама или папа ребенка не хотят или не готовы принять информацию о нем, можно использовал наглядную форму работы. Например, размещение информации в уголке родителей. И в школе, и в детском саду можно сделать переносные аль­бомы-раскладушки, которые с успехом используются на родительских собраниях. Возможен вариант и стационарно размещенного стенда.

Конечно, для того чтобы заинтересовать родителей, привлечь их внимание, материал необходимо подбирать доступный, немногословный. На­пример, если педагога беспокоит поведение гиперактивных детей в груп­пе или классе, он может разместить на стенде отдельные пункты из «Шпаргалки для взрослых», которые могут быть интересны и полезны для родителей.

Гиперактивному ребенку требуется постоянная психологическая поддержка. Как и другие дети, он хочет быть успешным в делах, за которые берется, однако чаще всего ему это не удается. Поэтому родителям следует продумывать все поручения, которые они дают ребенку, и помнить: ребенок будет делать только то, что ему интересно, и будет заниматься этим лишь до тех пор, пока ему не надоест. Как только ребенок устал, его следует переключить на другой вид деятельности.

Необходимо также позаботиться о рабочем месте ребенка. Оно долж­но быть тихим и спокойным — не около телевизора или постоянно открывающихся дверей, а там, где ребенок мог бы заниматься без помех. В ходе выполнения домашнего задания родителям желательно находиться рядом и при необходимости помогать беспокойному сыну или дочке.

Если ребенок в чем-то не прав, родителям не следует читать ему нотации, так как длинная речь не будет до конца выслушана и осознана. Лучше заранее установить правила поведения и систему поощрений и наказаний. Как уже отмечалось выше, требования к ребенку должны быть конкретными, четкими и выполнимыми.

Нельзя принуждать ребенка просить прощения и давать обещания: «Я буду хорошо себя вести», «Я буду всегда тебя слушаться». Можно, например, договориться с ребенком, что он «не будет пинать кошку» или «с сегодняшнего дня начнет ставить ботинки на место». На отработку каждого из этих конкретных требований может уйти много времени (две—четыре недели и больше). Однако, не отработав одного пункта, не пере­ходите к следующему. Наберитесь терпения и постарайтесь довести начатое дело до конца. Потом можно будет добиваться выполнения другого конкретного требования.

Если родители едут со своим ребенком в музей, театр или в гости, они должны заранее объяснить ему правила поведения. Например: «Когда мы выйдем из дома, ты должен дать мне руку и не отпускать ее, пока не перейдем улицу. Если ты все сделаешь правильно, я дам тебе жетон. Когда мы сядем в автобус...» и т.д. Затем определенное количество полученных за правиль­ное поведение жетонов можно будет обменивать на приз (конфету, иг­рушку и т. д.). Если ребенок будет очень стараться, но случайно что-то сделает не так, то его можно и простить. Пусть он чувствует себя успешным.

 

Упражнение «Колесо коуча»

 

Раздаю родителям  заготовки кругов с выделенными секторами 

1.Предлагаю выделить 6-8 аспектов гиперактивности, которые присутствуют у их детей.

2.Присвоить каждому сектору название (например: Не слушает, когда к нему обращаются, проявляет признаки беспокойства , очень говорлив  и др.).

3.Определить по шкале от 1 до 10 насколько  выражено данное свойство.

1-явно, 10- мало выражено.

Сделайте отметку на схеме – окружности. Единица будет находиться у центра окружности, а 10 – у ее центра (например: часто бывает забывчив – 6, говорлив – 4, постоянно ёрзает – 2 и.т.д.)

4.Теперь вы видите наглядную картину положению дел у вашего ребенка по данному вопросу.

5.Проанализируйте полученный результат. Что за фигура у вас получилась? Неровное колесо катиться не может. Чем больше полученная фигура похожа на ровную окружность, тем больше самостоятельных действий может выполнять ваш ребенок.

На колесе видно какие позиции у   ребенка требуют  особого вашего   внимания. Что именно необходимо изменить? Над чем можно поработать.

6. Выберете ту, которая проявляется наиболее ярко.

6.Составьте, пожалуйста, план для изменения  данного состояния.

Что необходимо для того, чтобы ваш ребенок смог по-другому реагировать на данную ситуацию?

Рефлексия.

Выводы родителей:

  1.  Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

2. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
3. Использовать тактильный контакт (элементы масса­жа, прикосновения, поглаживания).

  1. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
  2. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

7. Отметить даже небольшие самостоятельные успехи ребенка, поздравить его (а заодно и себя).

 

Заключительное  слово.

 

Обязательно в течение дня поиграйте, поговорите по душам с ребенком, чтобы время проводимое вместе с вами, было для него положительно окрашено. Используйте гибкую систему поощрений и наказа­ний, Поощряйте ребенка сразу же, не откладывая на буду­щее и по возможности предоставляйте ребенку возможность выбора.

 

Спасибо.

 

Литература:

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Речь, 2005.

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему:«Будим ребёнка правильно: как разбудить ребёнка,чтобы он не устраивал капризы.»

Тот, кто рано проснулся, вчера вовремя лёг спать. Организм, приученный засыпать и просыпаться в одно и тоже время, легко и привычно переходит из одного состояния в другое. Обязательным является соблюд...

Консультации для родителей(что делать если ребёнок ворует,если ребенок не слушается,«Воспитание дружеских отношений в игре»,Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?)

На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного ча...

Консультация для родителей "Светоотражающие элементы для пешеходов - важно для детей и родителей"

Консультация о том, что ношение СОЭ для пешеходов в темное время суток обязательно, также разъясняются правила ношения светоотражателей....

Консультация для родителей в детском саду. Ребёнок - ябеда Ребёнок – ябеда. Хорошо или плохо?

Воспитатель: Данилова Г.Н.Описание материала: Предлагаю вашему вниманию консультацию для родителей "Ребёнок – ябеда. Хорошо или плохо?". Если ребёнок постоянно жалуется на друзей,...

Консультации для родителей «Какой он, мой ребёнок?» Психические особенности ребёнка 2-3 лет.

Дорогие родители! Для развития вашего малыша нужно:В течение дня читать книги. Даже если почитали всего пять минут - это уже много. Главное, чтобы после минут, проведенных с книгой, у малыш...

Консультация для родителей на тему: "Права ребёнка. Конвенция о правах ребёнка"

КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЁНКА[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20039264","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...