Развитие ребенка от 1 года до 3 лет
статья (младшая группа) на тему

Особенности развития детей раннего возраста: речевое развитие, развитие самостоятельности, физическое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие детей раннего возраста16.55 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие ребенка от 1 года до 3 лет

Щурова Розыгуль Карпеевна

 воспитатель Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 20 для детей раннего возраста Колпинского района Санкт-Петербурга,

Заведующий ГБДОУ № 20 для детей раннего возраста Долгая Л.М.

Ключевые слова: развитие, ранний возраст, предметная деятельность, внимание.

Ребенку 2-ой год …

   Ребенок растет, но темпы его роста постепенно замедляются. За второй год жизни он вырастает на 9 - 10 см, а на третьем году - на 7 - 8 см. Продолжается совершенствование строения и функций внутренних органов, косной, мышечной и центральной нервной системы.

Особенность этого возраста:

1.        Связь психического (внимания, восприятия, мышления, памяти, эмоций) и физического развития детей;

2.        Индивидуальный темп развития;

3.        Большая ранимость нервной системы;

4.        Восприимчивость к обучению.

          Восприятие ребенка целостное. Он знает, что, например, это птичка, дерево, пароход. А как это он узнал? Он просто это знает!

        Ребенок раб зрительного восприятия, поэтому он видит прежде всего движущиеся предметы, яркие, крупные.

        Внимание ребенка кратковременное, концентрация слабая, переключение быстрое, без видимых причин (бежал за мячом, запнулся, увидел машинку, побежал за ней).

        Мышление наглядно-действенное (практический ум). К 2-м годам резко возрастают такие мыслительные операции, как классификация (покажи такой же красный кубик, как у меня, найди маленькое колечко, как у меня). Ребенок может конструировать из 3-9 кубиков (стул, кроватка, диван, домик) и каждую постройку мы обыгрывайте вместе с ним – ребенок использует предметы как инструменты.

        Память намного лучше, чем у взрослых, но она хаотичная, случайная, эмоциональная. С развитием речи появляется память на слова.

        Этот возраст благоприятный для развития всех органов чувств: обоняния, вкуса, слуха, зрения. Ребенок все бросает и слушает, стучит и слушает, все берет в рот – таким образом, он получает представление о мире. Ощущения человека – это начало познания. Взрослый называет словом все, что делает ребенок, что он чувствует, видит, слышит, что делаем мы сами. Так ребенок получает знания об окружающем мире. Ваша задача: как можно больше заниматься с малышом, разговаривать - сопровождать комментариями свои и его действия, по нескольку раз называть незнакомые предметы, объяснять их назначение... Дитя - это ваш храм; что вы в него вложите, то в нем и останется.

        Ребенок понимает и может ярко проявлять удивление, радость, хитрость, обиду. Учим ребенка проявлять эмоции и поддерживаем радость удачи.

        Совершенствуется вся нервная система ребенка, но она очень ранима и её надо беречь: соблюдать режим дня; раньше забирать из детского сада (реакцией ребенка дома могут быть капризы, плач, истерики); полноценное питание (не приучайте ребенка к протертой пище, предлагайте самому грызть морковку, капусту, яблоко, что укрепляет лицевые мышцы, гибкость языка, что способствует развитию звукопроизношения).

        От 1,5 до 2 лет, когда ребенок чересчур подвижный, но не совсем еще ловкий, когда он в каждые пять минут "выдает" вам повод его поругать и даже нашлепать, будьте терпеливы. Окриками и руганью вы воспитаете чувство постоянной вины в ребенке со всеми исходящими из этого чувства комплексами. Очень подвижный ребенок - это хорошо. Если ваш ребенок тихо сидит в углу и не дает вам повода погрозить ему пальцем - и так час за часом - это ненормально. Обратите внимание, не заболел ли ваш малыш. Не огорчайтесь, что ваш ребенок еще только говорит отдельные слова и не строит фразы. Это нормально для его возраста. Вы можете убедиться, насколько хорошо он вас понимает. Попросите малыша принести пирамидку, и он принесет ее вам. Скажите положить пирамидку, и он положит.

         В возрасте после 2 лет ребенок становится менее активным в движении, но более общительным. Он пополняет свой словарный запас, много спрашивает, повторяет слова, как эхо, охотно идет на контакт с окружающими, разговаривает со всеми, кто его окружает, и даже с неодушевленными предметами.

        Ваша задача: побольше говорить с ребенком; для этого вы должны всегда найти время. С терпеливостью, достойной похвалы, отвечайте на все вопросы ребенка. Не отмахивайтесь "мне некогда!", "отстань!" - этим вы совершаете большую ошибку. Всегда помните, что для ребенка 2 - 2,5 лет вы едва ли не основной источник знаний. И все слова, которые он знает, - ваши слова. И все выражения, какие он использует, - ваши выражения.

        Не говорите ребенку «плохой, уходи из дома». Это порождает страх быть отвергнутым, быть наедине со своими проблемами, которые нарушают внутреннюю целостность, уверенность в своих силах. Этим мы на всю жизнь закладываем сомнения в человеке, безволие.

        Центр развития руки в головном мозге находится рядом с центром, отвечающим за речь и поэтому развитие руки (пальчиков) стимулирует развитие речи. Необходимо играть с детьми в «Ладушки», «Сороку-ворону», массажировать ладошки и пальчики; необходимо предлагать детям игры для развития пальчиков (мозаика), рисование, конструирование.

        Развитие речи ребенка идет в трех направлениях: 1) понимание речи; 2) произношение звуков (играем язычком, обыгрываем песенки и потешки, занимаемся звукоподражанием (му-му, ав-ав); 3) увеличение словарного запаса (необходимо побуждать ребенка говорить, повторять за вами.

Помните: мальчики начинают говорить позже, чем девочки. Чтобы активизировать речь ребенка, надо привлечь свои эмоции (радости, восторга, удивления) и вовлекать в них ребенка: надо обыгрывать все потешки, песенки, сказки, заинтересованно рассматривать картинки в книгах.

Развитие ребенка определяется предметной деятельностью. У ребенка практический ум до школы. Именно действия с предметами помогают ему понять свойства предметов, явлений, событий, развивает память, мышление. Развивающие игры этого возраста: кубики,, втулки, пирамидки, кастрюли с крышками. Мы показываем ребенку для чего нужен каждый предмет, а потом ещё и как по- другому можно использовать данный предмет (ложкой едят, но это может быть и шпатель, и совок). Ребенок приобретает навыки тем быстрее, чем больше новых предметов попадается ему в руки.

Ребенок все делает по подражанию.

      Ребенок многие навыки обретает, подражая вам и окружающим его близким. Используйте это. Пусть ребенок постоянно видит, чем вы заняты. Вы стираете - пусть и малыш поучаствует, вы наводите порядок - пусть и он сложит в уголок свои игрушки. Ради забавы "покормите" вместе с ребенком куклу. Ребенок общаясь со взрослыми, ищет внимания к себе, взаимодействует, пытается помочь, начинает проявлять гордость при достижении цели.

Список используемой литературы:

1. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ. Е.С. Дёмина, Н.В. Казюк и др. ООО «ТЦ Сфера», 2005 г.

2. Информация с сайта ГБДОУ № 172 «Клюковка» г. Архангельск.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии и нормы психологического развития ребенка первого года жизни.

Ребенок – ваша высота, ваш полет, ваш вечный поиск и ваше безграничное благодеяние перед неисчерпаемостью развития человека, его творческого самовыражения, если хотите, божественной сути. Господ...

Для вас, родители! Психическое развитие ребенка шестого года жизни

Ребенок шестого года жизни продолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение со взрослыми и сверстниками, но постепенно, важнейшим видом деятельности становится учение....

Роль игры в развитии ребенка первого года жизни

"Что дети больше всего любят делать?" Конечно же играть! Через игру ребенок познает  окружающую его действительность.свой внутренний мир. В младенческом возрасте посреством игры развиваются орган...

Роль игры в развитии ребенка первого года жизни

Роль игры в развитии ребенка первого года жизни   Опубликовано 07.09.2012 - 18:09 - Калинина Ольга Анатольевна "Что дети больше всего любят делать?" Конечно же играть! Через игру ребенок п...

Особенности психического развития ребенка третьего года жизни

Данный материал раскрывает осбенности развития детей двух-трех летнего возраста....

Психическое развитие ребенка третьего года жизни

На третьем году жизни продолжается совершенствование деятельности всех органов и психологических функций ребенка....

Речевое развитие ребенка третьего года жизни

Данный  материал можно использовать в работе с родителями детей раннего возраста....