Критерии и нормы психологического развития ребенка первого года жизни.
статья по развитию речи (младшая группа) по теме

 

Ребенок – ваша высота, ваш полет, ваш вечный поиск и ваше безграничное благодеяние перед неисчерпаемостью развития человека, его творческого самовыражения, если хотите, божественной сути. Господь одарил вас ребенком, и вы в ответе за него перед Творцом и природой.

  

               Критерии и нормы психологического развития ребенка

первого года жизни.

 

Младенец взмахивает ручками, радостно улыбается, увидев мать. Поворачивает голову на звук ее голоса… Вот он тянется к яркому шарику, пытается схватить игрушку, которая привлекла его внимание…

Психологическая жизнь ребенка рождается буквально на наших глазах – она в самом деле вся как на ладони, вся выплеснута наружу, вся прочитывается в милых и простых проявлениях, понятных любому взрослому – а тем более любящим и внимательным родителям.

И все-таки этих источников недостаточно для понимания собственного ребенка. Сердце- порой оказывается чересчур пристрастным, интуиция – бессильной, а традиционные взгляды – полными противоречий.

Необходим  научный подход к воспитанию ребенка. Почему малыш развивается так, а не иначе? По каким законам складывается его психологическая жизнь? Какие же критерии нормы психологического развития ребенка?

Разумеется, я не призываю вас, дорогие родители, к тому, чтобы вы превратили свою семью в лабораторию «семейного воспитания» и растили ребенка на основе безоговорочных формул и предписаний.

Речь идет лишь о том, что знание норм психологического развития ребенка первого года жизни, может дать вам ключ к пониманию важных изменений, которые непрерывно совершаются в вашем малыше, а значит, поможет вам предвидеть, предупредить и своевременно преодолеть возможные трудности в дальнейшем развитии малыша.

Путь, который проходит ребенок в первые годы жизни, поистине грандиозен! Первоклассник, стоящий на пороге школы, столь отличается от новорожденного, что кажется: это же совершенно разные существа! Тем не менее, они соединены невидимой нитью, на которую изо дня в день нанизываются новые приобретения, превращающие беспомощный комочек в человеческую личность:

к 1 месяцу: ребенок пытается, лежа на животе, оторвать го­лову от поверхности, на которой лежит, но удержать ее не может. На короткое время сосредотачивает взор на игрушке. Начинается локализация звуков в пространстве. На голос взрослого притормаживает двигательные реакции. В ответ на разговор с ним - голосовые реакции. К 1,5 мес.: Лежа на жи­воте, приподнимает голову под углом 45 градусов, удержива­ет ее 10—20 секунд, ноги при этом напряжены. Прослеживает взглядом движения по горизонтали, на 40-50 см вправо и влево от средней линии. Улыбается, когда слышит голос взрослого. После «заигрывания» с ним появляется ответная улыбка, «ротовое внимание». К 2 мес.:В положение на жи­воте удерживает голову, при этом руки под грудью согнуты в локтевых суставах, активно двигает ногами. Удерживает голову и находясь в вертикальном положении, но недолго. Длительно сосредотачивает взгляд. Замирает при появлении нового звука на фоне других. Спонтанно произносит отдель­ные звуки, отраженно гулит. На эмоциональный контакт от­вечает активной улыбкой. Смеется в голос. Понимает: если кричать, тебя возьмут на руки. Некоторые дети начинают ожидать кормления через определенные интервалы времени. К 2,5 месяцам: Лежа, может опираться на предплечья (не­сколько минут). Удерживает вложенную в кисть игрушку, тянет ее в рот. Узнает голос матери. К 3месяцам: Ребенок чаще поднимает руки выше горизонтального уровня. Иногда захватывает предмет кистью руки. Рассматривает собствен­ные руки, начинается дифференциации движений пальцев. После звуковой стимуляции издает гласные звуки. Фиксиру­ет взгляд на голос взрослого с проявлением эмоциональных реакций. Появляется интонационная выразительность голо­совых реакций. Начинает узнавать мать в группе людей, мо­жет чувствовать незнакомые места и незнакомых людей. Рассматривает вложенную в руку игрушку. Активизирует руки при попадании игрушки в поле зрения. К 3,5месяцам: Тянется к игрушке, хватает ее. К 4 месяцам: Опирается на ноги. Останавливает взгляд на объекте и подолгу рассматри­вает его на расстоянии. Активно прислушивается к источни­ку звука, поворачивает голову в его сторону. Больше реаги­рует на голос, чем на простой звук, реагирует на ласковые и строгие интонации. Активно гулит. Похлопывает рукой по подушке, одеялу. К 4,5 месяцам: Активно поднимает голову из положения на спине. Переворачивается на бок. Захваты­вает игрушку двумя пальцами, подносит ко рту, бросает. Игрушку подносит к глазам, рассматривает. Плач модулиро­ван, с чередующимися периодами интенсивного усиления и затухания, в плаче отмечаются паузы для восприятия реак­ции взрослого. К 5 месяцам: Сидит с поддержкой, устойчи­во держа голову. Внимательно изучает окружающие предме­ты, расположенные в разных местах. Активно спонтанно певуче гулит с цепочками звуков. Начинает догадываться о причине и следствии: если потрясти погремушку она загре­мит. Реакция на новизну: любой новый предмет хотя бы на короткое время привлекает внимание ребенка. Плач прекра­щается, когда внимание переключается на новый яркий сти­мул. Появляется улыбка при виде взрослых. Различает их мимику и жесты. Может есть с ложки. Подолгу играет с под­вешенными игрушками. К 5,5месяцам: Начинает захваты­вать мелкие предметы .Перекладывает игрушку из руки в руку. Прочно опирается на ноги при стоянии с поддержкой. Лепет проявляется короткими звуками (гласные в сочетании с губными согласными). Следит откуда и куда падает пред­мет. Реагирует на строгие и ласковые интонации. Щупает, царапает, тянет, гремит погремушками, стучит, бросает. К 6 месяцам: Лежа на животе, может вытягивать одну руку. Си­дит при пассивно приданной позе. Рассматривает крупные картинки. Начинает по-разному реагировать на свое и чужоеимя. После исследования игрушки начинает искать для нее применение (стучит, гремит погремушкой). Активно выра­жает отношение к «близким» и «чужим», эмоции дифферен­цированы. Держит бутылочку, из которой сосет. К 6,5 меся­цам: Переворачивается со спины на живот. Начинает пони­мать команды с жестовым подкреплением. Разнообразный активный лепет. Может уронить предмет только для того, чтобы увидеть, как кто-то из близких его поднимет. К 7ме­сяцам: Переворачивается с живота на спину. Ползает без включения тазового пояса. Активно манипулирует предме­тами, захватывает игрушку из любых положений. Может имитировать звуки высоких и низких тонов, громкие и ти­хие. Понимает речевые команды с жестовым подкреплением. Начинает ожидать кормления или игры. Может узнавать по части целое: ожидает появление целого предмета, увидев только его часть. Пьет из чашки, которую держит взрослый. К 7,5месяцам: Синхронно ползает по-пластунски. Само­стоятельно приседает из положения лежа, через бочок. На­чинает выделять по слову части лица у куклы и у взрослого. Появляются двойные звуковые сочетания типа «ба-ба». Уби­рает препятствие, мешающее достичь игрушки. Тянет руки, чтобы взяли на руки. К 8месяцам: Стоит на четвереньках. Для захвата использует большой палец. Стучит игрушкой об игрушку. Дифференцированно воспринимает близких и зна­комых. Зрительно дифференцирует названные знакомые предметы. Ищет наполовину спрятанную игрушку. Дает аде­кватные эмоциональные реакции в ответ на общение. Помо­гает одевать себя (подает руку, ногу). К 8,5 месяцам: Садит­ся самостоятельно из любых положений и сидит уверенно. Начинает целенаправленно манипулировать пирамидкой из 2—3 колец (снимает, сбрасывает). Плясовые движения под веселую музыку. Понимает речевые команды без жестового подкрепления. Снимает, сбрасывает кольцо со стержня пи­рамидки. К 9 месяцам: Передвигается на коленях (на четве­реньках) самостоятельно. Пытается ставить кубик на кубик. Ищет взором спрятанную на его глазах игрушку. По просьбе находит знакомые предметы, расположенные в непривычном месте. Подражая взрослому, учит новые слоги. Запоминает, как реагировать на определенные фразы: поднимает руки, когда слышит фразу «такой большой». Ребенок легко всту­пает в контакт на эмоциональном, игровом, речевом уровнях. Жует отломанные кусочки полутвердой пищи (хлеб, банан). К 9,5 месяцам: Показывает уверенно части лица у куклы и у взрослого. Хватает, кидает, толкает игрушки, любит слушать музыку, пританцовывает. К 10 месяцам: Встает самостоя­тельно. Стоит у опоры. Указательным и большим пальцами берет мелкие предметы. Узнает себя и близких в зеркале. Начинает узнавать предметы на одно-предметных картинках. Называет людей и предметы слогами. Пользуется «указа­тельным» жестом. Разнообразны мимические, двигательные, голосовые эмоциональные реакции. К 10,5 месяцам: По ука­занию взрослых выполняет действия с игрушками. К 11 ме­сяцам: Стоит самостоятельно. Понимает команду «нельзя». Машет рукой на прощание. Играет с несколькими игрушка­ми. К 11,5 месяцам: Ходит с поддержкой. Начинает заме­чать, когда кто-то выходит из комнаты, и ждет его возвра­щения. В состоянии определить высоту и края предметов. К 1 году:Ходит самостоятельно. Может перелистывать стра­ницы у картонной книжки. Опускает мелкие предметы в уз­кое отверстие. Показывает отдельные предметы в быту. Пы­тается воспроизводить серии речевых звуков с определенной интонацией и ритмом, что напоминает речь взрослого. Вы­полняет много команд по просьбе. Говорит около 5 слов (мама, дада). Узнает значение слов, коротких фраз. Различает несколько предметов по названиям. По просьбе обнимает родителей. Самостоятельно ест. Играет с мячом.

       Теперь, дорогие родители, вы сами можете оценить развитие своего ребенка и ,в случае необходимости, своевременно обратиться к нужным специалистам за консультацией.

А я надеюсь ,что большинство из вас сможет сказать главные слова для каждого папы и мамы «Мой ребенок развивается нормально!!!».

 

                                                   

                                                     Директор МОУ Центр диагностики и консультирования,             

                                                      педагог-психолог Киреенко О.В.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие первого года жизни.

В данном материале описаны условные нормы речевого развития детей до года, часто допускаемые ошибки родителей и советы для активизации речи....

Проект Игровой «Внимание пешеход!» ГРУППА КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ

ПроектИгровой «Внимание пешеход!»ГРУППА КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ...

Карта нервно-психического развития первого года жизни.

Карта нервно-психического развития первого года жизни....

НОРМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (Пятый год жизни)

На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать прос...

Возрастные нормы психического развития ребенка к 5 годам (критерии результативности)

Описаны возрастные нормы психического развития ребенка к 5 годам....

Карта нервно-психического развития первого года жизни.

Карта нервно-психического развития первого года жизни....

Развитие игры у детей с особенностями развития первого года жизни.

Игра с предметом для ребенка с особенностями развития это сложный процесс, который требует больших внутренних сил от ребенка. Помощь педагога на ранних этапах развития ребенка поможет ему овладеть нав...


 

Комментарии

Шкурина Елена Валерьевна

Очень полезная информация! Спасибо!