Речевое развитие первого года жизни.
консультация (младшая группа) на тему

Валькова Елена Юрьевна

В данном материале описаны условные нормы речевого развития детей до года, часто допускаемые ошибки родителей и советы для активизации речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_do_goda.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи до года.

В раннем возрасте ведущей деятельностью ребенка является эмоционально-личностное общение. Ребенок в первую очередь нуждается в маме, не только как в человеке, удовлетворяющем его потребности, но и в ее любви, ласке и внимании.

Главная функция речи - общение. Многие родители считают, что формирование речи начинается с первых слов, которые ребенок  произносит после года, но это не так. Ребенок начинает ее осваивать с крика, ими он выражает недовольство, дает маме понять что испытывает дискомфорт (голоден, хочет спать, испытывает боль, замерз). Ребенок кричит, потом ждет когда мама придет, снова кричит чтобы позвать ее и снова получает от нее ответ в виде удовлетворения голода и т.п. Это и есть первый диалог ребенка.

К трем месяцам крики становятся более выразительными, мама может определить его эмоциональную окраску (крик боли, недовольство, хныканье). Даже когда ребенок овладевает словами,  крик имеет большое значение в общении ребенка.

Следующая стадия речевого общения- гуление. От одного-двух месяцев и в течении первого полугодия жизни ребенок произносит различные звуковые вариации :а-гу, гу-гу, эгы и т.п. Постепенно, как и крик, эти звукосочетания приобретают эмоциональную окраску. Очень редко ребенок гулит в одиночестве. Гуление возникает при вашем непосредственном речевом контакте с ребенком, он смотрит вам в глаза и пытается ответить, так формируются основы социальных контактов. Отвечайте малышу на его языке, всячески поддерживайте и поощряйте его.

Постепенно ребенок учится координировать интонацию, силу голоса, глядя на вас он пытается губами повторять за вами, а потом всячески «играет» со звуковыми сочетаниями . Наступает стадия «лепета». Малыш начинает повторять отдельные слоги : ма, па, затем цепочки слогов: ма-ма-ма, па-па-па, ба-ба-ба. Пытайтесь всячески активизировать его попытки в освоении речи:

Разговаривая с ребенком делайте так, чтобы он хорошо видел движение ваших губ, повторяйте слоги, пойте песенки, читайте простые стишки, а главное – как можно больше разговаривайте с малышом. Ребенку недостаточно просто слышать речь взрослых, нужно непосредственное обращение к маленькому человеку.

Первые лепетные «слова» не имеют содержательного смысла, впервые «мама» может прозвучать и в 1-2 месяца, но именно благодаря маме месяцам к восьми это слоги будут наполнены смыслом .

На этапе 11-12 месяцев начинается рождение слов. Ребенок ассоциирует какой-то объект(тот с которым он постоянно сталкивается) с предметом. Задача родителей переводить ребенка на восприятие «взрослой речи». Малыш называет окружающие предметы не своими именами,  начинает формироваться «автономная речь» («па» может означать папу, спать, пижама в которой спит ребенок. Процесс купания который предшествует сну. «Ки»-кошка и прочие животные, шуба, шапка. Вариантов множество. На том этапе взрослый должен приучить себя сопровождать свои действия речь и всячески закреплять понимание слов у малыша: (показывает на чашку). Принеси мне чашку, куклу, горшок… или «Сейчас мы возьмем полотенце и пойдем купаться».

С этого периода можно начинать активные занятия, способствующие развитию речи. Давайте дуть ребенку в дудочки, свистульки (разумеется только под присмотром взрослых). Чтобы развивать артикуляционную моторику (речевые мышцы) стройте с ребенком смешные рожицы: надувайте щеки, облизывайте губы, высовывайте язык. Дети с удовольствием играют в подобные игры. Настает время «звучащих игрушек». Поскольку малыш еще не может сказать за вами «машина», он  с радостью скажет «би-би», собаку назовет «ава», упавший предмет «бум», «бах». Общаясь с ребенком делайте паузу, чтобы ребенок включился в диалог .

Для лучшего усвоения речи не бойтесь сопровождать слова движениями, жестами и мимикой. Слово «дай» движениями пальцев, «вкусно»-причмокиванием, пока-«помахиванием ладони».

Жестами ребенок может сопровождать чтение потешек и стихов:

«Мишка»

  • Мишка косолапый по лесу идет (ребенок покачивается, широко расставив ножки),
  • Шишки собирает, песенки поет (наклоняется за воображаемой шишкой).
  • Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб (хлопает себя по лбу).
  • Мишка рассердился, и ногою – топ (малыш топает ножкой).

«Заинька»

  • Заинька, попляши, серенький, попляши. Вот так-этак попляши, вот так-этак попляши (ребенок “танцует”).
  • Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой, вот так-этак топни ножкой, вот так-этак топни ножкой (топает то одной, то другой ножкой).
  • Заинька, хлопни в ладошки, серенький, хлопни в ладошки, вот так-этак хлопни в ладошки, вот так-этак хлопни в ладошки (малыш хлопает в ладоши).
  • Заинька, поклонись, серенький, поклонись, вот так-этак поклонись, вот так-этак поклонись(кланяется).

ОШИБКИ:

Есть несколько ошибок, допуская которые родители тормозят речевое развитие детей.

  • Главный враг ребенка-телевизор, радио  и прочий «фон». При непосредственном общении и мамой. Папой, братьями, сестрами и т.д малыш учится акцентировать свое внимание на речи, отделять речь от других звуков. При постоянно работающем телевизоре ребенок слышит речь, но не воспринимает ее как средство общения, для него речь становится идентичной звуку льющейся воды, рвущейся бумаги и прочим. Малыш не видит лица говорящего, эмоционально с ним не взаимодействует, а значит и не испытывает потребности отвечать.
  • Другой распространенной ошибкой является раннее обучение. В погоне за новомодными программами раннего интеллектуального развития родители начинают показывать ребенку карточки с изображением предметов и их названии , пытаются научить ребенка читать раньше чем говорить. И даже в случае усвоения ребенком материала за счет памяти нет такого необходимого и незаменимого эмоционального общения, в худшем случае формируются задержки речевого развития.  Первые речевые пробы ребенка это способ поделиться своими чувствами и показать свое отношение к вашим.

Провоцируйте ребенка на речевое общение, пополняйте его словарь, не выполняйте любую просьбу при крике или указании на предмет.

Каждый ребенок особенный, кто-то начинает раньше лепетать, у кого-то гуление немного» задерживается». Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, помогите ему испытать удовольствие от общения с вами. Если же вы видите что малыш «засиделся» на более ранних стадиях обратитесь к специалистам .

Приятного общения вам и вашим крохам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предупреждение речевых нарушений в первые годы жизни ребёнка

В последнее время ко мне все чаще обращаются родители детей ясельного возраста. Их беспокоит отсутствие речи у ребенка, или непонятная окружающим речь. Этот факт натолкнул меня на написание данн...

Особенности речевого развития детей первого года жизни

Развитие ребенка до трех лет происходит невероятно интенсивно. В этот период он проходит путь от младенца, который умеет только есть и спать, до самостоятельно бегающего, любопытного и интересно рассу...

Карта нервно-психического развития первого года жизни.

Карта нервно-психического развития первого года жизни....

Отклонения в речевом развитии детей первого года жизни

Отклонения в речевом развитии детей первого года жизни...

Игры -занятия по речевому развитию с детьми первого года жизни.

Первый год жизни ребенка – подготовительный этап развития речи. В этот период формируются предпосылки развития речи: речевое дыхание, артикулирование звуков, речевое подражание, понимание смысло...

Карта нервно-психического развития первого года жизни.

Карта нервно-психического развития первого года жизни....

Развитие игры у детей с особенностями развития первого года жизни.

Игра с предметом для ребенка с особенностями развития это сложный процесс, который требует больших внутренних сил от ребенка. Помощь педагога на ранних этапах развития ребенка поможет ему овладеть нав...