Материал для родителей
консультация на тему

Материал поможет создать дома пространственную среду для развития у детей творческого воображения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_roditeley.docx30.01 КБ

Предварительный просмотр:

«Создание условий для оптимального развития творческих способностей ребёнка»

Рекомендации для родителей старших дошкольников

О.Н.Малышко, учитель-логопед МДОУ д/с № 50

       Дошкольный возраст принято считать периодом яркого самовыражения, проявления творческих возможностей ребёнка - в рисунке, в сочинении сказок и стихов, в танце, в конструировании, в импровизационной игре. Под способностью к творчеству обычно понимают возможности создания чего - то нового, оригинального. Но, даже если малыш « изобретает велосипед», то, что он самостоятельно создаёт - это творчество. В любом творчестве важен не результат, а процесс, творческая активность. Главное, что требуется от родителей дошкольника, - создать условия для его творческого самовыражения и развития. Тогда естественное творческое отношение ребёнка к себе и к окружающим не угаснет, а будет поддерживаться и закрепляться.

*        Поощряйте самостоятельность ребёнка в мыслях и поведении, не мешайте желанию ребёнка сделать что - то по своему ( конечно если это не наносит вред ему самому или окружающим). Избыток опеки может затруднить творчество. Желание и цели Ребёнка принадлежат ему самому, а родительская помощь может порой восприниматься как «нарушение границ» личности.

*        Предоставляйте детям возможность активно задавать вопросы, окружайте его новыми впечатлениями, разнообразными предметами. Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими и нелепыми. Объясните, что на многие вопросы не всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны - терпение. Ребёнок должен научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отторгая идей, которые его создают.

*        Уважайте точку зрения малыша, какой бы «глупой» и «неправильной» она ни казалась вам, не подавляйте своей « правильной» точкой зрения. Не смейтесь и не критикуйте работы малыша, какие - то необычные образы, возникшие у него, ведь кроме обиды это может вызвать отказ от творческой деятельности из страха потерпеть неудачу, от дальнейшего творческого поиска и экспериментов.

*   Старайтесь придерживаться безоценочности в отношении к детскому творчеству, то есть не оценивайте слишком явно качество творческой «продукции», не сравнивайте работы сына или дочери с работами других детей, а только с их собственными прошлыми опытами в том или ином виде творчества.

*  Больше внимания уделяйте организации творческого процесса, поддержанию атмосферы творчества, а не его результатам. Ориентация на достижение успеха, противопоставление работы как серьёзной деятельности и игры как развлечения – всё  это тормозит развитие креативности.

*  Предлагайте детям создавать больше рисунков, словесных и звуковых, тактильных и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений - и в ваших совместных занятиях, и в играх детей друг с другом. А если эти образы возникают у него наедине с самим собой - просите делиться, поддерживайте. Проявляйте симпатию к его первым неуклюжим попыткам выражать свои идеи словами и делать их таким образом понятными для окружающих.

*  Творите и играйте вместе с детьми - не как педагог или руководитель, а как рядовой участник творческого процесса.

*  Не навязывайте свою программу действий и образов, манеру изображения и решения каких - то задач (мыслительных или практических); наоборот, попытайтесь понять логику и игру воображения ребёнка и подстроиться под неё; используйте игровые моменты, ставьте творческие задания, творите вместе с малышом - так вы поможете ему освободиться от запретов и норм, ограничивающих творческое развитие.

*   Развивайте чувство меры в отношении детей к какому - либо виду творческой деятельности, предлагайте интересные и разнообразные задания, материалы, пособия, обязательно включайте в занятия физические упражнения, избегайте перенапряжения и однообразия.

*  Используйте игры и занятия, направленные на развитие самых разных сфер психики вашего малыша. Выбирайте то, что соответствует его возрасту.

*   Используйте награды за необычные ответы, соревнование между детьми.

*   Поддерживайте на занятиях положительный настрой у ребёнка (и сохраняйте его сами), активность, веру в свои силы.

ИГРЫ И ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ И

ФАНТАЗИИ

        Способность фантазировать - это одна из творческих способностей. Стоит упомянуть, что фантазирование и воображение - далеко не одно и то же. Воображение - это познавательный процесс, который участвует и в мышлении, и в запоминании у любого человека. Воображение позволяет домысливать, создавать индивидуальные представления о предмете. На основе воображения и существует фантазия. Фантазия, художественный вымысел основаны на способности ребёнка свободно комбинировать возникающие у него образы. Воображение и фантазия ребёнка развиваются в игре, где он может попробовать себя в любой роли, в том числе и в роли сказочного или фантазийного персонажа.

«ТАКИЕ РАЗНЫЕ ОБЛАКА»

Выбираем подходящий - тёплый, но облачный день. Начните игру с того, что поговорите с ребёнком, знает ли он, что такое облака и откуда они берутся. Попробуйте объяснить ему так, чтобы он понял. Теперь, указывая на отдельные облака и их скопления, спросите, что они малышу напоминают, на кого или на что они похожи. А так как облака в небе всё время двигаются, меняются, можно сочинить вместе целую историю с разными героями и предметами.

«МОЯ СОБСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

Вместе с ребёнком выберете в магазине какую - нибудь необычную или забавную записную книжку. Можно сделать её самим. Теперь ребёнок будет рассказывать вам историю собственного сочинения, а вы -записывать её по ходу рассказа в новую записную книжку. Не забывайте после каждой заполненной страницы оставлять чистое место для иллюстраций. После первого прочтения вернитесь в начало рассказа. Читайте с ребёнком снова и по ходу дела вносите, если нужно, добавления и исправления. Храните сочинения своего малыша. Извлечёте их из своего тайника в подходящий момент, когда он станет старше.

«НОВОЕ ОКАНЧАНИЕ»

Предложите ребёнку прочитать или рассказать его любимую сказку. Когда история будет приближаться к концу, остановитесь и предложите ребёнку сочинить для неё другое окончание. Конечно, лучше, чтобы добро победило зло.

«ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУК»

Коробка со старой одеждой и аксессуарами - настоящий источник вдохновения для игр и домашних спектаклей. Складывайте в неё ненужные предметы одежды, большие лоскуты ткани, старые шляпы, армейские фуражки, вышедшие из моды нарядные туфли, украшения, сумки. Разные дополнения - очки. Зонтик. Иногда ребёнку достаточно примерить найденную в сундуке шляпу или накинуть на плечи широкую накидку, чтобы тут же превратиться в какой - нибудь персонаж: моряка, принцессу, ковбоя, невесту, мушкетёра или Бэтмена.

«ВЕРЕНИЦА СЮЖЕТОВ»

Предлагайте детям необычные сюжеты для рисования, лепки, аппликации, конструирования, танца, сюжетной игры: «Невиданный зверь», «Мост через огненную реку», « Дом для умных собак», «Морское дно из иллюминатора батискафа», «Там, где я никогда не был», «Самое смешное»...

Спросите у сына или дочки, что будет, если:

*        все люди вдруг станут маленькими, как божьи коровки, а предметы останутся  

          такими же, как были?

*        у облаков будут верёвочки, как у воздушных змеев?

*        дети станут великанами, а взрослые уменьшатся в размерах?

*        все машины вдруг станут двигаться задом наперёд?

*        на светофоре зажжётся фиолетовый свет?

*        все деревья станут вдруг шоколадными?

Вскоре дети сами начнут придумывать такие творческие задания.

«ШКАТУЛКА СО СКАЗКАМИ»

Перед началом игры вырежьте из бумаги 8-10 кружков разных цветов и сложите их в коробочку, а коробочку прикройте платком. Это и есть шкатулка со сказками. Детям предлагается сочинить вместе с ведущим сказку. Тот, кто начинает, вытаскивает из шкатулки цветной кружок. Надо придумать, кто это или что это будет в сказке. Например, если вытащен зелёный кружок, то можно сочинить сказку про кузнечика, про зелёный лист и т. д. После того, как первый играющий сказал 2-3 предложения, следующий вытаскивает другой кружок, говорит, кто это или что это, и продолжает сказку. Когда будет рассказана одна сказка, все кружки собираются и можно рассказывать следующую. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история и чтобы дети про один и тот же кружок в разных ситуациях придумывали разные варианты ответов.

«БЫВАЕТ - НЕ БЫВАЕТ»

      Ребёнку надо представить себе ситуацию, которую вы описываете, и сказать, бывает ли то, о чём идёт речь. Если он ответит правильно, его очередь загадывать играющим загадку (фразу), а если неправильно - очередь пропускается. Обязательно чередуйте правильные и неправильные варианты, например: «Волк бродит по лесу», «Волк на дереве сидит», «В кастрюле чашка варится», «Кошка по крыше гуляет», «Собака по крыше гуляет», «Лодка по небу плывёт», «Девочка рисует домик», «Домик рисует девочку»...

Можно использовать в игре мяч: игрок бросает мяч, произнеся фразу, а второй игрок ловит его, если то, о чём сказано, действительно бывает, и не ловит, если этого не бывает. Хорошо, если фразы ведущего и детей будут разнообразными, а иногда и неожиданными.

«Я ЭТО НЕ Я, А КИПЯЩИЙ ЧАЙНИК»

Предложите детям пофантазировать, представив себя неодушевлённым предметом. Подскажите ребёнку, что ему сейчас изобразить: например, мячик или робота, кипящий чайник или тающее мороженое. Если ваше воображение иссякло, пусть ребёнок посмотрит вокруг и сам придумает, чем ещё он может побыть.

«ТАНЕЦ - СТИХОТВОРЕНИЕ»

Выберете вместе с ребёнком его любимое стихотворение или песню. Попробуйте разыграть, представить это стихотворение в действии, в танце. Сначала обсудите с ребёнком, что и как вы будете изображать. Л теперь начинайте. Если мини - спектакль покажется вам обоим удачным, можете показать его зрителям. Например, папе, когда он вернётся с работы, или просто знакомым детишкам.

«КНИГА ОБО МНЕ»

Каждая семья имеет свою историю, и каждый рассказ достоин книги. Воссоздайте раннюю жизнь вашего ребёнка в книжке с картинками. Выберете маленькие события из его младенчества, впечатляющие случаи, например, визит к бабушке или день на море. Не забудьте сделать для книжки обложку и подписать каждую фотографию.

«РИСУЕМ С ФАНТАЗИЕЙ»

         Для детей очень важно много рисовать. Детские рисунки сильно отличаются от рисунков взрослых художников. И не только с точки зрения мастерства. Дети не умеют изображать абстракции, для ребёнка изображение предмета и сам предмет практически одно и то же, поэтому детские рисунки больше похожи на иероглифы, чем на картины. Это отмечал ещё основоположник отечественной психологии Л. С. Выготский, говоря о том, что детские рисунки являются прообразом письменности.

       Рисование - это подготовка к восприятию букв и написанных (напечатанных) слов. Ведь прежде, чем малыш научится читать и писать, он рисует: домики, деревья, машины. Эти изображения условны, но узнаваемы. Занятия рисованием не только помогают ребёнку тренировать руку и подготовить её к письму, но и позволяют научиться смотреть на изображение как на знак. Например, изображение кошки - это знак кошки. Другим знаком кошки является слово «кошка» - условное обозначение предмета. А следующей ступенью познания станет момент, когда малыш поймёт, что слова можно изображать с помощью знаков «поменьше» - букв, которые тоже можно «рисовать». Так и происходит процесс обучения чтению и письму.

         Многим малышам по разным причинам трудно рисовать с помощью обычного карандаша. Возможно, у них плохо развиты пальчики, или они чувствуют неуверенность в собственных силах и боятся сделать рисунок, который не понравится взрослым, или им просто надоели банальные карандаши. Здесь помогут фруктово -овощные печати. С их помощью можно создавать замечательные узоры, натюрморты и пейзажи. Успех маленькому художнику обеспечен. Неожиданный способ изображения предметов интересует его и даст толчок фантазии.

Умение наделять привычные вещи непривычными функциями -важнейший этап в развитии детской фантазии и воображения.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С ОВОЩНЫМИ ПЕЧАТЯМИ

«КАРТОШКА ВМЕСТО КИСТОЧКИ»

       Дары природы - отличный материал для развивающих игр. Отправляйтесь на рынок и купите любые овощи и фрукты, которые вам приглянутся. Только лук, пожалуй, не подойдёт из - за резкого запаха. Для предстоящего важного дела идеально подходят недорогие плоды с плотной мякотью - морковь, картошка, репка. Можно воспользоваться яблоком и даже грушей твёрдых сортов. Овощи нужно хорошенько помыть и почистить щёткой, а фрукты можно пустить в дело без предварительной подготовки. Все они послужат трафаретами для особого вида художественного творчества -рисования с помощью «печатей».

*        Подготовьте печати: разрежьте пополам яблоки и груши и промокните их салфеткой. Разрежьте некоторые картофелины и морковки вдоль, а некоторые - поперёк (в последнем случае вы сможете в процессе творчества превратить срезы в цветочки, треугольники, квадратики).

*        Подготовьте ёмкости с разведённой в них краской (например, гуашью). Для начала достаточно взять два цвета. Ёмкости должны быть устойчивыми, но при этом не очень глубокими и с невысокими бортиками - это могут быть блюдечки или пластиковые крышечки. Размер ёмкости должен позволять опустить в неё печать полностью.

*        Первое упражнение достаточно простое: опустить печать в краску и оставить с её помощью след на листе. Это увлекательное занятие, поэтому позвольте ребёнку покрыть печатями весь лист. Попутно считайте отпечатки (обучение основам счёта).

*        Затем можно предложить ребёнку использовать две печати, которые требуется обмакивать в баночки с красками разного цвета.

*        Ещё более сложное упражнение - на смешивание красок. Для Этого ту же самую печать нужно опустить сначала в одну краску, потом в другую. Если грамотно подобрать цвета, можно по ходу дела научить ребёнка не только различать цвета, но и составлять новые сложные оттенки: розовый ( если смешать белую и красную краски), зелёный (синюю и жёлтую), фиолетовый ( красную и синюю)...

*        Когда ребёнок освоит технику печати, можно предложить ему более сложные задания. Например, ставить печать с помощью разрезанного пополам яблока. Затем это яблоко надо обвести карандашом или кисточкой, чтобы чётче обозначить его контуры (в этом помогут родители). Можно пририсовать к яблоку веточку и листики. Также можно использовать отпечаток груши. Морковке или картошке обязательно нужна ботва, которую лучше рисовать тонкой кисточкой карандашом.

*        Когда малыш освоит изображение отдельных предметов, можно переходить на следующий «уровень». Возьмите лист бумаги побольше и нарисуйте дерево. Пусть это будет яблоня. Теперь надо «повесить» на её ветви яблоки, которые созрели на дереве осенью. По такому же принципу можно «засадить» морковкой или картошкой огородную грядку.

*        С помощью картофельной и морковной печати можно изобразить цветочек. Используя только морковные кружочки, можно рисовать разные фигуры- треугольники, квадраты, параллельные и пересекающиеся ряды. Это упражнение способствует развитию пространственного воображения и знакомит ребёнка с простейшими геометрическими формами.

*        Можно вырезать из тонкого картона рамку и приклеить её поверх картинки с огородной грядкой. Украшается рамка с помощью тех же отпечатков морковных кружков. Это произведение искусства впишется в интерьер любой кухни.

*        Чтобы печати можно было использовать не один раз, после рисования их нужно помыть, сложить в полиэтиленовый пакет и поместить в холодильник.

         Забудьте о правилах! Позвольте ребёнку полную импровизацию: пусть у цветка будет красный стебель и зелёные лепестки. Фраза «так не бывает» способна отбить желание заниматься творчеством даже у самого серьёзного малыша. Предложите ребёнку подумать, какие ещё овощи и фрукты могли бы послужить печатями - пусть развивает фантазию и воображение. Возможно, малыш удивит и обрадует вас своими предложениями.

«КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ ВЫБРАТЬ УВЛЕЧЕНИЕ»

         Разумеется, любому ребёнку будут полезны и интересны занятия под руководством специалиста в компании сверстников - в кружке, в изостудии и т.д. А если нет такой возможности: далеко возить, нет специалистов? Попробуйте наладить творческий процесс дома: не сковывая инициативу малыша, подсказывайте ему, чем можно заняться и что для этого использовать.

*        Создайте ребёнку дома условия для игр и творчества; оборудуйте несколько зон, которые он будет использовать по своему усмотрению для отдыха, занятий с большими игрушками (конструктором, железной дорогой, кукольным театром); изобразительного творчества, рукоделия и конструирования.

*        Заведите ящик для игрушек и вещей, полезных в игре; время от времени можно часть забытых игрушек из обычного шкафа или стеллажа перекладывать в этот сундук, добавлять туда другие предметы, которые могут пробудить фантазию ребёнка.

*        Осваивайте с ребёнком обычные виды детского творчества ( рисование, лепка, конструирование, аппликация, музицирование, инсценировка и др.) и показывайте, как можно разнообразить эти занятия.

*        Старайтесь поддерживать исследовательские и экспериментаторские интересы малыша - на прогулке, в поездке, дома.

*        Помогайте ребёнку освоить возможности его собственного тела-предлагайте игры на развитие координации движений, пространственных представлений, подвижные игры.

*        Выбирайте подарки, которые могут стать основой будущего увлечения.

*        Рассказывайте сыну или дочери о собственных детских увлечениях.

*        Не забывайте время от времени бывать на экскурсиях в разнообразных музеях, на выставках и т.д.

Тест : «Не прозевайте вундеркинда»

1. Ваш ребёнок научился читать рано, до шестилетнего возраста:

           Самостоятельно - 7 очков

           С помощью кого - то - 5 очков

2. Читает много книг, причём быстро -        2 очка

3. Сам или с чьей - то помощью заинтересовался словарями и энциклопедиями -           2 очка

4. Легко научился читать, но испытывает трудности при чтении -   1        очко

5.  Занимается за закрытыми дверями, а друзья у него, как правило, старше его -           2 очка

6.  Предпочитает беседовать со старшими как равный с равным - 2        очка

7. Задаёт много разных каверзных вопросов, ставя подчас взрослых в тупик -        

             2 очка

8. У него готовы ответы даже, казалось бы, на самые неожиданные вопросы -    

             1очко

9. Иногда рассеян, но всегда умеет сделать удивительно находчивые

    обобщения (скажем, после просмотра кинофильма, телевизионной

    передачи или наблюдая за чем - то) -        2 очка

10.  С удовольствием вступает в беседу об окружающем нас мире, даёт

       свою оценку явлениям -        1 очко

11. Со скукой относится к однообразным, ставшим привычными делам

    - мытьё полов, посуды, выполнение учебных упражнений, не требующих

       больших усилий -        1 очко

12.  Весьма чувствителен к любой несправедливости, если даже это не

       касается его самого -        2 очка

13.  Любит шутить и обладает чувством юмора -        2 очка

14.        Имеет богатый словарный запас и умело использует в разговоре

          различные термины -        2 очка

15.        Любит сложные игры (шахматы и другие), требующие определённой

         смекалки -        2 очка

16.        В раннем возрасте интересуется тем, что изучают старшеклассники

        - 1 очко

17.        Предпочитает различные занятия, причём хочет делать всё

          самостоятельно-        2 очка

18.        Его занимает Вселенная, он интересуется вопросами мироздания и всем,

        что касается праистории, то есть нашего изначального бытия-  2 очка

19.        В школе учится без особых усилий, быстро схватывает материал и

          имеет своё мнение по многим вопросам -        2 очка

20.        Весьма развито чувство восприятия музыки, прикладного искусства,    

          окружающей среды и во всём ищет гармонию - 2 очка

Суммируйте все полученные баллы.

Если сумма не превышает 9, то следует подумать об активизации занятий с ребёнком в плане общего развития. Ему необходимо увеличить возможности для «пробы сил» в различных областях, т.к. его способности ещё не проявились.

Если сумма набранных очков 10 - 13, это говорит о том, что ваш ребёнок обладает определёнными способностями, необходимо позаботиться об организации специального развития его возможностей.

Сумма баллов выше 14 говорит о нестандартности вашего ребёнка. Возможно, он вундеркинд. Для него необходима специальная программа обучения и развития, а также консультация с психологом. Независимо от того, какие результаты по тесту показал ребёнок, ему будут полезны те занятия, которые способствуют развитию творческого воображения и способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....

Материал для родителей "Памятка для родителей по трудовому воспитанию детей" Пословицы, стихи о труде

Пословицы, стихи о труде. Памятка для родителей по трудовому воспитанию детей....

Материал для родителей Консультация с родителями «Развитие моторики и творчества дошкольников с помощью бросового материала»

Занятия художественно-творческой деятельностью с использованием различных материалов, в том числе и бросового, способствует развитию у детей творческих способностей....

Материал для родителей Права, обязанности, функции родителей, Десять заповедей родителей

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....