Значение развивающей игры в воспитании детей раннего возраста
статья на тему

Кутлимурадова Елена Ивановна

Игра - это не только удовольствие и радость для ребёнка. С её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, то есть те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Значение развивающей игры в воспитании детей раннего возраста.

         Игра – это не только  удовольствие и радость для  ребенка,  что  само  по себе  очень  важно.  С  её  помощью  можно  развивать  внимание,  память,  мышление, воображение малыша, то есть те  качества, которые  необходимы  для  дальнейшей  жизни. Играя, ребенок  может  приобретать  новые  знания,  умения,  навыки,  развивать  способности.  Для  формирования  умственной  работоспособности  важно  развивать  познавательную  деятельность  ребенка.  Его  интерес   к  содержанию  умственной  работы.  Возраст  от   рождения  до  трех  лет,  по  мнению  специалистов,  является  уникальным,  стратегически   важным  для  всего  последующего  умственного,  эмоционального  и  физического  развития  человека.

          Познавательная  активность  маленьких  детей  формируется  в  процессе  ведущей  для  этого  возраста  деятельности – предметной,  которая  является  основой  для  ознакомления  с  окружающим.  Поэтому  я  в  своей  работе  использую   развивающие  игры  и игрушки,  которые  специально  разработаны  для  ознакомления  детей  со  свойствами  предметного  мира:  цветом,  формой,  величиной,  положением  предметов  в  пространстве.

        Развивающая  игра – это  специфическое,  полноценное  и  достаточно   содержательная  для  детей  деятельность.  Эти  игры  характеризуются  тем,  что  содержат  игровой  замысел,  игровой  материал и правила.  Все  это  определяется  целью  игры,  то  есть  тем,  для  чего  эта  игра   создана,  на  что  она  направлена.   Цель  игры  всегда имеет  два  аспекта:  

  1. познавательный,  то,  чему  я  должна  научить  ребенка,  какие  способы  действия  с  предметами  хочу  ему  передать;  
  2. воспитательный,  те  способы  сотрудничества,  формы  общения  и  отношения  к  другим  людям,  которые  следует  привить  детям.

Построение  замысла  игры  опирается  на  конкретные  потребности  и  склонности  детей,  а  также  особенности  их  опыта.  Для  детей   раннего   возраста  характерна   особая   заинтересованность  предметным  миром.  Привлекательность   отдельных   вещей   задает  смысл  их  деятельности.  Замысел  игры   основывается  на  действии  с  предметами  или на  стремлении  получить  предмет  в  собственные  руки.  Замысел  игры  реализуется  в  игровых   действиях.  В  одних  играх  нужно  что-то  найти,  в  других – выполнить  определенные  движения.

        Игровые  действия  всегда  включают  в  себя  обучающую  задачу.  Решение  этой  задачи  требует  от  ребенка  активных,  умственных  и   волевых  усилии.  Содержание  обучающей  задачи  может  быть разным:  назвать  форму  предмета,  найти  нужную  картинку.

        Игровой  материал  побуждает  детей  к  игре.   Размеры   пособий   должны   соответствовать    возрастным   особенностям   и   возможностям   детей.   Моя   задача – с   их   помощью   обратить   внимание   ребёнка   на   различные   свойства   предметов,   научить   выполнять   задания   на   подбор   по   сходству   или   различию.   Игрушки,   предметы   которые    служат   во   время   игры    средством    наглядности,    показываю    по   возможности    в   действии,   движении.  Правильно    подобранные  игрушки,   пособия – по  цвету,  форме,   величине – приятны   ребёнку   своей   фактурой,   пропорциями,   чистотой,   радужной   гармонией   цвета.   Привлекательные    предметы   малыши    обязательно   пытаются   взять   в   руки.   Любой   материал   можно   использовать   вариативно.   Необходимо   предусмотреть   достаточное   количество   деталей.  

           Важной    особенностью    игры     являются    игровые   правила.                                                                           Они  могут  быть  двух  видов:  правила  действия  и  правила  общения.  Например,  не мешать   друг  другу.

        Чтобы   игра   увлекла   детей,  я   становлюсь   непосредственным   участником   в   этой   игре.  Организую   и   направляю   её,   помогаю   детям   преодолевать   затруднения,   одобряю   их   хорошие   поступки   и   достижения,   исправляю   ошибки   некоторых   детей.  Для   более   успешного   развивающего   эффекта   игры   использую   многократно,   со   временем   игру   усложняю.

        Развивающие   игры   дают   широкие   возможности   для   развития   познавательных   процессов.   В   играх   создаётся   необходимая   связь   между   практическими   и   умственными   действиями,  которая   ведёт   к   развитию   ребёнка.   Для   этого   надо   соблюдать   определённую   последовательность   в   подборе   игр – постепенное   усложнение   обучающей   задачи   и   условий   игры.   Игра   должна   давать   ребёнку   возможность   применять   на   практике   то,   что   ему   уже   знакомо,   и   побуждает   к   усвоению   нового.   Учитываю   возрастные   и   индивидуальные   особенности   ребёнка,   склонности   его   к   движению   и  к   игре.

        Развивающие   игры   можно   разделить   на   относительно   самостоятельные   группы.   Это  игры   развивающие   восприятие,  внимание,   память,   мышление,   творческие   способности,   речевую   активность.   Игры,   развивающие   восприятие   величины,  формы   и  цвета,  помогают   ребёнку   получать   целостное   представление   о  предмете.   Во   время   игр   с   настольными   игрушками   от   ребёнка   требуется   большая   сосредоточенность   и    внимание   при   выполнении   необходимых   действий.   Надо   стараться   не  отвлекать   их   в   это   время   посторонними   вопросами.   Игры   с   сюжетными   картинками,   развивают   не   только   речь   и   движения    детей,   но   и    воображение,   творческие    наклонности,   способность   к   перевоплощению.   Ребёнок,   рассматривает   картинки,   подражает   движениям    персонажей,  изображённых   на   них,   воспроизводит   их   голоса.   Малыши   описывают   предметы,   выделяют   их   существенные   признаки,   находя   сходства   и   различия,   расширяя,   таким   образом,   свои   представления    об   окружающем    его   мире.   Игры,   развивающие   внимание   и   слуховое   восприятие,   учат   различать   «звучание»  знакомых   предметов,   голоса   животных,   птиц   и   людей.   Это   требует  от   ребёнка   не   только   активного   восприятия,   но  и   хорошей   памяти,   развитого   мышления.

        Я   считаю,   что   развивающие   игры    дают   огромные   возможности   в   познавательном   развитии   детей.   Они   играют,   не   подозревая,   что  осваивают   какие – то  знания,   овладевают   навыками   действия   с   определёнными   предметами,   учатся  культуре   общения   друг   с   другом.   В   игре   ребёнок   сам   стремиться   научится   тому,   что   он   ещё   не  умеет.   Я   стараюсь,   научить   детей   получать   удовольствие   от   собственных   самостоятельных   действий.   Игры   детей – это   чрезвычайно   важный   и   эффективный   способ   познания   мира,  себя,   а   также   способ   целенаправленного   психического   развития,   формирования   личности   и   интеллекта   ребёнка.                            

        

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение дидактических игр для воспитания детей раннего возраста.

Значение дидактических игр для воспитания детей раннего возраста....

ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок» в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразны...

Методическая разработка Тема: "Значение дидактических игр в воспитании детей раннего возраста"

В первые годы жизни происходят существенные изменения в развитии детей: ребёнок умеет хватать и удерживать предметы. К двум годам он хорошо овладевает ходьбой и бегом, взбирается на небольшое возвышен...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ, ИХ  ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

«Значение сенсорного развития в воспитании детей раннего возраста»

Консультация для родителей   «Значение сенсорного развития в воспитании детей раннего возраста»...

ДОКЛАД ПО ТЕМЕ «ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Доклад по теме "Значение дидактических игр для воспитания детей раннего возраста"...

Презентация «Народные игры и забавы и их значение в духовно-нравственном воспитании детей раннего возраста »

Русские народные игры ценны для наших детей в педагогическом отношении: они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребенка. Современные дети мало двигаются, меньше игр...