Стадии развития речи ребенка дошкольного возраста
консультация (средняя группа) по теме

Шипунова Римма Раисовна

В материалах для родителей рассматриваются возрастные нормы появления звуков в речи ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stadii_razvitiya_rechi_rebyonka.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

                  Стадии развития речи ребёнка.

 

       

         Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка. Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определённой зрелости; были бы развиты слух, зрение, осязание, обоняние; развиты психические процессы: внимание, память, мышление; физическое состояние было бы хорошим.

 

 

         

          Развитие речи ребёнка начинается с трёх месяцев, с периода гуления. Это период активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно происходит процесс развития понимания речи. Сначала ребёнок начинает различать интонацию, а затем слова, обозначающие предметы и действия. При этом звуки усваиваются не изолированно, сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов. На ранних этапах речевого развития слова произносятся ребёнком очень искажённо. Правильным произношением ребёнок овладевает очень постепенно.

 

 

         

         В первые годы жизни из-за несовершенства речевых органов ребёнок может произносить лишь самые простые по артикуляции звуки. К 9-10 месяцам ребёнок произносит отдельные звуки (это: гласные А, О, Э и согласные П, Б, М) и слова, состоящие из одинаковых слогов (из этих звуков и состоят первые слова: МАМА, ПАПА, БАБА). К году словарь возрастает до 10-15 слов (кис, му, бе и др.).

 

 

           

        Несколько позже усваиваются и другие (тоже простые по артикуляции) звуки: гласные И, Ы, У и согласные Ф, В, Т, Д, Н, К, Х, Й. Более же сложные по артикуляции согласные звуки (свистящие С, З, Ц, шипящие Ш, Ж, Щ, Ч, соноры Л, Р) до 3-5 лет или полностью отсутствуют в речи ребёнка или заменяются на более простые для произношения звуки. Это называется возрастным косноязычием, и бывает свойственно в определённом возрасте всем детям.

 

 

           

        Постепенно развивается пассивный и активный словарный запас. К 2 годам активный словарь насчитывает 250-300 слов. В то же время формируется и фразовая речь. Сначала это простые фразы из двух-трёх слов, постепенно к 3 годам фразовая речь усложняется. Активный словарь достигает 800-1000 слов. Речь уже становится полноценным средством общения. К 5 годам словарь увеличивается до 2500-3000 слов. Фраза усложняется. К 6 годам ребёнок овладевает грамматически правильной речью.

 

 

           Каждый артикуляторно-сложный звук усваивается ребёнком в несколько этапов. Например, ребёнок не сразу овладевает произношением звука Ш, а сначала заменяет его на ТЬ, на СЬ и на С. Поэтому, к примеру, слово ШУБА звучит сначала как ТЮБА, СЮБА, СУБА и уже потом ШУБА.

 

 

        Вот самые распространённые звуки-заменители для сложных по произношению согласных:

 

 

Л -- Й, ЛЬ, Л (йампа -- лямпа -- лампа)

 

 

Р -- Й, ЛЬ, Л, Р (йиба -- либа -- лыба -- рыба)

 

 

С -- ТЬ, СЬ, С (тянки - сянки -- санки)

 

 

Ш -- ТЬ, СЬ, С, Ш (тюба -- сюба -- суба -- шуба)

 

 

Ц -- ТЬ, СЬ, Ц (тяпля -- сяпля -- цапля)

 

 

       

       Но даже и после овладения правильным произношением звука ребёнок неустойчиво использует его в речи некоторое время. Новый звук используется в речи чаще, чем следует. Например, научившись говорить Ш, ребёнок начинает употреблять его и вместо С (сумка - шумка). Но по мере созревания речевого аппарата ребёнка совершенствуется и его произношение, всё более приближаясь к норме. И ещё ребёнок начинает различать звуки на слух, например: С-Ш; З-Ж; Ч-С, Ш-Щ, С-Т, Ш-Ч и так далее.

 

 

         

       Необходимым условием для исчезновения возрастного косноязычия является правильная, чёткая, неторопливая речь окружающих ребёнка взрослых. Это - образец для подражания. Иначе процесс овладения речью у ребёнка затрудняется, и появляются искажённые звуки. С этой же точки зрения вредно пребывание ребёнка среди неправильно говорящих сверстников. И совсем недопустимо сюсюканье взрослых с ребёнком. Здесь ребёнок лишается и стимула для улучшения своего произношения (ведь взрослым нравится его речь!)

 

 

       Вот примерные сроки окончательного усвоения детьми звуков речи:

 

1 -- 2 года: А, О, Э, П, Б, М

2 -- 3 года: И, Ы, У, Ф, В, Т, Д, К, Г, Х, Н, Й

3 -- 5 лет: С, З, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч

4 -- 6 лет: Л, Р

 

         

       Итак, не позднее, чем к пяти-шести годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. А также иметь достаточный активный словарь и овладеть грамматически правильной речью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование детского фольклора в формировании и развитии речи ребенка дошкольного возраста

Статья о использовании малых форм детского фольклора во всех областях детской деятельности...

Развитие речи ребенка дошкольного возраста в рамках реализации муниципального социально - значимого проекта "Читающая мама - читающая семья"

Муниципальный социально - значимый проект "Читающая мама - читающая семья" был реализован с целью привития культуры семейного чтения, распространения положительного опыта семей и установления открытос...

Консультация для родителей "Продукты питания и развитие речи ребенка дошкольного возраста"

Вы не замечали, что детей раннего и младшего дошкольного возраста с речевыми патологиями становится все больше? Вы замечаете, что наш рацион питания наполняют блюда быстрого приготовления и имеющие из...

Су-Джок терапия в развитии речи ребенка дошкольного возраста

Су-Джок терапия в развитии речи ребенка...

Дидактические игры направленые на развитие речи ребенка дошкольного возраста

Дидактические игры направленые на развитие речи ребенка дошкольного возраста ...

Консультация для родителей "Развитие речи ребенка дошкольного возраста»

Наличие интеллекта, то есть способности познавать внешний мир с помощью восприятия, памяти, мышления, а также речь — это важнейшее отличие человека от животного. И интеллект, и речь у человека ф...

Тренинг для родителей «Использование кинезиологических упражнений в развитии речи ребенка дошкольного возраста»

информирование родителей о положительном влиянии методов и приемов кинезиологии на общее развитие ребенка, а в частности на развитие речи;-практическая демонстрация кинезиологических упражнений;-созда...