Консультация для родителей " Здоровье детей"
консультация по теме

Левашова Людмила Игоревна

 

Нарушение осанки и плоскостопие, их профилактика у детей.

Нарушения зрения у детей, их профилактика.

Нарушение слуха у детей, гигиена слуха.

Гигиена дыхания и голосового аппарата.

Закаливание

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нарушение осанки и плоскостопие, их профилактика у детей.

 Осанка — привычное положение тела (при сидении, стоянии, ходьбе), которая формулируется с раннего детства. Нагрузка на позвоночник распределяется равномерно. Основой правильной осанки является функционирование двигательного аппарата и всего организма. Умеренные изгибы позвоночника свидетельствуют о хорошем физическом развитии.

Виды неправильной осанки (искривление позвоночника):

-лордоз (искривление выпуклостью вперёд)

- кифоз (искривление выпуклостью назад)

- сколиоз (искривление выпуклостью вбок)

- сутулость –возникает при слабом развитии мышечной системы (особенно – спины). Голова и шея наклонены вперёд, грудная клетка уплощена, плечи сведены вперёд, живот выпячен.

Степени нарушени  осанки :

  1. Изменён лишь тонус мышц.
  2. Изменения появляются в аппарат позвоночника и могут быть исправлены при длительных занятиях корригирующей гимнастикой.
  3. Стойкие изменения в межпозвоночных хрящах и костях позвоночника (эти нарушения с помощью гимнастик не восстанавливаются).

Профилактика неправильной осанки:

- нельзя укладывать спать детей в очень мягкие кровати и раскладушки;

- нельзя до 6 мес. сажать детей (особенно страдающих рахитом);

- нельзя до 9 – 10 мес. надолго ставить на ножки;

- при обучении ходьбе не водить ребёнка за ручку;

- дети не должны долгое время стоять и сидеть на корточках;

- не должны ходить на большое расстояние;

- не должны переносить тяжести;

- мебель должна соответствовать росту;

- песочницы должны быть оборудованы скамеечками;

- постоянно следить за осанкой детей;

- не следует стоять долго с опорой на одну ногу;

- одежда не должна мешать прямому положению тела.

Появившиеся отклонения могут привести к деформации костной системы. Большое влияние на формирование осанки оказывает состояние стоп.

Плоскостопие — это уплощение свода стопы, нарушение и понижение опорной функции, нарушение кровоснабжения.

Характерное проявление — это быстро устают ноги, в первую очередь страдают колени, так как они получают большую нагрузку, добавляется работа для позвоночника. В большинстве случаев плоскостопие возникает из-за слабости или же переутомления мышц голени и стопы. Это происходит от длительного стояния или ходьбы, от ожирения (не тренированные мышцы не выдерживают нагрузку), от неудобной и не подходящей по размеру обуви и т.д. Дети страдающие плоскостопием при ходьбе:

- широко размахивают руками;

- сильно топают;

- походка напряжённая, неуклюжая;

- при прыжках и беге возникают головные боли;

- обувь быстро снашивается (внутренняя сторона подошвы и каблука).

                                      Профилактика плоскостопия:

- обувь не должна быть тесной, иметь жёсткий задник, эластичную подошву, облегать ногу и каблук не выше 8 мм;

- не разрешать дома ходить в тёплой обуви;

- делать упражнения мышц и стоп;

-ежедневные прохладные ванны с массажем;

- хождение босиком по земле, неровной поверхности;

- применение супинаторов;

- специальная ЛФК под наблюдением мед.работника.



Предварительный просмотр:

Нарушение зрения у детей, их профилактика.

Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен помнить, как важно оберегать и сохранить зрение. Потеря зрения особенно в детском возрасте – это трагедия. Поскольку организм ребенка очень восприимчив к различным видам воздействия, именно в детском возрасте зрению должны уделять особое внимание.

Важнейшим показателем качества зрения является острота зрения (способность глаза воспринимать предметы окружающего мира, их размеры, форму, положение в пространстве)

Первое углубленное исследование зрения врач проводит в возрасте6 мес., второе — в 3 года, третье-перед поступлением в школу…

Нормальная острота зрения (равна 1,0). Исследование остроты зрения – обязательная и важная задача в оценке общего состояния здоровья детей и проводится при углублённом осмотре ребёнка.

Первые месяцы и годы жизни–острота зрения у детей низкая, поэтому они видят всё расплывчато. С возрастом острота зрения повышается и достигает единицы в 5–7 лет.

 Основными причинами понижения зрения у детей являются близорукость, дальнозоркость, астигматизм, косоглазие и травмы. Дети с указанными заболеваниями и аномалиями рефракции подлежат диспансерному наблюдению.

1. Дальнозоркость (гиперметропия) - с ней рождаются 90 – 95 % детей.

У детей глазное яблоко сплющено в переднем заднем направлении и лучи собираются за сетчаткой.  По мере роста и развития форма глазного яблока меняется и дальнозоркая рефракция уменьшается, а к 5 – 7 годам исчезает.

2. Близорукость (миопия)- во многом является следствием недостаточного, внимания к санитарно-гигиеническим требованиям (освещенность, правильная посадка за партой, чередование зрительной работы с отдыхом) в школах и дома.  

Причины миопии:

-раннее обучение детей чтению, большая зрительная нагрузка, которая не соответствует глазу ребёнка (телевизор, компьютер),

-наследственность – передаются особенности строения склеры (может быстрее портиться зрение).  Способствует развитию близорукости

- малоподвижность (ресничная мышца плохо развивается)

- часто болеющие и с хроническими заболеваниями дети.

При близорукости глазное яблоко растягивается в переднем заднем направлении и лучи не доходят до сетчатки.

Признаки:

- ребёнок прищуривается,

- низко наклоняется, когда рисует,

- близко подносит предметы к глазам,

- жалуется на частую головную боль

Методы коррекции:

-очки – снимают утомление

- использование тренажёров, тренировочные упражнения улучшают аккомодационную способность глаз, что является профилактикой прогрессирования близорукости.

- линзы (для взрослых)

- хирургическое вмешательство.

 Когда вы выполняете работу, требующую внимания (чтение, письмо, работа за компьютером) - не забывайте делать короткий перерыв, то есть перевести взгляд на удаленный предмет, меняя тем самым фокусировку глаз. Затем несколько мгновений потрите ладони друг о друга и легко, без усилий, на минуту приложите их к закрытым глазам, дабы полностью загородить их от света.



Предварительный просмотр:

НАРУШЕНИЕ СЛУХА У ДЕТЕЙ, ГИГИЕНА СЛУХА.

Снижение слуха у ребенка, в отличие от взрослого, приводит к отклонениям в речевом развитии, формировании интеллекта и личности в целом, особенно при возникновении тугоухости и глухоты у новорожденных и детей раннего дошкольного возраста. Судьба ребенка с нарушением слуха определяется такими факторами, как возраст, в котором произошло нарушение слуховой функции, срок обнаружения дефекта, степень поражения слуха и правильность оценки потенциальных возможностей остаточной слуховой функции, а при прочих равных условиях - своевременность начала лечебных мероприятий. Своевременный и правильный диагноз делает возможной более успешную интеграцию ребенка в речевую среду.

Формирование органа слуха у плода начинается уже с пятой недели внутриутробной жизни и продолжается в течение всего периода беременности. Созревание височной области коры головного мозга, «ответственной» за слуховое восприятие, продолжается как минимум до 5–6 лет жизни ребенка.

Человеческое ухо является сложным и чувствительным органом, который состоит из трех главных частей:

  1. Внешнее ухо-состоит из ушной раковины (внешняя хрящевая часть уха), ушного канала, барабанной перепонки, отделяющая внешнее ухо от среднего. Внешнее ухо работает подобно спутниковой антенне - оно улавливает звуковые волны и проводит их в ушной канал.
  2. Среднее ухо-представляет собой заполненное воздухом пространство, воздушное давление в котором регулируется Евстахиевой трубой, соединяющей глотку с барабанной полостью среднего уха. В нём находятся три крошечные косточки - молоточек, наковальня и стремечко. Эти косточки проводят колебания барабанной перепонки во внутреннее ухо (в улитку). С этими косточками связаны две мышцы, которые сокращаются при поступлении в ухо очень громких звуков. Эти мышцы уменьшают эффект чрезмерного звукового давления во внутреннем ухе.
  3. Внутреннее ухо (улитка), имеет форму раковины улитки и заполнено жидкостью. С ней связан вестибулярный аппарат, который состоит из трех полукружных каналов, заполненных жидкостью. Среднее ухо и внутреннее ухо соединены посредством овального окна. С овальным окном связано основание стремечка, которое работает как поршень, давящий на жидкость в среднем ухе.

 -Постоянное шумовое воздействие приводит к значительному ухудшению слуха.

-Влияют на слух и некоторые лекарственные средства, поэтому перед применением противовоспалительных средств и антибиотиков НУЖНО ПРОКОНСУЛЬТИРОВАТЬСЯ С ВРАЧЕМ.

-Тугоухость может передаваться по наследству. Чаще всего генетически детерминированным является недоразвитие или аномалии развития анатомических частей среднего уха.

-Чаще всего приобретенная тугоухость является следствием перенесенного отита. Причиной отита является попадание бактерий или вирусов в ухо (95% случаев отит возникает вследствие попадания бактерий из евстахиевой трубы). Однако причиной могут стать острые и хронические заболевания носа и носоглотки, а также менингиты и энцефалиты.  

-Травмировать орган слуха можно разными способами. Лидером является травма, нанесенная ватной палочкой во время гигиены уха. Также иногда тугоухость или глухота возникает после черепно-мозговых травм.

-Врожденное нарушение слуха может быть вызвано инфекциями, перенесенными мамой во время беременности. Глухие дети могут родиться у курящих и злоупотребляющих алкогольными напитками родителей.

-Непроходимость слухового прохода (возникает чаще всего вследствие образования серных пробок). Склонность к частому образованию серных пробок передается по наследству.

Профилактика:

-  громкий шум — может привести к нарушению слуха.

- чистить уши регулярно и аккуратно (предназначенными для этого предметами)

-Помимо применения высокоэффективных лекарственных препаратов, которые улучшают питание нервных структур уха, при лечении острой и хронической тугоухости используются физиотерапевтические процедуры.

-Закаливать детей, укреплять им иммунитет.

   



Предварительный просмотр:

             Гигиена дыхания и голосового аппарата.

В дошкольном возрасте у детей слизистые оболочки верхних дыхательных путей и голосовые связки очень нежны и легкоранимы, поэтому в этом возрасте они часто страдают от насморка, воспаления гортани, бронхов и легких. Органы дыхания обеспечивают обмен газов между организмом человека и окружающей его средой. Без дыхания нет жизни!

По своему строению и по функциям органы дыхания у детей и подростков имеют ряд своеобразных особенностей. К основным особенностям органов дыхания у детей относятся:

- нежность их тканей, лёгкая ранимость слизистых оболочек, выстилающих дыхательные пути, обилие в слизистых оболочках и стенках дыхательных путей кровеносных и лимфатических сосудов. Верхние дыхательные пути, начинающиеся с полостей носа и носоглотки, у детей значительно уже, и покрыты изнутри весьма нежной слизистой оболочкой, полости носа у маленьких детей малы и недоразвиты, надпереносья совсем нет, оно развивается только к 15 годам.

 Эти особенности в значительной мере обусловливают у детей более лёгкое проникновение инфекции в дыхательные пути (по статистике дети в два раза чаще взрослых заболевают гриппом), а также нарушения дыхания при различных воспалительных процессах в носу. Так, при насморке у детей раннего возраста появляется затруднённое дыхание, вызывающее необходимость участия в акте дыхания вспомогательных мышц, выражающегося в раздувании крыльев носа, а у детей более старшего возраста - в дыхании через рот. Последнее обстоятельство создаёт особо благоприятные условия для занесения в организм детей и подростков инфекции и проникновения в органы дыхания пылевых частиц.  Дыхание через рот у детей чаще всего возникает при:

-хроническом насморке,

-появлении в носоглотке аденоидов -разрастание носоглоточной миндалины, находящейся на задней-верхней стенке носоглотки.

Большую роль в предупреждении заболеваний органов дыхания и голосового аппарата играет правильное дыхание — через нос. Нарушение носового дыхания отрицательно сказывается на общем состоянии ребенка: он бледнеет, становится вялым, легко утомляется, плохо спит, страдает головными болями, физическое и психическое развитие его замедляется. Такого ребенка надо срочно показать врачу.

-Ларингит сопровождается кашлем, першением в горле, болями при глотании, разговоре, хрипотой, иногда даже потерей голоса (афонией), что влияет на потерю голоса. Сильное напряжение голосового аппарата также может привести к воспалению гортани.

- Надо следить за тем, чтобы дети продолжительное время громко не разговаривали, не пели, не кричали и не плакали, особенно в сырых, холодных и пыльных помещениях или на прогулках в сырую, холодную погоду.

Одной из задач личной гигиены детей и подростков является забота об охранении и нормальном развитии у них голоса:

- развитие органов дыхания при посредстве дыхательной гимнастики и других упражнений, постановка голоса при обучении речи и пению, борьба с пылью и содержание слизистых оболочек в чистоте, предупреждение простуды;

- Чтобы голосовые связки не перенапрягались, декламировать стихи надо спокойным, негромким голосом, петь без напряжения; непрерывность звучания не должна превышать 4—5 мин.

- Для лучшей подвижности грудной клетки и диафрагмы желательно, чтобы дети пели стоя.

- Полезно для развития голосового аппарата у детей и подростков рациональное обучение их пению, а также громкое декламирование с правильными ударениями и модуляцией (такая гимнастика голосового аппарата содействует также развитию грудной клетки и лёгких).

- Антигигиенические условия в этом возрасте представляют угрозу в смысле заболеваний лёгких, в частности туберкулёзом.

- Отсутствие упражнений дыхательных мышц неблагоприятно отражается на развитии грудной клетки и лёгких.



Предварительный просмотр:

http://ejeweek.ru/foto/zak6.JPG


Основные принципы закаливания

Закаливание позволяет организму сохранять работоспособность и здоровье в экстремальных условиях среды. Тренировки организма — испытанное оздоровительное средство, но для достижения желаемого эффекта необходимо придерживаться определенных принципов закаливания — систематичности, постепенности и последовательности, учета индивидуальных особенностей организма, сочетания общих и местных процедур, перехода от простого к сложному, соблюдения активного режима, использования разнообразных средств и форм, самоконтроль.

Все родители знают, что закаливать ребенка полезно и даже необходимо. Закаленные дети меньше болеют, у них укрепляется иммунитет.

Основные правила закаливания ребенка

1. Приступать к закаливанию можно в любое время года. 
2. Закаливание эффективно только тогда, когда его проводят систематически; без постоянного подкрепления достигнутые результаты снижаются. 
3. Нельзя резко увеличивать продолжительность и силу закаливающих воздействий. Нарушение принципа постепенности может вызвать переохлаждение и заболевание ребенка. 
4. Закаливающие процедуры нельзя начинать, если ребенок болен. 
5. Эффективность закаливающих процедур увеличивается, если их проводят комплексно.

6. Процедура должна нравиться ребенку, вызывать положительные эмоции.


Закаливание воздухом.

Самое мягкое средство повседневного закаливания — это закаливание воздухом. Первым требованием для проведения закаливания является создание необходимых гигиенических условий.

- ежедневно проводится влажная уборка

-   проветривание помещения:

    сквозное (при отсутствии детей),

    одностороннее (в момент нахождения  детей в группе) ;

- воздушные ванны при смене белья или во время гимнастики

- ходьба по  дорожкам здоровья (босиком);

- одежда детей должна соответствовать сезону и погоде и обеспечивать ребенку состояние теплового комфорта. Перегревание так же вредно, как и охлаждение.

- прогулки

Закаливание водой.

В качестве закаливающих водных процедур используются гигиенические ванны, умывания, обливание стоп, а также обтирания, общие обливания, душ и купания.

Гигиенические процедуры. 

- умывание детей (лицо и руки до локтя)

- полоскание рта

- соблюдение питьевого режима

- обливание ног

- игра с водой

Закаливание солнцем.

Энергия солнца в виде ультрафиолетовых и тепловых лучей помогает закаливанию организма, улучшает сон, самочувствие ребенка, состав крови и обмен веществ. Кожа лучше противостоит внешним вредным влияниям и регулирует теплообмен. Ультрафиолетовые лучи повышают защитные силы организма и являются важным средством предупреждения и лечения рахита.

- прогулки в любую погоду

- дневной сон с открытыми шторами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ В ЗДОРОВОЙ СЕМЬЕ

В современном обществе, в XXI в., предъявляются новые, более высокиетребования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям и способностям.~ Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала ...

Консультация для родителей «Здоровые дети - в здоровой семье!»

Цель консультации: воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья всей семьей....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ- В ЗДОРОВОЙ СЕМЬЕ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ- В ЗДОРОВОЙ СЕМЬЕ»...

Консультация для родителей "Здоровые дети - в здоровой семье"

Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ- В ЗДОРОВОЙ СЕМЬЕ» .

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ- В ЗДОРОВОЙ СЕМЬЕ» ....

Консультация для родителей "Здоровые дети-в здоровой семье"

Что же могут сделать родители для приобщения детей к здоровому образу жизни....