Консультация для родителей старшего дошкольного возраста "Игры с агрессивными детьми"
консультация на тему

В консультации представлены коррекционно-психологические упражнения и игры для детей с агрессивным поведением., примеры психогимнастики для снятия мышечного напряжения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_igry_s_agressivnymi_detmi_.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-психологические упражнения и игры для детей с агрессивным поведением

КОРРЕКТИРУЮЩИЕ  ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ упражнения и игры — важные формы коррекционной работы с агрессивными детьми. Предлагаем вам некоторые из них.

Упражнение 1

Цели: осознание и выражение собственного отношения к проблеме агрессивного поведения.

Процедура: ведущий доводит до сведения участников следующую информацию: «В каждом человеке от природы заложена агрессивность. Однако люди используют ее по-разному. Одни, чтобы созидать, и тогда агрессию, напор можно назвать конструктивной энергией. Другие, чтобы уничтожать или разрушать, и тогда агрессия деструктивна.

Конструктивная агрессия — это активность, стремление к достижениям, зашита себя и других, завоевание свободы и независимости.

Деструктивная агрессия — это насилие, жестокость, ненависть, недоброжелательность, злоба. Поэтому, чтобы понимать, что с нами происходит, очень важно распознать свои агрессивные импульсы и направить их в желаемое русло, не причиняя вреда окружающим». Далее участникам предлагается проанализировать свое поведение и ответить на следующие вопросы:

1. В какой форме (деструктивной или конструктивной) чаще всего проявляется ваша агрессивность?

2. Как вы справляетесь со своей агрессивной энергией: даете ей ход или стараетесь сдерживать?

3. Как вы относитесь к собственной агрессивности: боитесь ее, наслаждаетесь ею?

В процессе выполнения упражнения необходимо предоставить возможность высказаться каждому участнику группы, не ограничивая его во времени и не сужая тематику его рассказа.

Упражнение 2

Цель: ознакомление с эмоциями и чувствами и выработка умений выражать их адекватно ситуации.

Для проведения упражнения необходимо заранее подготовить карточки с названиями чувств (радость, огорчение, обида, вдохновение, благодарность и т.п.).

Участникам раздаются эти карточки. Они знакомятся с ними, но не показывают окружающим. Каждому нужно изобразить памятник тому чувству, которое написано на карточке. Задача группы —отгадать, какое чувство хотел изобразить выступающий. После завершения этой части работы группа рассаживается в круг и пытается объяснить, что значат эти чувства, в каких жизненных ситуациях они могут возникнуть.

Если чье-то сообщение о своих чувствах вызвало желание рассказать о жизненной ситуации, когда эти чувства испытывались, не нужно этому мешать.

Упражнение 3

Цель: выбор наиболее приемлемого способа разрядки гнева и агрессивности.

Сначала ведущий рассказывает притчу: «Жила-была ядовитая и злобная змея. Однажды она повстречала мудреца и, поразившись его доброте, утратила свою злобу. Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей, и змея решила жить по-новому, не нанося ущерба никому. Но как только люди узнали про это, они стали бросать в змею камни, таскать ее за хвост и издеваться над ней. Мудрец увидел, что происходит и, выслушав жалобы змеи, сказал: «Я просил, чтобы ты перестала причинять людям страдания и боль, но я не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их!»

Мораль: Можно научиться противостоять злу, не причиняя зла в ответ».

Далее участникам предлагают рассмотреть фотографии людей, которые вызывают у них злость, ненависть, желание обидеть. Затем им дается установка мысленным взором увидеть, как они выражают свои чувства к человеку, на которого разгневаны: не сдерживать себя и делать все, что захочется. Когда упражнение заканчивается, проводится групповая беседа, в ходе которой выясняется, что было легко выполнить, а что — трудно. Что понравилось, а что нет.

Таким образом, детям демонстрируются модели агрессивного поведения, которые не приносят вреда, а приводят к разрядке накопившейся негативной энергии по отношению к человеку, вызывающему неприязнь.

Данные упражнения применимы для работы с подростковыми группами, потому что подростки воспринимают свои агрессивные действия более осознанно. Для младших школьников они не подходят, . так как дети в этом возрасте действуют импульсивно и неосознанно. Для них в книге Р. В. Овчаровой «Справочная книга школьного психолога» предлагается схема занятий по психодиагностике, которая проходит четыре фазы.

1. Мимические и пантомимические этюды. Их цель — выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием психического довольства и недовольства.

2. Этюды и игры на выражение отдельных качеств эмоций. Их цели — выразительное изображение чувств, порожденных социальной средой, их моральная оценка. Закрепление и расширение уже полученных детьми сведений, относящихся к их социальной компетенции. Для достижения этих целей можно использовать модели поведения сказочных персонажей (Баба Яга, Сестрица-Аленушка, Змей Горыныч, Иван-царевич и т.п.)

3. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу в целом. Их цели — коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка (группы), моделирование ситуаций, способствующих коррекции качеств личности младших школьников. Например, таких.

• Ты вошел во двор и увидел, что там дерутся два ребенка. Разними их и помири.

• Тебе очень хочется поиграть с такой же игрушкой, как и у мальчика. Попроси ее у него.

• Ты обидел своего друга. Попытайся помириться с ним.

С младшими школьниками можно провести следующие коррекционные игры.

Игра «Баба Яга»

Цели: коррекция отрицательных эмоций, отработка умений воздействовать друг на друга.

Ход игры: дети садятся на стулья, расставленные по кругу, лицом друг к другу. Психолог просит их показать, какие бывают выражения лица, жесты у взрослых, когда они сердятся на детей. (Дети рассказывают и показывают.)

Затем ведущий спрашивает: «Как ругают вас старшие, когда вы чего-то боитесь? Что вы делаете в ответ: плачете, улыбаетесь, сердитесь?» (Дети разыгрывают две-три сценки.)

Игра «Мальчик (девочка)-наоборот»

Цели: развитие произвольного контроля за своими действиями, снятие двигательной расторможенности, негативизма.

Ход игры: участники встают в круг. Ведущий показывает различные действия (встает, садится, поднимает руку, поворачивает голову направо и т.п.), все повторяют за ним. «Мальчик (девочка)-наоборот» должен делать не так, как все.

Данные упражнения и игры помогут при коррекции агрессивного поведения детей. Но, кроме специальных занятий, проводимых психологом, необходима помощь педагогов и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему: «Пожарная безопасность»

Запомните самое главное правило не только при пожаре, но и при любой другой опасности:Не поддавайтесь панике и не теряйте самообладания!...

Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему:«Капризы и упрямство»

. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить...

Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему:«Профилактика речевых нарушений»

В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдает...

Консультация для родителей старшего дошкольного возраста "Совместные игры детей и родителей "

Консультация для родителей "Совместные игры детей и родителей ". ...

Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему: «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребёнка.»

Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему:«Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребёнка.»Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с-к/в №7 Котрова Т.В.Авто...

Консультация для родителей старшей группы Совместный отдых с детьми в период летних каникул

Для любого ребенка летний отдых – это то, чего он ожидал весь год.Предлагаю Вашему вниманию несколько самых простых правил, выполняя которые Вы с увлечением проведете семейный летний отдых....