Главные вкладки

    Проблема адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
    статья (младшая группа) на тему

    Белая Лидия Евгеньевна

    в статье кратко рассмотрены основные проблеиы адаптации ребенка ясельного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения и пути р их решения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon adaptatsiya.doc22.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проблема адаптации ребенка младшего дошкольного возраста

    к условиям детского сада.

    Адаптация – процесс приспособления организма к новым для него условиям. Целью этого процесса является адекватное реагирование на влияния внешней среды. Правильное воспитание увеличивает способность детского организма целесообразно реагировать на изменение окружения. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое – все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.

    Тема статьи является актуальной, так как проблема адаптации детей 2-3 года жизни к условиям детского сада имеет большое значение. От того, как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье.

    От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие.

    Адаптация ребенка должна основываться на знании психических, возрастных и индивидуальных особенностей.

    В отечественной педагогике и возрастной психологии процесс раннего развития ребенка от рождения до 3 лет разделяют на два основных периода: младенчество (от рождения до 12 месяцев) и преддошкольное детство (от 12 до 36 месяцев).

    В раннем возрасте происходит интенсивное психическое развитие, главными компонентами которого являются:

    - предметная деятельность и деловое общение со взрослым;

    - активная речь;

    - произвольное поведение;

    - формирование потребности в общении со сверстниками;

    - начало символической игры;

    - самосознание и самостоятельность.

    Эти процессы требуют от ребенка много сил, терпения, сосредоточенности, внимания, а этого очень непросто добиться в столь раннем возрасте. Поэтому и работать в ясельной группе может и хочет не каждый воспитатель. Работа в яслях предполагает желание  и способность педагога сопереживать и проживать детство вместе с воспитанниками.

    С поступлением ребенка в ДОУ в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течении 9 и более часов, новые требования, постоянный контакт с детьми, новое помещение, таящее в себе много неизвестного.

    Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды. Поэтому принципами работы по адаптации детей в ДОУ являются:

    1. Тщательный подбор педагогов в формирующихся группах.
    2. Предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ.
    3. Постепенное заполнение групп.
    4. Гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей.
    5. Сохранение в первые 2-3 недели имеющихся у малышей привычек.
    6. Информирование родителей об особенности адаптации каждого ребенка.

    В процессе адаптации ребенка в ДОУ также используют такие формы и способы адаптации детей как:

    • элементы телесной терапии (обнять, погладить). В детском возрасте необходимо развивать координацию, гибкость и выносливость.

    Комплекс специальных упражнений поможет ребенку выработать силу воли, увеличить чувствительность и узнать много нового о своем теле. Занятия укрепят и сделают более эластичными мышцы, разработают суставы, а движения станут более красивыми и пластичными. Кроме этого, с помощью телесно-ориентированной терапии оздоравливаются внутренние органы и улучшается самочувствие.

    Комплекс заканчивается упражнениями на релаксацию, потому что расслабление в такой же степени необходимо для развития мышц, как и тренировка. Нервная система получает полноценный отдых, кровообращение приходит в абсолютное равновесие.

    • исполнение колыбельных песен перед сном - колыбельные - первые уроки родного языка для ребенка.

    Песни помогают малышу запоминать слова, их значения, порядок слов в предложении. Чтение ребенку поэзии оказывает такой же эффект. В отличие от обычной речи, стихи обладают ритмом, о благотворном влиянии которого на растущий организм уже говорилось.

    • Релаксационные игры (песок, вода) - релаксация - это снятие напряжения, расслабление, отдых.

    За основу упражнений по релаксации взяты приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению.Упражнения по релаксации являются методом предотвращения стрессов у детей и оказывают положительное влияние на их здоровье. Они учат детей снимать напряжение, не замыкаться на своих проблемах и через сюжетно-ролевые игры уметь находить причины этого состояния. Упражнения должны быть в доступной игровой форме.

    • Сказкотерапия - это процесс воспитания Внутреннего Ребенка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретения знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.

    Метод сказкотерапии направлен на развитие восприятия, телесных ощущений, двигательной координации детей, умения осознавать и контролировать свои переживания, понимать собственное эмоциональное состояние.

    • Музыкальные занятия и развитие движений - музыка рано начинает привлекать внимание детей и вызывает у большинства из них постоянный интерес.

    Они ищут источник звучания, ждут звуки музыки при виде металлофона, триоды или других музыкальных инструментов. Песни разного характера вызывают у детей различный эмоциональный отклик. У некоторых это эмоциональное состояние в связи с музыкой проявляется особенно ярко.

    • Игровые методы взаимодействия с ребенком. В конце первого года ребёнок приобретет стремление к самостоятельности и независимости.

    На втором году жизни взрослый становится для ребёнка не только источником внимания и доброжелательности, не только "поставщиком" самих предметов, но и образцом человеческих предметных действий. Общение со взрослым уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимо соучастие взрослого, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка, и, главное - новые способы действия с предметами. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним. Общение со взрослым протекает как бы на фоне практического взаимодействия с предметами.

    Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Положительный настрой родителей также играет не последнюю роль в адаптации воспитанника. Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

    Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку — так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамами.

    Задача воспитателя — успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

    В свою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

    Список литературы:

    1. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. – 2003. – № 6
    2. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2007.
    3. Варпаховская О. “Зеленая дверца”:первые шаги в общество/ Ребенок в детском саду. – 2005. – № 1.
    4. Луговская А., Кравцова М.М., Шевнина О.В. Ребенок без проблем! Решебник для родителей. – М.: Эксмо, 2008
    5. Обухова Л.Ф. Детская психология. – М.: Владос, 2007


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект по адаптации детей младшего возраста к условиям детского сада "В детский сад хожу без слез"

    • создание психологически комфортной, рассчитанной на дифференцированный поход к ребенку, среды;• обогащение предметной среды активизирующим  игровым и дидактическим материалом;• организация и пр...

    Адаптация детей младшего возраста к условиям детского сада.

    Как помочь ребенку быстрее адаптироваться к условиям детского сада. Материал будет полезен и педагогам и родителям....

    Консультация для педагогов «Адаптация ребенка раннего возраста к условиям детского сада»

    Консультация для педагогов«Адаптация ребенка раннего возраста к условиям детского сада»...

    Проект "Адаптация детей младшего возраста к условиям детского сада. "Здравствуй, детский сад!""

    С поступлением ребенка раннего возраста в детский сад в его жизни происходит множество изменений: строгий, распланированный режим дня, отсутствие родителей в течение дня несколько часов, новые требова...

    Проблемы адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к детскому саду

    Адаптация – это приспособление организма к новым или к изменившимся условиям жизни. Адаптация имеет два аспекта – биологический и психологический. Важно помнить, что в период адаптации снижаются факто...

    Адаптация ребенка раннего возраста к условиям детского сада

    Данная презентация создана в помощь родителям, чьи детки впервые идут в детский сад....

    Проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

    В работе раскрываются основные проблемы, которые возникают у детей и родителей при адаптации к условиям детского сада...