Проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
статья по теме

В работе раскрываются основные проблемы, которые возникают у детей и родителей при адаптации к условиям детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zorina_tatyana_dmitrievna.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

Адаптация – это способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Социальная адаптация – приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности. В настоящее время проблема адаптации детей к образовательному учреждению стоит достаточно остро.

Адаптация дошкольников к условиям детского сада протекает у детей по-разному, что зависит от ряда факторов, в том числе и от того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, насколько согласованы действия педагогов и родителей. Изучение ребёнка до поступления его в детский сад, а также знакомство с образом жизни его семьи позволяют в значительной степени смягчить течение адаптационного периода. Но наивно было бы думать, что малыш, оторванный от привычной среды и родных ему людей, с первых дней будет чувствовать себя в дошкольном учреждении очень хорошо. Если он не плачет, то это вовсе не означает, что всё нормально. Он переживает не менее плачущего ребёнка, и его ответной реакцией может быть скорое заболевание. В первые дни пребывания в детском саду ребёнок находится в состоянии стресса. Это проявляется в отказе от пищи, негативном эмоциональном состоянии, ухудшении самочувствия. Малыш беспокойно спит или не спит вообще, мочится в постель, жмётся к взрослым или, наоборот, отказывается от контактов с ним. Родители могут заметить, что он вздрагивает во сне, становится дома беспричинно обидчивым, теряет приобретенные раннее умения и навыки, худеет. Всё это может отразиться на его здоровье. При нормальной адаптации у ребёнка быстро восстанавливаются поведенческие реакции (примерно через 2-3 недели), не отмечается задержки нервно-психического развития, он не болеет или болеет всего один раз, не более недели без осложнений; увеличение длины и массы тела соответствует возрастным показателям. Особую группу составляют дети из так называемых семей гиперопёки. Привыкшие быть в центре внимания взрослых, удовлетворяющих все их прихоти, они оказываются в детском коллективе в очень тяжёлом положении. Их поведенческие реакции с трудом нормализуются к третьему, а то и четвёртому месяцу пребывания в дошкольном учреждении, существенно замедляется физическое и нервно-психическое развитие. Эти дети, как правило, долго и часто болеют. Основной причиной является состояние крайнего психо-эмоционального напряжения. В данном случае следует, прежде всего, позаботиться о психологической безопасности личности ребёнка в дошкольном учреждении и коррекции отношений к нему в семье.

Исходя из этого, для обеспечения успешной адаптации ребенка к условиям детского сада мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. Сохранять и укреплять здоровье детей раннего возраста посредством соблюдения режима дня и реализации сберегающих условий:
  • оптимальной организации педагогического процесса;
  • создание условий для  двигательной, гигиенической культуры, культуры поведения;
  • формирование основ здорового образа жизни.
  1. Формировать положительное отношение к окружающей действительности, на основе активной познавательной деятельности и игры, направленной на ознакомление с объектами ближайшего окружения.
  2. Создать единое образовательное пространство на основе формирования доверительных партнёрских отношений, конструктивного взаимодействия педагогов с родителями детей раннего возраста.

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем возрасте. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства. Среди многочисленных условий, обеспечивающий необходимый уровень психического и физического развития ведущее место принадлежит рациональному режиму дня. При организации режима дня обязательно учитываем то, что у маленьких детей процессы возбуждения преобладают над процессами торможения: маленький ребёнок с трудом переносит ожидание пищи, ограничение в движениях и т.п. с учетом этой особенности введен принцип последовательности, постепенного проведения всех режимных процессов, позволяющий обслуживать каждого ребёнка индивидуально. В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступившего малыша. Единственным условием является приход ребёнка в детский сад в одно и то же время:  к 8 часам. Постепенно он привыкает к общему режиму. По желанию родителей дети могут находиться в учреждении не полный день, а всего несколько часов. По мере привыкания время пребывания ребёнка увеличивается. В Родительском договоре, мы оговариваем, чтобы родители придерживались режима детского сада и в выходные дни.

Желательно, чтобы, по возможности, приводил малыша в детский сад, кто-нибудь один, будь то мама, отец или бабушка Мы уже не раз убеждались в том, что от одного родителя ребёнок уходит спокойно, а с другим никак не может расстаться. При организации приёма вновь поступающих детей в группе первую неделю адаптации постоянно находится два воспитателя. Это позволяет детям быстрее привыкнуть к условиям дошкольного учреждения. Пока один воспитатель занимается с вновь пришедшими детьми, другой присматривает и ухаживает за остальными детьми.

Мы считаем, что одним из определяющих факторов воспитания малыша является  предметно-развивающая среда. Правильно организованная предметно-развивающая среда помогает обеспечить гармоничное развитие ребёнка, создать эмоционально  положительную атмосферу в группе.

Для комфортного пребывания детей в детском саду в нашей группе созданы все необходимые условия: имеются групповая и спальная комнаты, стены которых покрашены в теплые тона, комната для гигиенических процедур, имеется разнообразная детская мебель. В группе есть в достаточном количестве и разнообразии игрушки, игровые пособия, направленные на развитие сенсорного восприятия, процессуальной игры, мелкой моторики, воображения, речи.

Любимым игровым центром является кукольный уголок, где дети совместно с воспитателем посредством игровых действий, игр получают элементарные представления об окружающих их предметах и явлениях, овладевают навыками действий с этими предметами. В центре собраны игрушки и предметы, которые максимально приближают детей к окружающим предметам быта: имеется игровая мебель (кроватки, стол, шкафы для посуды), игрушечная посуда, игрушки, изображающие продукты питания и т.д. При организации развивающей среды серьёзное внимание уделяем социально-личностному развитию малышей, осуществлению гендерного воспитания, поэтому в группе есть различные центры  игр для девочек и мальчиков.

Очень любят наши воспитанники центр книги. Имеется разнообразная тематика художественной литературы: потешки, сказки, стихи детских поэтов, иллюстрации, картинки. Дети любят рассматривать картинки из книг, некоторые малыши, рассматривая самостоятельно, «воспроизводят» знакомые потешки, песенки. Огромную помощь при организации режимных моментов в период адаптации оказывает фольклор, который мы используем при одевании, кормлении, умывании, причёсывании, укладывании спать и т.д.. Следует отметить, что дети очень любят слушать потешки и песенки «про себя». Какую радость им доставляет  рифмованная строчка с собственным именем!

Одним из самых эффективных и значимых инструментов социализации принадлежит игре. Дети, еще не способные к определенным действиям имитируют их в игре и тем самым приобретают знания и навыки, которые потребуются им в будущем. Поэтому при формировании навыков самообслуживания и гигиены мы широко используем игровые приёмы. Обучая детей одеваться после сна, стараемся сделать процесс одевания и раздевания приятным, весёлым для них. В эти режимные моменты к нам в группу обязательно приходят игрушки (кукла Катя, Собачка, Медвежонок), которые наблюдают за детьми, как они одеваются, как собирают игрушки, как моют руки и т.д., хвалят малышей, показывают, как надо правильно выполнять те или иные действия, поощряют их стремление к самостоятельности.

Огромную роль для развития малыша имеют всевозможные рамки и вкладыши, пирамидки, матрёшки, машинки и кубики, музыкальные инструменты – все интересно осваивать крохе вместе со взрослыми. Но игра не может возникнуть спонтанно. Малышу обязательно подавать пример, то есть создать специально организованную игровую ситуацию. Для детей раннего возраста играет большую роль использование дидактических игр: игры с предметами, настольно-печатные, словесные игры. С помощью дидактической игры ребенок приобретает новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, ребёнок получает много новой для себя информации. И это очень важно для их развития.

Таким образом, мы видим, что первые годы жизни ребенка – начало формирования личности ребенка, многих ее сторон и качеств. Ни в одной из последующих возрастных этапов, ребенок не развивается такими быстрыми темпами, как в раннем детстве. Вовремя начатое, педагогически грамотное воспитание обеспечивает полноценное и всестороннее развитие ребенка, способствует вырабатыванию различных видов деятельности, предупреждает возникновение негативных привычек и форм поведения. Вследствие этого так важно с момента рождения малыша правильно организовать процесс его воспитания и обучения, последовательно усложнять их задачи, применять разумные средства, методы и приемы воздействия. Применительно к раннему возрасту это понятие мы понимаем как взаимодействие ребёнка и взрослого в практической деятельности, направленной на развитие, и как комплексный метод, объединяющий функции диагностики, коррекции и реабилитации. Сопровождая развитие ребёнка, воспитатель, прежде всего, опирается на его увлечения, интересы, потребности, опыт, тем самым обеспечивает успешную адаптацию к условиям детского сада. Этот метод требует от воспитателя не воздействия на ребёнка, а взаимодействия с ним. Но необходимо помнить, что мы не только сопровождаем, когда хотим максимально развить познавательную сферу, раскрыть творческий потенциал малыша, но и направляем, когда это связанно со здоровьем, понятием и принятием общечеловеческих ценностей, приобщаем к нормативному поведению.

Литература:

  1. Аглямовская В.Г. Ясли – это серьёзно. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2016. – 144 с.
  2. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: практическое пособие. – Воронеж: «Учитель», 2014.- 236 с.
  3. Калинина Р.А. Адаптация дошкольников к условиям детского сада. – СПб., 2012.
  4. Макарычева Н.В. Проблемы раннего детства: диагностика, педагогическая поддержка, профилактика. – М.: АРКТИ, 2015. – 64 с.
  5. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/По ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 232 с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Задача: создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...

Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Итак, основной моей задачей является создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развити...

Круглый стол для педагогов детского сада «Значение адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада»

Помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом д/с (педагогами)....

Консультация для родителей группы раннего возраста Тема: «Проблемы адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Консультация для родителей .Познакомить родителей с понятием «адаптация» и ее особенностями у детей;Дать рекомендации по адаптации ребенка в условиях семьи...

Консультация для родителей "Проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада"

В консультации раскрываются вопросы о том, что такое адаптация, как она протекает у детей раннего возраста, ее длительность.  Как можно подготовить ребенка заранее к посещению детского сада. Особ...

Консультация для родителей ««Проблемы адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»»

Познакомить родителей с понятием «адаптация» и ее особенностями у детей; дать рекомендации по адаптации ребенка в условиях семьи...

Буклет для родителей «Проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада»

Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской л...