Что можно увидеть на детском празднике
консультация на тему

Альшанская Татьяна Александровна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Консультация для родителей36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Что можно увидеть на детском празднике: «эффекты воспитания», «эффекты развития»


     Сначала - что не нужно. Не нужно детей показывать, демонстрировать: это некрасиво. И даже просто неудобно и нехорошо. Это для вас, родителей, нет больше радости, чем нарядить свое чадо, выпустить вместе с другими такими же на сцену - и любоваться. А что это такое для малышей, какой в этом смысл? Слава богу, если другой.                            
     Для малышей утренник, праздник - это игра, удовольствие. Потому что, если не так - зачем он нужен? Хороший детский утренник похож на «игру-сказку», игру с интересным сюжетом, с неожиданными или давно знакомыми персонажами. С дразнящими правилами, с игровыми ролями, с пробой себя. С риском, как и в любой игре, с призом в конце. С заразительностью, воодушевлением и ощущением общей причастности.
 
     Детский праздник, как и детская сказка, имеет свои законы. Самое трудное - умение в нее войти и из не выйти. Замечали ли вы, что, когда кульминация позади, добро, как и положено, победило зло, и дети расходятся с подарками - обязательно кто-нибудь захлюпает носом, а кто-то капризничает, вредничает? Праздник закончился, это нелегко пережить. Нелегко перейти в другой режим жизни. Так бывает и у взрослого после хорошего спектакля или хорошего фильма. Выходить всегда непросто, этому приходится учиться.
 
     По утренникам и другим «мероприятиям» часто оценивают деятельность педагога-воспитателя. Действительно, праздник информативен. Не обсуждая, что и по каким критериям оценивается обычно в работе воспитателя, выскажем несколько предложений по поводу того, какие еще «эффекты» можно увидеть на детском празднике.
 
     Первый эффект «поймать» очень просто: для этого достаточно посмотреть на детей и почувствовать их настроение. Маленькие дети очень выразительны: они одинаково не могут скрыть ни скуки и напряжения, ни радости и интереса. Так вы получите первое и наиболее верное ощущение от праздника: трудного и не нужного для детей или веселого и интересного. И если вы чувствуете, что вам повезло и вы попали на настоящий хороший детский праздник, а не на показушное «мероприятие», можете смело делать вывод: задача демонстрации собственной деятельности для воспитателя не вступает в конфликт с задачами детского развития. Пожалуй, это главное.
 
     На этом вполне можно остановиться. Но мы не заметили еще несколько интересных эффектов, которые можно было разделить на «эффекты воспитания» и «эффекты развития».  Как поймать эффект?
 
    
 Эффект первый: щедрость.  На детском празднике были не только выступления, но и игры, интересные состязания. Была такая игра: на стуле лежали конфеты, а дети бегали вокруг стула под музыку и, как только она остановится, быстро разбирали конфеты. Поскольку конфет было на одну меньше, чем участников, самый медлительный оставался всегда без конфеты, и тогда воспитатель предлагала детям с ним поделиться, после чего он выходил из игры, прихватив с собой с собой угощение. Дольше всего продержалась девочка Лена: все уже вышли из игры и сидели на стульчиках, а Лена и ее последний соперник приступили к последнему туру состязаний. Мальчишка был не только несколько медлительней Лены, но и конфеты ему хотелось не так сильно. Так что и в последнем туре победила Лена. Она первая схватила единственную оставшуюся конфету, как только закончилась музыка. Схватила и остановилась обескураженная: ведь теперь, по правилам игры, она должна была отдать ее проигравшему мальчишке. Это была очень трудная задача, особенно для Лены. Вся внутренняя борьба отражалась на ее лице. Казалось, она так и не сможет отдать заветную конфету, которую она выигрывала с таким азартом. Дети, затаив дыхание, наблюдали за происходящим. Закончилось .все хорошо. Лена победила себя и отдала мальчику конфету, а в награду за такое самопожертвование получила шоколадные медальки от воспитателя. 
     Можно объяснить детям, что быть жадным нехорошо. Можно напоминать им об этом все время. Можно своим примером показать, что надо делиться и даже быть образом щедрости. Увы, этого недостаточно. Мало провозгласить норму: надо дать возможность пробы нормативного действия.
 
     Такая проба может осуществиться только в безопасном пространстве, лучше всего - в игровом. Да и мотивация на подчинение правилу в игре куда более сильная. В игре можно попробовать и ощутить успех. Ведь моральное действие требует преодоления. Успешная попытка преодоления должна быть обязательно оценена, успех должен быть явлен. В игре можно почувствовать себя щедрым, а это приятно. Можно ощутить подарки иногда приятнее, чем их получать. Кроме всего прочего, играть на празднике полезнее, чем себя демонстрировать. 
 
    
 Эффект второй: сопереживание. Когда кто-то из малышей «выступает», остальные совсем не безучастны. Один рассказывает свое четверостишие, а все губами шевелят, слова подсказывают, и глазками, и душой, видно, с ним заодно: поддерживают, в общем. Даже не знаю, что про это можно сказать. И так все понятно. Просто, когда свободно и интересно, общий праздник, вместе готовились - все друг другу сопереживают. А когда «отчет» - разобщенность, каждый за себя И переживает-то совсем другое: как я выгляжу «по сравнению».. В общем, совсем не тот «эффект» получается. 
     
 Эффект третий: инициатива, творчество.  Удивительно, как по разному выражают себя дети на празднике. Все совершенно неповторимые и незаменимые: один может то, чего не может другой. Чем более разные, непохожие, неожиданные, тем интереснее. Обязательно откроется какой – нибудь новый талант, причем открытие будет не только для зрителей, но и для самих участников. 
     Удивительно и печально, что есть такие «мероприятия», где этого не случается. Где просто нет места детской инициативе и творчеству. Инициатива – в свободном включении в такие формы общения и деятельности, куда можно свободно включиться. Не стоит и говорить, что в полностью заученный, отрепетированный «отчёт» включиться нельзя. Можно только «включиться», «не соответствовать», «не оправдывать» (что является особой причиной тревожности у детей и взрослых). Такие подходы для включения и творческого действия формы создаёт поначалу взрослый (хотя со временем дети и сами могут их разворачивать: как легко затевают они игру). Но начальным условием является действие взрослого, которое Эльконин назвал «посредническим».
 
     Посредническое действие – выразительное и незавершенное. Как взрослый заражает, энергетически вовлекая, но им задавая планку? Где он оставляет место детскому включению? Как замечает инициативы, как дает им место? Как может изменить в соответствии с ними весь ход игры, весь сценарий? Ясно, что и сценарий здесь должен быть особый: с дырками», с пустыми местами. Это похоже на игру в мяч между детьми и взрослым. Взрослый бросает мяч вверх « в небо», и дает возможность поймать его детям. Он играет по правилам, но всегда немного иначе: неизвестно к кому мяч прилетит в следующий раз. Неизвестно и то, как ответит каждый ребёнок или группа детей. Но все стараются сделать так, чтобы игра не разрушилась, а продолжалась, и их большой, легкий, разноцветный мяч удержался в воздухе и не упал на землю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Что можно увидеть в спичечном коробке?"

Мастер-класс по конструированию в рамках деятельности образовательных кластеров на тему: «Что можно увидеть в спичечном коробке?»...

Проект "Как можно увидеть время"

Зачем человеку знать время? Такой вопрос мне задали мои воспитанники. Мы сделали проект "Как можно увидеть время" и узнали как его можно увидеть....

Моя педагогическая находка (видео выступление можно увидеть в разделе видео)

Моя педагогическая находка.Представление опыта работы....

Речевая игра "Что можно увидеть весной?"

Речевое развитие ребенка....

Речевая игра "Что можно увидеть весной?"

Развитие речи, памяти, внимание, логическое мышление, воображение....