Что можно увидеть на детском празднике
консультация на тему

Альшанская Татьяна Александровна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Консультация для родителей36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Что можно увидеть на детском празднике: «эффекты воспитания», «эффекты развития»


     Сначала - что не нужно. Не нужно детей показывать, демонстрировать: это некрасиво. И даже просто неудобно и нехорошо. Это для вас, родителей, нет больше радости, чем нарядить свое чадо, выпустить вместе с другими такими же на сцену - и любоваться. А что это такое для малышей, какой в этом смысл? Слава богу, если другой.                            
     Для малышей утренник, праздник - это игра, удовольствие. Потому что, если не так - зачем он нужен? Хороший детский утренник похож на «игру-сказку», игру с интересным сюжетом, с неожиданными или давно знакомыми персонажами. С дразнящими правилами, с игровыми ролями, с пробой себя. С риском, как и в любой игре, с призом в конце. С заразительностью, воодушевлением и ощущением общей причастности.
 
     Детский праздник, как и детская сказка, имеет свои законы. Самое трудное - умение в нее войти и из не выйти. Замечали ли вы, что, когда кульминация позади, добро, как и положено, победило зло, и дети расходятся с подарками - обязательно кто-нибудь захлюпает носом, а кто-то капризничает, вредничает? Праздник закончился, это нелегко пережить. Нелегко перейти в другой режим жизни. Так бывает и у взрослого после хорошего спектакля или хорошего фильма. Выходить всегда непросто, этому приходится учиться.
 
     По утренникам и другим «мероприятиям» часто оценивают деятельность педагога-воспитателя. Действительно, праздник информативен. Не обсуждая, что и по каким критериям оценивается обычно в работе воспитателя, выскажем несколько предложений по поводу того, какие еще «эффекты» можно увидеть на детском празднике.
 
     Первый эффект «поймать» очень просто: для этого достаточно посмотреть на детей и почувствовать их настроение. Маленькие дети очень выразительны: они одинаково не могут скрыть ни скуки и напряжения, ни радости и интереса. Так вы получите первое и наиболее верное ощущение от праздника: трудного и не нужного для детей или веселого и интересного. И если вы чувствуете, что вам повезло и вы попали на настоящий хороший детский праздник, а не на показушное «мероприятие», можете смело делать вывод: задача демонстрации собственной деятельности для воспитателя не вступает в конфликт с задачами детского развития. Пожалуй, это главное.
 
     На этом вполне можно остановиться. Но мы не заметили еще несколько интересных эффектов, которые можно было разделить на «эффекты воспитания» и «эффекты развития».  Как поймать эффект?
 
    
 Эффект первый: щедрость.  На детском празднике были не только выступления, но и игры, интересные состязания. Была такая игра: на стуле лежали конфеты, а дети бегали вокруг стула под музыку и, как только она остановится, быстро разбирали конфеты. Поскольку конфет было на одну меньше, чем участников, самый медлительный оставался всегда без конфеты, и тогда воспитатель предлагала детям с ним поделиться, после чего он выходил из игры, прихватив с собой с собой угощение. Дольше всего продержалась девочка Лена: все уже вышли из игры и сидели на стульчиках, а Лена и ее последний соперник приступили к последнему туру состязаний. Мальчишка был не только несколько медлительней Лены, но и конфеты ему хотелось не так сильно. Так что и в последнем туре победила Лена. Она первая схватила единственную оставшуюся конфету, как только закончилась музыка. Схватила и остановилась обескураженная: ведь теперь, по правилам игры, она должна была отдать ее проигравшему мальчишке. Это была очень трудная задача, особенно для Лены. Вся внутренняя борьба отражалась на ее лице. Казалось, она так и не сможет отдать заветную конфету, которую она выигрывала с таким азартом. Дети, затаив дыхание, наблюдали за происходящим. Закончилось .все хорошо. Лена победила себя и отдала мальчику конфету, а в награду за такое самопожертвование получила шоколадные медальки от воспитателя. 
     Можно объяснить детям, что быть жадным нехорошо. Можно напоминать им об этом все время. Можно своим примером показать, что надо делиться и даже быть образом щедрости. Увы, этого недостаточно. Мало провозгласить норму: надо дать возможность пробы нормативного действия.
 
     Такая проба может осуществиться только в безопасном пространстве, лучше всего - в игровом. Да и мотивация на подчинение правилу в игре куда более сильная. В игре можно попробовать и ощутить успех. Ведь моральное действие требует преодоления. Успешная попытка преодоления должна быть обязательно оценена, успех должен быть явлен. В игре можно почувствовать себя щедрым, а это приятно. Можно ощутить подарки иногда приятнее, чем их получать. Кроме всего прочего, играть на празднике полезнее, чем себя демонстрировать. 
 
    
 Эффект второй: сопереживание. Когда кто-то из малышей «выступает», остальные совсем не безучастны. Один рассказывает свое четверостишие, а все губами шевелят, слова подсказывают, и глазками, и душой, видно, с ним заодно: поддерживают, в общем. Даже не знаю, что про это можно сказать. И так все понятно. Просто, когда свободно и интересно, общий праздник, вместе готовились - все друг другу сопереживают. А когда «отчет» - разобщенность, каждый за себя И переживает-то совсем другое: как я выгляжу «по сравнению».. В общем, совсем не тот «эффект» получается. 
     
 Эффект третий: инициатива, творчество.  Удивительно, как по разному выражают себя дети на празднике. Все совершенно неповторимые и незаменимые: один может то, чего не может другой. Чем более разные, непохожие, неожиданные, тем интереснее. Обязательно откроется какой – нибудь новый талант, причем открытие будет не только для зрителей, но и для самих участников. 
     Удивительно и печально, что есть такие «мероприятия», где этого не случается. Где просто нет места детской инициативе и творчеству. Инициатива – в свободном включении в такие формы общения и деятельности, куда можно свободно включиться. Не стоит и говорить, что в полностью заученный, отрепетированный «отчёт» включиться нельзя. Можно только «включиться», «не соответствовать», «не оправдывать» (что является особой причиной тревожности у детей и взрослых). Такие подходы для включения и творческого действия формы создаёт поначалу взрослый (хотя со временем дети и сами могут их разворачивать: как легко затевают они игру). Но начальным условием является действие взрослого, которое Эльконин назвал «посредническим».
 
     Посредническое действие – выразительное и незавершенное. Как взрослый заражает, энергетически вовлекая, но им задавая планку? Где он оставляет место детскому включению? Как замечает инициативы, как дает им место? Как может изменить в соответствии с ними весь ход игры, весь сценарий? Ясно, что и сценарий здесь должен быть особый: с дырками», с пустыми местами. Это похоже на игру в мяч между детьми и взрослым. Взрослый бросает мяч вверх « в небо», и дает возможность поймать его детям. Он играет по правилам, но всегда немного иначе: неизвестно к кому мяч прилетит в следующий раз. Неизвестно и то, как ответит каждый ребёнок или группа детей. Но все стараются сделать так, чтобы игра не разрушилась, а продолжалась, и их большой, легкий, разноцветный мяч удержался в воздухе и не упал на землю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Что можно увидеть в спичечном коробке?"

Мастер-класс по конструированию в рамках деятельности образовательных кластеров на тему: «Что можно увидеть в спичечном коробке?»...

Что можно рассказать детям о празднике 9 мая - День Победы.

Несмотря на течение времени, неумолимо отдаляющее нас от великого события, День Победы, 9 Мая, продолжает оставаться святым праздником для всех поколений. Этот день дарит невероятное ощущени...

Проект "Как можно увидеть время"

Зачем человеку знать время? Такой вопрос мне задали мои воспитанники. Мы сделали проект "Как можно увидеть время" и узнали как его можно увидеть....

Моя педагогическая находка (видео выступление можно увидеть в разделе видео)

Моя педагогическая находка.Представление опыта работы....

Можно ли приносить детские игрушки в детский сад ,средняя группа

laquo;Можно и нужно ли приносить свои игрушки в детский сад» Как только ребенок начинает посещать дошкольное учреждение, родители сталкиваются с вопросом «Можно ли приносить свои игр...