РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ « Ш, Ж »
консультация на тему

Трушникова Алла Геннадьевна

Часто звук «Ш» произносится искаженно сквозь зубы без участия языка или с высунутым кончиком языка. Звук «Ш» заменяется звуком «С» или «Ф»

В этом случае дети произносят : сапка, каска, лягуска или фапка, кафка, лягуфка. «Ж» звучит глухо: пошар. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rebenok_ne_govorit.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

                РЕБЕНОК   НЕ   ГОВОРИТ   « Ш, Ж »

       Часто звук «Ш» произносится искаженно сквозь зубы без участия языка или с высунутым кончиком языка. Звук «Ш» заменяется звуком «С» или «Ф»

В этом случае дети произносят : сапка, каска, лягуска или фапка, кафка, лягуфка. «Ж» звучит глухо: пошар.

       Воспитание правильного звука требует  определённой  последова-тельности.  Вначале нужно показать ребенку, как правильно произносится звук. Можно использовать для этого звукоподражательные игры : « Шина лопнула » (Ш –Ш –Ш), « Поезд остановился » (Ш Ш Ш), « Прогони кур » (КШ – КШ – КШ), « Жук летит » (Ж Ж Ж).

       Игра сделает для ребенка более доступным понимание ваших требований, облегчит подражание правильному звуку, доставит удоволь-ствие. Если таким образом не удалась вызвать у ребенка правильный звук, примените следующий прием. Черенком чистой ложки приподнимите и слегка отодвиньте от зубов кончик языка ребенка. После этого попросите его несильно прикусить ложку вытянув, вперед губы и подуть на кончик языка. Можно не дуть на кончик языка, а произнести продолжительно звуки «С и Т»

Внимательно следите, чтобы при этом кончик языка ребенка оставался не-далеко за верхними передними зубами.

       В результате одного из описанных приемов у ребенка внезапно просколь-знёт звук «Ш». Это удача. Но рано надеяться, что дальше он сам и всегда будет говорить правильно. Задача взрослых в том, чтобы удержать правильный звук, закрепить его и ввести в речь. Вызывайте этот звук снова и снова, хвалите ребенка, постарайтесь, чтобы он запомнил, как у него получается правильное «Ш».

       От изолированного звука мы переходим к его закреплению в отдельных слогах и словах: ШША, АШШ – шалун, шакал, карандаш, Маша. ШШО, ОШШ – шоколад, мышонок, петушок, кошка. ШШУ, УШШ – шуба, мишутка, душ. ШШИ, ЫШШ - шина, уши, мышь, ландыш. ШШЕ- шея, горошек, шест, пшено. Следующий этап – закрепление правильного звука во фразах. Первое время ребенку следует произносить звук подчеркнуто, продолжительно.

       Звук «Ж» обычно легко вызвать у ребенка, овладевшего правильным звуком «Ш». Если этого не произошло, приложите руку ребенка к его гортани и попросите произнести А-А-А. Сначала шепотом, потом громко. Ребенок должен уловить вибрацию голосовых связок при громком звуке «А».

Предложите ему, не отрывая руки, произнести звук «Ш» с такой же вибрацией. У него получится «Ж». Далее закрепить звук в слогах, словах, фразах. ЖЖА- жаба, лужа, пожар. ЖЖО – желудь, медвежонок, флажок. ЖЖУ – жук, журавль, дежурный. ЖЖИ – ЖЖЕ – жираф, ежик, ужи, одежда, железо.

       Научите ребенка различать звуки «Ш и Ж». Используйте для этого слова: Луша - лужа, шар-жар, шаль -жаль, шалить-жарить; Желудь упал в лужу; Пожарники едут на машине.; Миша дружит с Жорой; За окном шумит дождь.

       Надо специально подбирать для ребенка стихи, сказки, загадки, богато насыщенные новым звуком, постоянно следить за его правильным звучанием в самых разнообразных формах речи. Это может быть ответ на вопрос, пересказ услышанной сказки, и передача своих впечатлений.      

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если ребенок не говорит

Ваш ребенок не говорит. Что делать? Конечно, для решения этой проблемы необходима длительная программа комплексного воздействия - медицинского, логопедического, психолого-педагогического. Ст...

Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит?

Практически у большинства детей к 4-5 годам речь достигает нужной языковой нормы. Однако, в силу индивидуальных, социальных или патологических особенностей развития у некоторых детей дефекты про...

Консультация для родителей на тему: «Речь ребенка третьего года жизни. Что делать если ребенок не говорит?»

Слово является первичным инструментом нашего мышления, и чтобы совершать сложные умственные действия, детям не­обходима развернутая фразовая речь. Для некоторых детей оказывается достаточно о...

Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит

Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит...

РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ, НОРМА ИЛИ ОТКЛОНЕНИЕ? ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ В СЛУЧАЕ ЗАДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У РЕБЕНКА? ЧЕМ МОЖЕТ ПОМОЧЬ СПЕЦИАЛИСТ?

РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ, НОРМА ИЛИ ОТКЛОНЕНИЕ? ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ В СЛУЧАЕ ЗАДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У РЕБЕНКА? ЧЕМ МОЖЕТ ПОМОЧЬ СПЕЦИАЛИСТ?...