РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ « Ш, Ж »
консультация на тему

Трушникова Алла Геннадьевна

Часто звук «Ш» произносится искаженно сквозь зубы без участия языка или с высунутым кончиком языка. Звук «Ш» заменяется звуком «С» или «Ф»

В этом случае дети произносят : сапка, каска, лягуска или фапка, кафка, лягуфка. «Ж» звучит глухо: пошар. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rebenok_ne_govorit.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

                РЕБЕНОК   НЕ   ГОВОРИТ   « Ш, Ж »

       Часто звук «Ш» произносится искаженно сквозь зубы без участия языка или с высунутым кончиком языка. Звук «Ш» заменяется звуком «С» или «Ф»

В этом случае дети произносят : сапка, каска, лягуска или фапка, кафка, лягуфка. «Ж» звучит глухо: пошар.

       Воспитание правильного звука требует  определённой  последова-тельности.  Вначале нужно показать ребенку, как правильно произносится звук. Можно использовать для этого звукоподражательные игры : « Шина лопнула » (Ш –Ш –Ш), « Поезд остановился » (Ш Ш Ш), « Прогони кур » (КШ – КШ – КШ), « Жук летит » (Ж Ж Ж).

       Игра сделает для ребенка более доступным понимание ваших требований, облегчит подражание правильному звуку, доставит удоволь-ствие. Если таким образом не удалась вызвать у ребенка правильный звук, примените следующий прием. Черенком чистой ложки приподнимите и слегка отодвиньте от зубов кончик языка ребенка. После этого попросите его несильно прикусить ложку вытянув, вперед губы и подуть на кончик языка. Можно не дуть на кончик языка, а произнести продолжительно звуки «С и Т»

Внимательно следите, чтобы при этом кончик языка ребенка оставался не-далеко за верхними передними зубами.

       В результате одного из описанных приемов у ребенка внезапно просколь-знёт звук «Ш». Это удача. Но рано надеяться, что дальше он сам и всегда будет говорить правильно. Задача взрослых в том, чтобы удержать правильный звук, закрепить его и ввести в речь. Вызывайте этот звук снова и снова, хвалите ребенка, постарайтесь, чтобы он запомнил, как у него получается правильное «Ш».

       От изолированного звука мы переходим к его закреплению в отдельных слогах и словах: ШША, АШШ – шалун, шакал, карандаш, Маша. ШШО, ОШШ – шоколад, мышонок, петушок, кошка. ШШУ, УШШ – шуба, мишутка, душ. ШШИ, ЫШШ - шина, уши, мышь, ландыш. ШШЕ- шея, горошек, шест, пшено. Следующий этап – закрепление правильного звука во фразах. Первое время ребенку следует произносить звук подчеркнуто, продолжительно.

       Звук «Ж» обычно легко вызвать у ребенка, овладевшего правильным звуком «Ш». Если этого не произошло, приложите руку ребенка к его гортани и попросите произнести А-А-А. Сначала шепотом, потом громко. Ребенок должен уловить вибрацию голосовых связок при громком звуке «А».

Предложите ему, не отрывая руки, произнести звук «Ш» с такой же вибрацией. У него получится «Ж». Далее закрепить звук в слогах, словах, фразах. ЖЖА- жаба, лужа, пожар. ЖЖО – желудь, медвежонок, флажок. ЖЖУ – жук, журавль, дежурный. ЖЖИ – ЖЖЕ – жираф, ежик, ужи, одежда, железо.

       Научите ребенка различать звуки «Ш и Ж». Используйте для этого слова: Луша - лужа, шар-жар, шаль -жаль, шалить-жарить; Желудь упал в лужу; Пожарники едут на машине.; Миша дружит с Жорой; За окном шумит дождь.

       Надо специально подбирать для ребенка стихи, сказки, загадки, богато насыщенные новым звуком, постоянно следить за его правильным звучанием в самых разнообразных формах речи. Это может быть ответ на вопрос, пересказ услышанной сказки, и передача своих впечатлений.      

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если ребенок не говорит

Ваш ребенок не говорит. Что делать? Конечно, для решения этой проблемы необходима длительная программа комплексного воздействия - медицинского, логопедического, психолого-педагогического. Ст...

Как помочь ребенку научиться говорить

Консультация для родителей...

Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит?

Практически у большинства детей к 4-5 годам речь достигает нужной языковой нормы. Однако, в силу индивидуальных, социальных или патологических особенностей развития у некоторых детей дефекты про...

Консультация для родителей на тему: «Речь ребенка третьего года жизни. Что делать если ребенок не говорит?»

Слово является первичным инструментом нашего мышления, и чтобы совершать сложные умственные действия, детям не­обходима развернутая фразовая речь. Для некоторых детей оказывается достаточно о...

Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит

Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит...