Консультация по безопасности
консультация (старшая группа) на тему

Усвалиева Ольга Михайловна

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_bezopasnosti.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

                 Данная консультация посвящается очень важной и актуальной проблеме:

                                                     безопасности детей.

     Почему же так важно в современной жизни сформировать у ребенка навыки безопасного поведения? Попытаемся ответить на этот  вопрос.                                            

     В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определены основные цели и задачи образовательной области «Безопасность». Основной целью образовательной области является – подготовить ребенка к безопасной жизни в окружающей среде - природной, техногенной и социальной. Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью.

     Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся родители и воспитатели – самые главные люди в его жизни. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Необходимо понять родителям, педагогам и всем воспитывающим взрослым, каким образом, с помощью каких приемов можно научить дошкольника наиболее эффективному образу действий во избежание тех тревожных ситуаций, с которыми ребенку приходится сталкиваться в жизни.

     Можно условно выделить основные источники опасности для ребенка:

     - опасности, с которыми он может столкнуться дома;

     - опасности контактов с незнакомыми людьми;

     - опасности,  с которыми он может столкнуться на улице и на дороге;

     - опасности на природе.

      Период дошкольного детства у детей характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения является метод моделирования, который используется в работе. Он содержит в своей структуре ценные педагогические свойства: игру, имитацию и анализ конкретной ситуации.

     Особенностью данного метода является то, что он является связующим звеном между содержанием знаний о правилах безопасности и организацией деятельности по их применению.

     Игровые ситуации «В парке», «Ядовитые растения», «Собака – друг человека», «Сбор грибов и ягод», «Съедобное – несъедобное» помогают вводить детей в прекрасный и неповторимый мир природы, дети учатся ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда). Именно игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности. В игре дошкольники обобщают свой жизненный и чувственный опыт, вступают в определенные отношения с природой.

    Условия реализации метода моделирования игровых ситуаций:

     - использование макета обстановки в групповой комнате;

     - предварительное разыгрывание ситуаций воспитателем с постепенным  

       вовлечением детей (показ кукольных представлений).

     - введение значимой для дошкольников мотивации деятельности;

     - «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления игровой

        деятельности;

     - поддержание адекватного эмоционального фона.

     Игровые ситуации позволяют сформировать у детей широкий круг знаний и навыков. Например, игровые ситуации как, «Школа светофорных наук», «Катаемся на роликах и велосипедах», «Перекресток», «Как пешеходы и водители поделили улицу» позволяют сформировать у детей навык грамотного поведения на дороге, развивают представления о причинно-следственных связях возникновения опасных ситуациях. Объясняя правила дорожного движения, необходимо дать знания детям о том, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улице, как следует переходить дорогу.

     Обыгрывание ситуаций «Незнакомец звонит в дверь», «Незнакомец в группе», «Незнакомец звонит по телефону», «Потерялся на улице», «Защити себя сам» учат детей действовать в ситуации с незнакомыми людьми. Детям необходимо знать, как вести себя в подобных ситуациях: громко кричать, призывая на помощь и привлекать внимание окружающих. Возможно использование сказок с животными «Три поросенка», «Кот, петух и лиса». В качестве дополнительного материала можно включить использование стихотворений, половиц, загадок. Их можно использовать на разных этапах раскрытия проблемы.

     Конечно, невозможно водить ребенка все время за руку. Необходимо своевременно и доходчиво объяснить ему, где, когда и как он может встретиться с опасностью. Здесь можно подобрать игровые ситуации: ребенок дома один, ребенок дома с друзьями, ребенок дома со взрослыми. Необходимо обратить внимание на то, что в помещении особую опасность представляют открытые окна и балконы. Кроме того, детям необходимо знать, что предметы домашнего быта, также являются источниками опасности.

     Такие игры, как «Пожарная часть», «Мы – спасатели», «Как вызвать пожарных, скорую помощь, милицию» позволяют обучить детей правильному поведению в экстремальных ситуациях в быту.

     Дети должны усвоить, что здоровье – это  одна из главных ценностей жизни, залог жизненного успеха и привлекательности. В связи с этим необходимо формировать у детей навыки личной гигиены, рассказывать об устройстве и работе организма, обратив внимание на его сложность и хрупкость и необходимость бережного отношения к своему телу. Этому способствуют следующие игровые ситуации: «Как устроено наше тело», «Красота и здоровье», «Одежда и здоровье», «Отношение к больному», «Чем ты огорчен?».

     Об актуальности данной проблемы можно говорить много и все будет главное. Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой.

     Таким образом, в целом все реализуемые направления по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения подчинены тому, чтобы ребенок научился эффективно взаимодействовать и общаться с окружающим миром. Моделирование игровых ситуаций, общение детей, проговаривание правил поведения, имитация действий с потенциально опасными предметами дают возможность формировать опыт безопасности у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах"

Первый и главный урок, который могут преподать взрослые детям, - показать на деле, что они сознательные пешеходы....

Консультация «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах»

Консультация«Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах»...

Консультация «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах»

Консультация «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Рекомендации для родителей1. При движении по тротуару:- придерживайтесь правой стороны тротуара;- не ведите ребе...