Физиологическая готовность ребенка к школе
презентация к занятию (подготовительная группа) на тему

Иванова Наталия Валерьевна

Фундаментом готовности ребенка к систематическому школьному обучению можно отнести физиологическую готовность т.е. состояние его здоровья и развитие основных функциональных систем организма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fiziologicheskaya_gotovnost_k_shkole.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Физиологическая готовность

Фундаментом готовности ребенка к систематическому школьному обучению можно отнести физиологическую готовность т.е. состояние его здоровья и развитие основных функциональных систем организма.

II. В старшем дошкольном возрасте происходит бурное развитие и перестройка всех физиологических систем организма и нервной, и сердечно – сосудистой , и опорно – двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте, весе, изменяются пропорции тела. Тоже самое происходит в вегетативной нервной системе. Несомненно, систематическое школьное обучение требует от ребенка способности выдерживать большую физическую нагрузку, умения управлять своими движениями, телом. Из – за недостаточности физического развития многие дети отстают в учении. Важно, чтобы к моменту поступления в школу у ребенка были достаточно развиты ловкость, координация движения, гибкость, сила, выносливость – эти качества определяют необходимый уровень трудоспособности ученика.

        III. Ребенок должен:

  • Застегивать и расстегивать пуговицы.
  • Бегать, прыгать, кататься на велосипеде, лыжах, играть в мяч, прыгать через скакалку.
  • Хорошо манипулировать мелкими деталями

IV. Основные виды заболеваний и их влияние на учебный процесс

Заболевание

Проблемы в обучении

Нарушение осанки

Ошибки логопедического характера

Паховая грыжа

Неровный подчерк, поспешность в выполнении задания

Нарушение сердечной деятельности

Повышенная тревожность, быстрая утомляемость

Миндалины, аденоиды

Неровный подчерк, контрастное поведение

Бронхиальная астма

Неровный подчерк, быстрая утомляемость, проблемы с запоминанием

Миопия

Пропуск, перестановка и искажение букв, медленное чтение

V. Проверка здоровья ребенка перед школой

Итак, маленькому труженику предстоят горы работы. Учебные программы действительно насыщены, впереди — напряжённая умственная работа. Пропустит малыш пару недель по болезни — значит, потребуется много труда и сил, чтобы догнать ушедших вперёд одноклассников. Поэтому минимум за год до начала учёбы укрепляйте здоровье будущего ученика.

Согласно требованиям медиков, перед школой ребёнок должен пройти обязательное обследование, за год до школы необходимо показать ребёнка участковому педиатру — в большинстве случаев доктор наблюдает ребёнка в течение нескольких лет и хорошо знает, на что следует обратить внимание в первую очередь. Осмотрят будущего ученика и другие специалисты. Закаливание и гимнастика по-прежнему остаются в списке мероприятий, необходимых маленькому человеку.

1. Необходимо проверить слух ребёнка. Если обнаружится снижение, лечить его следует до поступления в школу. Может случиться так, что не удастся полностью восстановить слух малыша, тогда предупредите об этом классного руководителя — это очень важно, ведь первоклассник должен быть посажен на такое место, с которого ему будет достаточно хорошо слышно то, что говорит учитель.

2. Обязательно обратите внимание на состояние носоглотки. Всем известно, что такое аденоиды — разрастания лимфоид-ной ткани в носоглотке — они затрудняют носовое дыхание, вынуждают ребёнка постоянно держать рот открытым. Наличие аденоидных разрастаний может нарушать произношение ребёнка, ухудшать качество голоса, слуха. Если врач рекомендует удалить аденоиды, нужно обязательно сделать это до начала школьных занятий, это избавит и вас, и ребёнка от ненужных проблем. 

3. Распространённым заболеванием у детей является хронический тонзиллит — воспаление нёбных миндалин. Постарайтесь до начала школьных занятий уделить этому заболеванию серьезное внимание.

 У многих детей есть проблемы с желудочно-кишечным трактом из-за плохого качества воды и несоблюдения режима питания

4. Нельзя начинать учебу без посещения врача-ортопеда. Нарушения опорно-двигательного аппарата — искривление позвоночника, плоскостопие, неправильная осанка — встречаются сегодня едва ли не у каждого второго школьника. Поэтому, если ребенку назначено специальное лечение, гимнастика, родителям придётся внимательно следить за выполнением упражнений дома. Очень важно, чтобы мебель соответствовала росту ребенка. Иначе можно заработать нарушение осанки и сколиоз. Свет должен падать с левой стороны. Предпочтительно, чтобы дети делали уроки при дневном освещении. При выборе ранца обратите внимание, чтобы он имел ортопедическую вставку и не был тяжелым. Проверяйте, чтобы ваш ученик брал с собой только те учебники и принадлежности, которые понадобятся по расписанию уроков. В первой четверти первого класса сумка должна весить не больше полутора – двух килограммов.

5. Всеобщая компьютеризация провоцирует развитие близорукости. Дети слишком рано начинают сидеть перед монитором. Чуть ли не с двух лет играют в электронные игры.

VI. Самое элементарное – соблюдение режима.
После школы первокласснику желательно спать днем, так как с непривычки детский организм будет сильно уставать. Домашние задания - те самые, которых по закону в первом классе не должны задавать! - вечером перед сном готовить не следует. Ведь ребенок уже устал под конец дня. Лучше делать уроки в середине дня. Считается, что у мозговой активности в течение суток имеется два пика: 9-12 часов и 16-18 часов, когда и имеет смысл делать уроки.
Важно уложить ребенка спать не позже 9 часов вечера. Детям семи лет рекомендуется спать не менее 11 часов в сутки. Выспавшись, наш первоклассник успеет позавтракать, сделать зарядку и окончательно проснуться перед уроками.
Все рекомендации и назначения врачей должны быть восприняты очень серьёзно.

VII. Рекомендации родителям:

  • Побуждайте ребенка – школьника при выполнении домашней работы устраивать короткие перерывы – физкультминутки. Разучите с ним, если он не знает, несложные упражнения, подбери веселую, энергичную музыку.
  • Занимаясь с дошкольником, не требуйте от него, чтобы он неподвижно сидел во время ваших занятий, разрешите ему свободно двигаться, как он пожелает.
  • Ребенок должен регулярно заниматься спортом. Наиболее предпочтительной является физическая активность на свежем воздухе.
  • Занимаясь с ребенком – дошкольником старайтесь, чтобы ваши занятия носили как можно более практический , а не теоретический характер. Например, изучая математику , используйте настоящие предметы , сравнивайте их , пересчитывайте , взвешивайте с помощью весов. Проводите с ребенком физические и химические опыты. Наблюдайте за насекомыми , животными и птицами в естественных природных условиях. Пусть на ваших домашних занятиях выступает в роли активного исследователя и экспериментатора вместо того , чтобы пассивно заучивать полученную от вас информацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психологическая и физиологическая готовность ребенка к школьному обучению как педагогическая проблема»

Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье. Ее содержание определяется системой требований, которые школа пред...

Консультация для родителей на тему: «Физиологическая готовность ребёнка к школе»

Данная консультация будет интересна и полезна  родителям дошкольников, воспитателям, инструкторам по физической культуре....

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

Физиологическая готовность детей к школе

Консультация для родителей...

Физиологическая готовность ребенка к школе.

Осуществлять преемственность в физическом воспитании детей между ДОУ и семьей....

Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

Что нужно, чтобы дошкольник рос любознательным, умным, сообразительным? Необходимо как можно чаще прислушиваться  к ребёнку, стараться понять особенности его возраста, оценить его собственные, ин...