Нам не дано предугадать...
статья на тему

Гарибова Надежда Пантелеевна

Размышления на тему детско-родительских взаимоотношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nam_ne_dano_predugadat.docx21.84 КБ
Файл nam_ne_dano_predugadat.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

Нам не дано предугадать…

Много лет назад…

 Как часто теперь приходится начинать свой рассказ с этой фразы.

Мы шли с сыночком в «Детский мир»,  единственный в ту пору магазин детских товаров, за какой-то, вероятно, долгожданной покупкой. Предвкушая радость, он бежал впереди, далеко, однако, не отрываясь и не выпуская меня из виду: район был незнакомый, путь наш лежал через дворы, стройки, свалки, а сынок уже был большой, ему вовсю шел четвертый год и основные знания о мире у него к тому времени были сформированы.

Уже преодолев большую часть пути, мы оказались перед огромной лужей, раскинувшей свои грязные края на всю ширину дороги. «Обойдем с этой стороны, здесь суше» - сказала я и сынок, как и следовало ожидать, не оглядываясь и далеко разбрызгивая грязь, понесся в сторону, противоположную указанной. Он все еще был в кризисе 3 лет, он что-то мне доказывал, он самоутверждался и этим выводил меня из себя, а временами просто невыносимо утомлял. И я же должна была его как-то воспитывать. И я воспитывала. Как мне тогда казалось, правильно. Я не пошла следом за ним. Я сделала шаг в сторону, за угол какой- то постройки и оказалась вне поля его зрения. В абсолютно пустом дворе я еще несколько секунд слышала, как радостно звенит его голосок. Потом наступила тишина: обежал лужу, оглянулся и увидел, что меня нет, - поняла я. И в гулкой тишине двора прозвучало: - Ма-а-а-ма! Он крикнул всего один раз…

 Мне не хочется добавлять в повествование драматизма, утверждая, что крик был отчаянным и пронзительным, но боюсь, что так оно и было. По-другому быть не могло. Это был крик ребенка, совершенно неожиданно потерявшего маму и оставшегося в одиночестве в незнакомом месте, в чужом дворе, на краю огромной грязной лужи.

Я появилась, сказала несколько слов о том, что надо слушаться маму, и мы продолжили наш путь. Наверное, мы купили то, что планировали и сынок был вполне счастлив. Подробности теперь забылись, он не помнит и сам этот эпизод с лужей. И я тоже думала, что забыла. Но вот вспомнилось. Совершенно случайно и совсем недавно, почти двадцать пять лет спустя.

 Мы опять были вдвоем. Он жизнерадостно поедал обед, приготовленный мной за семь минут (телефонный звонок: - привет, ма. Ты дома? Я через семь минут заеду на полчасика), а я сидела рядом и, подперев рукой щеку, как когда-то делала моя мама, разглядывала родное лицо. На подбородке увидела тоненькую ниточку, еле заметный шрамик -  в два года ударился о край стола.

 - Это ж надо, - удивилась я. Сколько лет бреешься, а след от ранки все еще виден. Вот что значит, нежная детская кожа!

– Ага, - отреагировал сын в своей всегдашней манере. Я шрамоносец с детства!

Тут мне и вспомнилась почему-то эта история с лужей. Хотя, если задуматься, ничего удивительного здесь нет, элементарная аналогия: следы из детства, видимые и невидимые глазу.

Говорят, детские обиды забываются раньше, чем высыхают слезы на глазах ребенка. Наверное, это правда. Но правда не вся. Если крохотный след от раны, полученной в детстве, сохраняется на коже человека всю жизнь, то, наверное, должны оставаться и другие следы, следы от обид. Там, где-то глубоко под кожей, где находится нежная и ранимая субстанция под общим названием «душа»?

Умные книжки, которые меня обязывает читать моя профессия, пояснили. «Детский возраст характеризуется повышенной ранимостью к средовым влияниям и даже незначительные на первый взгляд  факторы, способны оказывать психотравмирующее влияние на ребенка». Это как раз о том, что под кожей, о детских шрамиках, которые невозможно увидеть глазами. Такая вот непроизвольная получилась ассоциация.

Одномоментного в этой жизни ничего нет, все имеет свое продолжение. Эта история продолжается для меня теперь часто и в  разных вариантах. Вот лишь некоторые.

Долгая беседа с мамой пятилетней девочки окончена. Одеваются. Умная, все правильно понимающая мамочка, надевает на девочку шапку и с грустью говорит:

 - Ты в этой шапке, Алинка, похожа на чучело. Надо купить тебе новую. И уходят. Красивая мама с внешностью фотомодели и девочка, знающая о себе, что она похожа на чучело.

Все время, пока шла беседа,  девочка в соседней комнате неутомимо и вдохновенно рисовала. Себя. В красивом длинном платье, с короной на голове, среди ярких цветов, рядом с высоким замком, в котором она - принцесса живет вместе с мамой-королевой. Реальность уточнила, кто есть кто; и, что самое печальное, сделала это устами мамы – самого значимого  и авторитетного в этот период развития ребенка, человека.

Папа, сдерживая раздражение, говорит педагогу: - Да что Вы мне рассказываете? Кто дерется? Он? Да он же лопух! Он толкнуть, не то, что ударить, не умеет!

«Лопух» стоит рядом, снизу вверх смотрит на большого и сильного папу, крепко сжимает в руке игрушку. Игрушка называется «человек – паук», супергерой, олицетворение нечеловеческой силы и смелости, страстно желаемый образец для подражания. Но между ним, «лопухом», не умеющим «дать сдачи» и этим идеалом силы и смелости – пропасть, бездна, которую шестилетний человек временами пытается всё же преодолеть, впадая в пугающую педагогов неистовую ярость: бьет детей всем, что попадается под руку, швыряет игрушки на пол, кричит и, мокрый от слез, потом еще долго не может успокоиться.

Примеры можно множить и множить, умножая печаль.  А умные книжки поясняют. «Стихийно и неосознанно ребенок накапливает собственный опыт жизни, который составляет внутренний мир человека, является источником переживаний и важной составляющей психического своеобразия человека». И еще. «Взрослый организует опыт жизни ребенка и помогает ему осознать себя и свои возможности».  В описанных выше случаях тоже, - добавлю я. И это тот вариант детско–родительских взаимоотношений, когда родители любят ребенка и стараются в меру своих сил помочь ему. Что уж говорить о других, полярных, вариантах?

Мы все имеем право на ошибку, а постигая одну из самых трудных наук на земле – науку родительства - тем более. Тем более что мы искренни в своем стремлении быть хорошими родителями, и мы очень стараемся. Мы стараемся и, в конце концов,  начинаем понимать скрытое от глаз, заранее просчитывать влияние наших слов и поступков; мы делаемся осторожными, бережными, предусмотрительными. И когда однажды возникает понимание того, что ты уже всем овладел, стал искушенным родителем и знаешь теперь как надо и как нельзя, оказывается, что дети уже выросли. Дети выросли, воспитательные воздействия по отношению к ним стали неуместны, сами знания бесполезны, а часто даже вредны, поскольку провоцируют постоянное желание вмешиваться, давать непрошеные советы,  поучать, наставлять. Кого? Опять же их – выросших теперь детей и так уже в свое время пострадавших от не очень умных (мы ведь были молодыми родителями) и не всегда деликатных педагогических воздействий. В этой ситуации рано или поздно приходит осознание себя как лавки, набитой ценным, но никому не нужным товаром.

 - Закон диалектики, - сказал бы мой отец. Бессмертная проблемы «Отцы и дети».

Но вселенская справедливость существует и здесь. Время меняет местами героев этой вечной драмы. И вот уже дети моих детей разбивают в кровь коленки, и на них остаются маленькие шрамики, которые (теперь я это точно знаю) будут видны всегда, всю их долгую и счастливую жизнь.

О чем - то они напомнят моим детям через много лет?

Н.П.Гарибова

психолог детского сада «Садко»

mamik86@yandex.ru  



Предварительный просмотр:

Нам не дано предугадать…

Много лет назад…

 Как часто теперь приходится начинать свой рассказ с этой фразы.

Мы шли с сыночком в «Детский мир»,  единственный в ту пору магазин детских товаров, за какой-то, вероятно, долгожданной покупкой. Предвкушая радость, он бежал впереди, далеко, однако, не отрываясь и не выпуская меня из виду: район был незнакомый, путь наш лежал через дворы, стройки, свалки, а сынок уже был большой, ему вовсю шел четвертый год и основные знания о мире у него к тому времени были сформированы.

Уже преодолев большую часть пути, мы оказались перед огромной лужей, раскинувшей свои грязные края на всю ширину дороги. «Обойдем с этой стороны, здесь суше» - сказала я и сынок, как и следовало ожидать, не оглядываясь и далеко разбрызгивая грязь, понесся в сторону, противоположную указанной. Он все еще был в кризисе 3 лет, он что-то мне доказывал, он самоутверждался и этим выводил меня из себя, а временами просто невыносимо утомлял. И я же должна была его как-то воспитывать. И я воспитывала. Как мне тогда казалось, правильно. Я не пошла следом за ним. Я сделала шаг в сторону, за угол какой- то постройки и оказалась вне поля его зрения. В абсолютно пустом дворе я еще несколько секунд слышала, как радостно звенит его голосок. Потом наступила тишина: обежал лужу, оглянулся и увидел, что меня нет, - поняла я. И в гулкой тишине двора прозвучало: - Ма-а-а-ма! Он крикнул всего один раз…

 Мне не хочется добавлять в повествование драматизма, утверждая, что крик был отчаянным и пронзительным, но боюсь, что так оно и было. По-другому быть не могло. Это был крик ребенка, совершенно неожиданно потерявшего маму и оставшегося в одиночестве в незнакомом месте, в чужом дворе, на краю огромной грязной лужи.

Я появилась, сказала несколько слов о том, что надо слушаться маму, и мы продолжили наш путь. Наверное, мы купили то, что планировали и сынок был вполне счастлив. Подробности теперь забылись, он не помнит и сам этот эпизод с лужей. И я тоже думала, что забыла. Но вот вспомнилось. Совершенно случайно и совсем недавно, почти двадцать пять лет спустя.

 Мы опять были вдвоем. Он жизнерадостно поедал обед, приготовленный мной за семь минут (телефонный звонок: - привет, ма. Ты дома? Я через семь минут заеду на полчасика), а я сидела рядом и, подперев рукой щеку, как когда-то делала моя мама, разглядывала родное лицо. На подбородке увидела тоненькую ниточку, еле заметный шрамик -  в два года ударился о край стола.

 - Это ж надо, - удивилась я. Сколько лет бреешься, а след от ранки все еще виден. Вот что значит, нежная детская кожа!

– Ага, - отреагировал сын в своей всегдашней манере. Я шрамоносец с детства!

Тут мне и вспомнилась почему-то эта история с лужей. Хотя, если задуматься, ничего удивительного здесь нет, элементарная аналогия: следы из детства, видимые и невидимые глазу.

Говорят, детские обиды забываются раньше, чем высыхают слезы на глазах ребенка. Наверное, это правда. Но правда не вся. Если крохотный след от раны, полученной в детстве, сохраняется на коже человека всю жизнь, то, наверное, должны оставаться и другие следы, следы от обид. Там, где-то глубоко под кожей, где находится нежная и ранимая субстанция под общим названием «душа»?

Умные книжки, которые меня обязывает читать моя профессия, пояснили. «Детский возраст характеризуется повышенной ранимостью к средовым влияниям и даже незначительные на первый взгляд  факторы, способны оказывать психотравмирующее влияние на ребенка». Это как раз о том, что под кожей, о детских шрамиках, которые невозможно увидеть глазами. Такая вот непроизвольная получилась ассоциация.

Одномоментного в этой жизни ничего нет, все имеет свое продолжение. Эта история продолжается для меня теперь часто и в  разных вариантах. Вот лишь некоторые.

Долгая беседа с мамой пятилетней девочки окончена. Одеваются. Умная, все правильно понимающая мамочка, надевает на девочку шапку и с грустью говорит:

 - Ты в этой шапке, Алинка, похожа на чучело. Надо купить тебе новую. И уходят. Красивая мама с внешностью фотомодели и девочка, знающая о себе, что она похожа на чучело.

Все время, пока шла беседа,  девочка в соседней комнате неутомимо и вдохновенно рисовала. Себя. В красивом длинном платье, с короной на голове, среди ярких цветов, рядом с высоким замком, в котором она - принцесса живет вместе с мамой-королевой. Реальность уточнила, кто есть кто; и, что самое печальное, сделала это устами мамы – самого значимого  и авторитетного в этот период развития ребенка, человека.

Папа, сдерживая раздражение, говорит педагогу: - Да что Вы мне рассказываете? Кто дерется? Он? Да он же лопух! Он толкнуть, не то, что ударить, не умеет!

«Лопух» стоит рядом, снизу вверх смотрит на большого и сильного папу, крепко сжимает в руке игрушку. Игрушка называется «человек – паук», супергерой, олицетворение нечеловеческой силы и смелости, страстно желаемый образец для подражания. Но между ним, «лопухом», не умеющим «дать сдачи» и этим идеалом силы и смелости – пропасть, бездна, которую шестилетний человек временами пытается всё же преодолеть, впадая в пугающую педагогов неистовую ярость: бьет детей всем, что попадается под руку, швыряет игрушки на пол, кричит и, мокрый от слез, потом еще долго не может успокоиться.

Примеры можно множить и множить, умножая печаль.  А умные книжки поясняют. «Стихийно и неосознанно ребенок накапливает собственный опыт жизни, который составляет внутренний мир человека, является источником переживаний и важной составляющей психического своеобразия человека». И еще. «Взрослый организует опыт жизни ребенка и помогает ему осознать себя и свои возможности».  В описанных выше случаях тоже, - добавлю я. И это тот вариант детско–родительских взаимоотношений, когда родители любят ребенка и стараются в меру своих сил помочь ему. Что уж говорить о других, полярных, вариантах?

Мы все имеем право на ошибку, а постигая одну из самых трудных наук на земле – науку родительства - тем более. Тем более что мы искренни в своем стремлении быть хорошими родителями, и мы очень стараемся. Мы стараемся и, в конце концов,  начинаем понимать скрытое от глаз, заранее просчитывать влияние наших слов и поступков; мы делаемся осторожными, бережными, предусмотрительными. И когда однажды возникает понимание того, что ты уже всем овладел, стал искушенным родителем и знаешь теперь как надо и как нельзя, оказывается, что дети уже выросли. Дети выросли, воспитательные воздействия по отношению к ним стали неуместны, сами знания бесполезны, а часто даже вредны, поскольку провоцируют постоянное желание вмешиваться, давать непрошеные советы,  поучать, наставлять. Кого? Опять же их – выросших теперь детей и так уже в свое время пострадавших от не очень умных (мы ведь были молодыми родителями) и не всегда деликатных педагогических воздействий. В этой ситуации рано или поздно приходит осознание себя как лавки, набитой ценным, но никому не нужным товаром.

 - Закон диалектики, - сказал бы мой отец. Бессмертная проблемы «Отцы и дети».

Но вселенская справедливость существует и здесь. Время меняет местами героев этой вечной драмы. И вот уже дети моих детей разбивают в кровь коленки, и на них остаются маленькие шрамики, которые (теперь я это точно знаю) будут видны всегда, всю их долгую и счастливую жизнь.

О чем - то они напомнят моим детям через много лет?

Н.П.Гарибова

психолог детского сада «Садко»

mamik86@yandex.ru  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

образовательный проект по работе с родителями "Нам не дано предугадать как наше слово отзовётся"

В данном проекте рассматриваются пути и формы работы с родителями в рамках проектной деятельности детского сада с родителями по социально - личностному направлению. Цель нашей работы внедрять разнообр...

Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется...

От частого употребления многие слова утратили яркость и насыщенность. Но так было не всегда, и на заре развития человечества слову придавалось магическое значение. Знания передавались в соответствии с...

Эссе "Нам не дано предугадать как наше слово отзовётся..." Ф.И.Тютчев

Философское размышление на тему воспитания детей....

Консультация для родителей на тему: «Профилактика гриппа у детей». Как будет протекать болезнь у ребенка, предугадать никогда нельзя. Поэтому лучше принять меры профилактики гриппа у детей, чтобы постараться и вовсе обезопасить его от заражения.

Как будет протекать болезнь у ребенка, предугадать никогда нельзя. Поэтому лучше принять меры профилактики гриппа у детей, чтобы постараться и вовсе обезопасить его от заражения.Наблюдать, как твой ре...

Публикация персональных данных, в том числе фотографий, производится в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2016 г. №152 - ФЗ "О персональных данных"

Публикация персональных данных, в том числе фотографий, производится в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2016 г. №152 - ФЗ "О персональных данных"...

Добрый день! В данной публикации воспитатель рассуждает с детьми на тему "Мебель , посуда", используя наглядные пособия и творческий подход в усвоении данной темы.

Тема недели в ноябре: «Мебель, посуда»Виктория КирюшкинаТема недели в ноябре: «Мебель, посуда»Добрый день, дорогие дети!Посмотрите, что нарисовано на этих картинках (стол, стул...

Конспект интегрированной НОД, посвящённой Дню Победы. Данная разработка может быть полезной для педагогов дошкольного образования. Данный материал предназначен для детей подготовительной к школе группы.

Предлагаю Вашему вниманию конспект  интегрированной НОД, посвящённой Дню Победы. Данная разработка может быть полезной для педагогов дошкольного образования. Данный материал предназначен для дете...