РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ: "РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ. ЛИТЕРАТУРНЫЙ КВН".
методическая разработка на тему

ОБЪЕДИНЕНИЕ УСИЛИЙ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРИНЕСУТ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.  ВЕДЬ  УРОВЕНЬ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ  ВЗРОСЛЫХ, ИХ УМЕНИЕ ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ РЕЧЕВЫЕ ФОРМЫ И КАТЕГОРИИ ОКАЗЫВАЮТ БОЛЬШОЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ГРАММАТИЧЕСКИ ПАВИЛЬНОЙ  РЕЧИ. СВОЕВРЕМЕННО ИСПРАВЛЯЯ РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ, РОДИТЕЛИ ОКАЗЫВАЮТ БОЛЬШУЮ ПОМОЩЬ  СВОЕМУ РЕБЕНКУ.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ ВЕДЕТСЯ ПО СЛЕДУЮЩИМ НАПРАВЛЕНИЯМ: 

* ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ;

* ОБОГАЩЕНИЕ АКТИВНОГО И ПАССИНОГО СЛОВАРЯ;

* ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ;

* РАЗВИТИЕ  СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ ПО ЭТИМ НАПРАВЛЕНИЯМ УСКОРИТ ПОЛНОЦЕННОЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА. 

ЦЕЛЬЮ ПРОВЕДЕНИЯ ПОДОБНОГО  РОДА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ  ПОВЫШАЕТ ОБЩИЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ РОДИТЕЛЕЙ ПО  ДАННОЙ ТЕМЕ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл квн449.78 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с родителями.

Речевое развитие детей. Литературный КВН.

Предварительная работа:

  • Оформить группу русскими народными пословицами о языке.
  • Памятки на каждого родителя «Как читать детям».
  • Приготовить материал для проведения литературного КВНа,        призы для награждения.
  • Оформить выставку литературы по развитию речи детей.
  • Провести анкетирование родителей на тему «О развитии речи вашего ребенка», которое поможет определить уровень знаний родителей по теме собрания, правильно организовать дискуссию.

Обработка результатов анкетирования.

Анализ результатов поможет воспитателям определить:

  1. Общий уровень знаний родителей по развитию речи ребенка, чтобы правильно организовать дискуссию.
  2. Какой процент родительского коллектива группы готов к сотрудничеству с педагогами по развитию речи ребенка.
  3. Потребность родителей в консультативной помощи, чтобы запланировать встречи со специалистами.

Выступление педагога. 

Развитие речи ребенка в детском саду ведется по следующим направлениям.

  • воспитание звуковой культуры речи;
  • обогащение активного и пассивного словаря;
  • формирование грамматического строя речи;
  • развитие связной речи.

Совместная работа с семьей по этим направлениям ускорит полноценное речевое развитие ребенка.

                              Речевые игры-помощницы.

Педагог предлагает родителям варианты речевых игр. Объясняет, что такие игры помогают стимулировать развитие речи ребенка, обогащают его словарь.

                                      Игра «Кто самый упрямый»

Воспитатель предлагает поиграть с ребенком в упрямого мальчика или упрямую девочку. Такая игра поможет активизировать употребление антонимов в речи ребенка и сделает дорогу в детский сад гораздо интереснее. Ребенок вместе со взрослым рассказывает стихотворение, называя противоположные по значению слова.                                         

                                       «Прощальная игра»

                                      Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь...  (низко).

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь…  (близко).

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты...  (храбрец).

Теперь «начало» я скажу,

Ответишь ты...  (конец).

Д. Чиарди

                                               «Скажи наоборот»

Цель: учить детей подбирать антонимы к словам - действиям, активизировать глагольный словарь.

Игра проводится после предыдущих упражнений, наблюдений за действиями людей, работа по обогащению и уточнению глагольного словаря.

Воспитатель называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, придумывает слово, противоположное по значению, говорит это слово и бросает мяч обратно педагогу.

Одеть - (раздеть),

Поднять - (опустить),

Бросить - (поймать),

Спрятать - (найти),

Положить - (убрать),

Дать - (взять)

Купить - (продать),

Налить - (вылить).

                Далее можно продолжать играть, называя противоположные по значению:

  • прилагательные: мокрый — сухой, добрый — злой, тупой — острый, светлый — темный, горячий — холодный, послушный — озорной, сильный — слабый, кривой — прямой
  • существительные: день — ночь, добро — зло, мальчик — девочка, богатство — бедность, жадность — щедрость;

                                                     «Сравни и назови»

Цель: учить по размеру, цвету, величине, использовать при сравнении слова с противоположным значением.

Этим упражнениям предшествует всестороннее обследование предметов, о которых будет говориться, выделение их качеств, свойств, действий.

Сравни! По вкусу: горчицу и мед.

По цвету: снег и сажу

По высоте: дерево и цветок.

По толщине: канат и нитку.

По ширине: дорогу и тропинку.

По возрасту: юношу и старика.

По весу: гирю и пушинку.

По размеру: дом и шалаш.

Закончи предложения и назови слова – «неприятели».

                         Слон большой, а комар...

                          Камень тяжелый, а пушинка...

                          Золушка добрая, а мачеха...

                          Зимой погода холодная, а летом...

                          Сахар сладкий, а горчица...

                          Дерево высокое, а куст...

                          Дедушка старый, а внук...

                          Суп горячий, а компот...

 

                          «Назови, какой?,  какая?,  какое?»

(Родители бросают друг другу мяч, называя слово - существительное, а другой, производное от него  - прилагательное)

Хлеб из ржи – ржаной.

Хлеб из пшеницы – пшеничный.

Каша из пшена – пшенная.

Каша из овса – овсяная.

Каша из ячменя – ячневая.

Каша из кукурузы – кукурузная.

Каша из гречихи – гречневая.

Поле с рожью – ржаное.

Поле с пшеницей – пшеничное.

Поле с овсом – овсяное.

Поле с ячменем – ячменное.

                          Литературный КВН.

В группу приглашаются дети старшей подгруппы. Родители и дети делятся на две команды. Воспитатель предлагает командам придумать названия, объявляет состав жюри.

В состязаниях принимают участие две команды: «Книголюбы» и «Эрудиы».

      Конкурс №1. Литературный.

Командам предлагается поочередно называть фамилии известных русских поэтов и писателей. Побеждает команда, назвавшая больше фамилий.

        Конкурс №2. «Книголюбы»

                                       

Команды получают по конверту, в которых листки с фамилиями детских писателей. Участники должны вспомнить известные произведения этого писателя.

         Конкурс №3. «Поэтический».

Команды получают по картинке - пейзажу с изображением определенного времени года. Участники должны вспомнить стихи об этом времени года и прочитать их. Оценивается выразительность чтения.

Конкурс №4. «Драматический».

Команды получают атрибуты героев известных сказок (красную шапочку, корзину, маску волка, золотой ключик, азбуку и т. д). Участникам предлагается разыграть диалоги сказочных героев. Жюри оценивает артистичность, выразительность исполнения.

                           

 Конкурс №5. «Загадка - догадка».

Ведущий демонстрирует командам картинки с буквальным изображением текста фразеологического оборота, игроки должны догадаться, назвать этот оборот и объяснить его значение.

  • Мальчик сидит в большой калоше. (Сесть в калошу - попасть в нелепую ситуацию.)
  • Папа ведет сына не за руку, а за нос. (Водить за нос - тянуть время, обманывать.)
  • На лице девочки большие губы. (Надуть губы - сильно обидеться.)
  • На голове у человека снежный сугроб. (Как снег на голову - неожиданно.)
  • Несколько ворон держат в клювах цифры по порядку. (Считать ворон - тратить время зря.) - 
  • Мальчик руками растягивает резиновый шпагат. (Тянуть резину - терять время.)

Конкурс №6. «Конкурс капитанов».

Капитаны команд получают конверты с заданием изобразить на листе ватмана значения многозначных слов. Например, язык - у колокола, человека, обуви, пламени. Кисть - винограда, руки, художественная кисть, кисть шали и др.

Конкурс №7. «Ребусы».

Командам предлагаются конверты, в которых лежат картинки с ребусами. Необходимо их прочитать:

40 А (сорока)

100 Л (стол)

ПО 2 Л (подвал)

3 БУНА (трибуна)

Картинка: 3 кота + Ж (трикотаж)

Картинка: лес + НИК (лесник)

Картинка: рука + ВА (рукава)

Картинка: рыба + К (рыба)

                           

Конкурс №8. «Расскажем друг о друге».

В конкурсе участвуют дети и мамы. Сначала дети по очереди отвечают на вопрос: «Какая твоя мама?», называя одно качество: красивая, добрая, ласковая, нежная, трудолюбивая, внимательная, модная, веселая и т. д.

Затем мамы дают характеристики своим детям: мой ребенок - умный, веселый, озорной, послушный, красивый, добрый и т. д. Побеждает команда, назвавшая большее количество качеств.

Жюри подводит итоги литературного КВНа, вручает награды победителям в конкурсах и медали за победу.

                 

6. Подведение итогов собрания, обмен мнениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет в условиях семьи....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развити...

Консультация для родителей «Речевое развитие детей 2–3 лет. Речевые игры с детьми»

Данна консультация направлена на просвещение родителей в вопросах норм речевого развития детей 2-3 лет. А также предлагаются речевые игры для дальнейшего развития...

«Интерактивные формы работы с родителями» (речевое развитие, театрализованная деятельность).

laquo;Интерактивные формы работы с родителями» (речевое развитие, театрализованная деятельность).Постановка проблемы: Ребенок находится большее время в ДОУ вместе со сверстниками и воспитателем...

Консультация для родителей «Речевое развитие детей 2–3 лет. Речевые игры с детьми»

Речь детей раннего возраста постоянно улучшается, ребенок каждый день учит новые слова, и как губка впитывает в себя их. Многие мамы двухлетних детей не понимают, что каждый ребенок индивидуален...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....

Консультация для родителей "Речевое развитие детей 2-3 лет. Речевые игры с детьми"

Консультация для родителей  "Речевое развитие детей 2-3 лет. Речевые игры с детьми"....