РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ – ВИКТОРИНА. ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
материал (средняя группа) на тему

Киреева Наталья Сергеевна

«Роль русских народных сказок в воспитании ребенка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod._sobranie_sr.gr_.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ  СОБРАНИЕ – ВИКТОРИНА.

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

«Роль русских народных сказок в воспитании ребенка»

ЦЕЛЬ: 1. Обратить внимание родителей на роль книги в воспитании детей.

            2. Представить спектр возможностей использования книги в развитии познавательных способностей ребенка.

УЧАСТНИКИ: Родители средней группы, воспитатели это группы.

                 ЭТАПЫ  РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ:

  1. Информационная часть.

* Сообщение: «Народная сказка и ее значение для развития ребенка».

                                                                               

   * Сообщение: « Методы работы со сказкой».

  1. Практическая часть.

  1. Викторина «Русские народные сказки».

       -  1 конкурс «Подумаем над сказкой»

               -  2  конкурс «Сказочный кроссворд».

               -  3 конкурс. «Кто знает больше сказок?»

              -  4 конкурс  «Дополни имя».

              -  5 конкурс. «Расскажи сказку»

  1. Заключительная часть

     

МИНИ-СООБЩЕНИЕ: 

«Народная сказка и ее значение в развитии ребенка».

        Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которую ребенок слышит с раннего детства. Сказка создана в давние времена и  живет до сих пор, увлекая детей и содержанием, и художественной формой. Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрыми воспитателями ребенка. Сказка всегда поучительна. Миллионы людей первые основы нравственного воспитания получили на ярких примерах народной сказки.

Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера. Она помогает им в первые годы жизни разобраться в таких сложных вопросах, как взаимоотношения людей, помогает оценить их поступки, вызывает либо сочувствие, либо осуждение. Ребенок, характеризуя героев сказок, чаще всего высказывает правильное суждение об их поступках. Эмоциональное отношение к героям сказок у детей имеет конкретный действенный характер. Ребенок, прежде всего активный соучастник изображаемых событий. Мысленно он переживает их вместе с героями. Поддержание и развитие детской впечатлительности, эмоциональности важная задача и для родителей, и для воспитателей. Для того, чтобы сказка зажила в детской душе, сам ребенок должен на время стать ее активным соавтором. Образ не может оставаться таким, каким он был «в книжке». Ему предстоит пуститься в волшебное путешествие, наполненное чудесными превращениями. Образ одной сказки, в детском воображении, внезапно может перейти в другую, а оттуда на детский рисунок или воплотиться в танцевальном движении, или может возникнуть  новый сюжет, придуманный самим ребенком.

Содержание сказок для детей разнообразно. В русском фольклоре имеется большое количество волшебных сказок, бытовых, сказок о животных. Особенностью содержания русской народной сказки является ее оптимизм – в сказке почти всегда добро побеждает, а зло наказывается. В народной сказке все подчиняется законам человеческого бытия, тем идеалам, которые прошли проверку многих поколений людей. И детям легко принять эти идеалы, легко согласиться с неизменной, сказочной закономерностью. Сказки по сути своей оптимистичны. Сколько бы препятствий и трудностей не приходилось преодолеть народному герою, сколько бы кощеев бессмертных и разбойников ни становилось на его пути – всегда он побеждает и сказка кончается «пиром на весь мир».

У нас, взрослых, есть возможность яркими и простыми образами сказки донести до сознания детей те сложные, но самые главные принципы нравственности и морали, по которым живут люди.  Поэтому, общий тон сказки жизнерадостный, бодрый. Сказка рисует образы, характеры действующих лиц. Если в сказке рассказывается про лису, то для ее изображения используют лукавые слова и интонации, свой обман она  стремится скрыть под серьезной интонацией. Волка и медведя изображают глупыми. Деда с бабкой -  добрыми, приветливыми. В волшебных сказках о красивых героях говорят с радостью, восторженно, о глупых - с усмешкой, с шуткой, о злых - с грубостью.  Народная сказка  использует диалог. Многие сказки построены почти полностью на диалоге, который рисует характер действующих лиц, их поступки, действия. Например: «Лиса и журавль», «Теремок», «Петушок и бобовое зернышко».  Изложение повествования во многих сказках ритмично. Ритм чувствуется как в композиции, так и в языке. Прием троекратного, а иногда и многократного повторения уже придает ритмичность развитию действия в таких сказках, как «Репка»,  «Курочка – Ряба», «Колобок».

           Сказка дает своим героям меткие прозвища, которые так нравятся детям: лисичка – сестричка, мышка – норушка, лягушка – квакушка. Звуковая форма этих определений продиктована зрительными и слуховыми впечатлениями, наблюдениями за жизнью животных. Слова – прозвища часто подкрепляются звукоподражаниями.

          Вам, родителям следует помнить, что художественно рассказанная сказка является праздником для ребенка и запомнится на долгие годы. Любовь  к сказкам и счастливая способность верить им остается с детьми по сути дела навсегда. Проникая через сказку, в толщу пластов духовной культуры, ребенок обретает такой творческий потенциал, которому нам остается только позавидовать хорошей завистью.

СООБЩЕНИЕ: «МЕТОДЫ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ»

Знакомство ребенка со сказкой начинается с выразительного чтения ее       взрослым.  Характер и содержание последующей работы обуславливаются самой сказкой, возрастом детей, уровнем их развития. Педагог избирает какой – то один метод или прибегает к сочетанию разных методов в зависимости от задач, которые он перед собой ставит.

         

1. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

  1. Воспитатель, родители могут совместно с детьми рассмотреть, какими средствами сказочник добивается соответствующего впечатления. (картины природы, описания героев, их поступков, юмористические пассажи, драматические повороты сюжета). Пересказ детьми прочитанного, отдельных эпизодов внесет необходимые акценты в суть переживаемого.
  2. Словесное рисование детьми по  прочтении текста характера героев, обстановки ,  "интерьера" сказки.
  3. Рисование детьми иллюстраций к прочитанному тексту. Лепка сказочных героев. Изготовление карнавальных костюмов, волшебных атрибутов (метла, связка ключей, шляпа и т.д.)
  4. Подбор наиболее подходящей музыки к сказке. С учетом  места действия (пруд, лес, старинный замок) и характера действия.

  1. СРАВНЕНИЕ

  1. Игра в сравнения (кто на кого похож? Что на что похоже? )
  2. Сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же тексту.
  3. Сравнение прочитанного с целью актуализации читательского опыта ( что общего между этими сказками? Что общего между героями сказок ? )

3.УЗНАВАНИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

  1. Узнавание автора сказки по стилю. Дети смогут определить авторство после прочтения педагогом несколько юмористических отрывков одного автора.
  2. Узнавание детьми иллюстраций к ранее прочитанному, или узнавание места в книге, к которому относится показанная иллюстрация
  3. Драматизация. Разыгрывание сценок  из сказки, возможно в форме викторины. Зрители могут отгадывать, какой это герой, из какой сказки.
  4. Литературный театр. Синтетическая и свободная форма, включающая драматизацию, выразительное чтение, демонстрацию рисунков и поделок, прослушивание музыкальных произведений (фрагментов), выставку книг.

       

  1. ЭКСПЕРИМЕНТ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ

  1. Рассказывание от имени одного из героев сказки. Традиционный пересказ прочитанного модифицируется  в данном случае, благодаря возможности как бы проигрывать разные роли. Ребенок учитывает в своем пересказе речевые особенности героя, его характер, отношения с другими персонажами.
  2. Герои среди нас. Персонажи сказок переносятся в современную обстановку и реагируют на все происходящее в соответствии со своими характерами. Задание , помимо фантазии, развивает чувство юмора, актуализирует читательский опыт.
  3. Домысливание судьбы героя.  Это задание предполагает развитие идеи сказки, домысливание дальнейшей деятельности героя. Если предыдущее задание имеет юмористический, даже пародийный , характер, то здесь все расчитано на детскую фантазию, "вживание" в образ.

4.  ОЦЕНКА И СУЖДЕНИЕ

  1. Мой любимый герой.  – Даже самые маленькие в состоянии , вспомнив прослушанное, аргументировано доказать достоинства своего героя и убедить слушателей.
  1. Любимая сказка. Умение выделить любимую сказку из массы прочитанных или прослушанных.
  2. Тематические беседы о прочитанном. ( О каких событиях идет речь в сказке? Встречались ли подобные события в других сказках? Где происходит действие? и т.д.)
  3. Беседа о жанре. ( Какие сказки ты еще знаешь? Какие сказки ты больше любишь?:- о  современности или о прошлом? и т.д.)
  4. Беседа об авторе. Воспитатель в доступной для детей форме рассказывает о русских сказочниках . –( К.Паустовский, А.Платонов, В.Бианки, Р.Погодин, Э. Успенский и т.д.)
  5. Самая смешная сказка. Самый смешной эпизод. Такую же беседу можно провести о самой страшной, самой печальной сказке.

Воспитатель может организовывать различные игры, викторины, "часы сказок", оформить комнату или уголок сказок.

ВИКТОРИНА: «Русские народные сказки»

1 КОНКУРС «Подумаем над сказкой»

Даны 3 сказки: «Колобок», «Репка», «Петушок – золотой гребешок». Надо подумать и сказать: сколько героев в сказке, какие слова в ней чаще всего повторяются, какова мораль  или вывод из сказки.

«Колобок» - 7 героев (дедушка, бабушка, колобок, заяц, волк, лиса).

Слова: «Я колобок, колобок, по амбару метен, по сусекам скребен, на сметане мешен, в печку сажен, на окошке стужен».

Мораль: не надо забывать об осторожности с хитрецами, тем более, если ты на сметане. (простота хуже воровства).

«Репка» - 7 героев (репка, дедка, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка).

Слова: «Бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут – вытянуть не могут»

Мораль: «Дружно не грузно, а врозь – хоть брось» и др.

«Петушок – золотой гребешок» - 4 героя (петушок, дрозд, кот, лиса).

Слова: «Петушок, петушок, золотой гребешок, маслена головушка, шелкова бородушка. Выгляни в окошко, дам тебе горошка».

Мораль: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

2. КОНКУРС «Сказочный кроссворд».

Участникам выдаются таблички кроссворда. Сверху вниз зашифрованы слова, заглавные буквы уже написаны.

1 вариант:

С – имя девицы из сказки «О молодильных яблоках и живой воде» (Синеглазка)

К – его пытались съесть пятеро, а удалось шестому.(колобок).

А – сестра Иванушки. (Аленушка).

З – пресмыкающееся с тремя и более головами. (змей).

К – сказочный герой, смерть которого в яйце.(Кощей).

И – мужское имя в сказках. (Иван).

2 вариант.

 С – предмет, благодаря которому царевич нашел себе жену. (стрела).

К – в чем нес медведь девочку вместе с пирожками? (короб).

А – имя героя, нашедшего «то, не знаю что» (Андрей).

З -  этим подавился петушок. (зернышко)

К – посуда, из которой журавль кормил лису. (кувшин)

И – на ее кончике смерть одного из героев сказки. (игла).

3 вариант.

Р – этим предметом Иван пытался разбудить братьев. (рукавица)

У – эта птица превращалась иногда в кривенькую девочку.(уточка).

С – на какой реке бился Иван с Чудом –Юдом? (Смородина)

С – кличка сказочного коня. (Сивка).

К – домашнее животное большинства сказок. (кот).

И – жилище Бабы Яги. (избушка)

Е – имя героя. (Емеля).

3 КОНКУРС. «Кто знает больше сказок»

Участникам предлагают написать на листах бумаги названия сказок.

О детях. О животных. О птицах.

4 КОНКУРС. «Дополни имя».

У сказочных героев и предметов есть двойные имена и названия. На листе бумаги написано первое название, а вам надо написать второе.

Кощей – бессмертный

Елена – прекрасная

Василиса – премудрая

Сестрица – Аленушка

Мальчик – с пальчик

Финист – ясный сокол

Иван – царевич

Братец – Иванушка

Змей – горыныч

Никита – кожемяка

Крошечка – Хаврошечка

5 КОНКУРС. «Расскажи сказку»

Участникам раздаются мнемотаблицы со сказками. Нужно вспомнить сказку и рассказать ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ проведения познавательно-эстетической викторины в подготовительной группе

Конспект викторины по закреплению знаний детей о родном городе. Это презентация долгосрочного проекта "Свой край родной люби и знай)....

Познавательная викторина в старшей группе и подготовительной группах «Весёлый урожай»

Цель: создание условий для обобщения и систематизации знаний детей старшего дошкольного возраста. Задачи: - развивать творческие способности детей, активность, сообразительность, речь; - формиро...

Итоговое родительскоесобрание в 1 младшей группе

Итоговое родительское собрание в I младшей группе.          «Чему мы научились за год. Успехи нашей группы»....

Математическая викторина между воспитанниками группы №5 и группы №6

Данное развлечение прошло очень интересно.Ребята проявили все свои знания и умения....

Викторина в подготовительной группе «В гостях у сказки» Литературная викторина в подготовительной группе

Викторина в подготовительной группе «В гостях у сказки»Литературная викторина в подготовительной группе...