Статья для родителей " Поощрение как фактор активизации учебно - познавательной деятельности старших дошкольников
статья (старшая группа) на тему

Чукилева Евгения Викторовна

Поощрение как фактор активизации учебно-познавательной деятельности старших дошкольников.

Важным фактором активизации учебно-познавательной деятельности является поощрение. У ребенка еще мал опыт познавательной деятельности, недостаточно развиты учебные умения, не сформировано самосознание, слабы психические регуляторы деятельности. Воспитателю важно помнить о неустойчивости мотивов учения, особенно познавательных, у дошкольников, а это приводит к тому, что процесс формирования мотивов учебно-познавательной деятельности может замедлиться.

Положительные эмоции сопутствуют формированию познавательных действий. Поэтому ребенок-дошкольник постоянно нуждается в одобрении и признании. Американский психолог Э. Торндайк, сравнивая механизм действия поощрений и наказаний, приходит к выводу, что награды имеют тенденцию поддерживать и усиливать любую связь, ведущую к ним, что чувство удовлетворенности, которое вызывает поощрение, намного сильнее, чем чувство неудовлетворенности, вызванное наказанием.

Возрастные и психологические особенности дошкольников указывают на необходимость использования поощрений для достижения активизации учебного процесса. Поощрением не только оцениваются положительные результаты, видимые в настоящий момент, но и само по себе оно подталкивает, побуждает ребенка к дальнейшей плодотворной работе.

Мы считаем, что главный механизм поощрения как дидактического метода — оценочный. Этот механизм позволяет ребятам соотносить результаты своего труда с поставленной задачей. Оценочный механизм одобряет операции и действия учебно-познавательной деятельности детей, дает возможность предупредить ошибки, а также стимулирует дальнейший ход размышлений и поиск решений.

Важнейшим результатом применения поощрения как дидактического метода должно стать формирование потребности самой деятельности как высшей формы поощрения.

Таким образом, в поощрении заключается факт признания и оценка достижений ребенка, при необходимости — коррекция знаний, констатация настоящего успеха, стимулирующая к дальнейшим действиям. Поощрение развивает внимание, память, мышление, формирует познавательный интерес и т. д.

Применение поощрений должно идти от более простых к более сложным. Мы попытались систематизировать применяемые в саду виды поощрений. Все поощрения мы классифицировали по средствам выражения.

Мимические и пантомимические: аплодисменты детей; улыбка воспитателя; ласковый взгляд воспитателя; пожатие руки; воспитатель погладил по голове.

Словесные:

— Умница! Молодец!

— Вы сегодня хорошо поработали.

В конце занятия воспитатель называет фамилии детей, хорошо поработавших.

Материализованные: флажок на столе; значок «Самый внимательный» и т. п. ; солнышко на обложке тетради.

Деятельностные: познавательная игра; более сложное задание.

Эту классификацию мы реализовали на практике, поставив перед собой задачу выявить отношение детей к поощрениям.

Наибольшим успехом пользуется поощрение деятельностью — игрой. Несмотря на то, что учебная деятельность является ведущей в старшем дошкольном возрасте, игра занимает прочное место в их жизни, этим и объясняется предпочтение детьми этого вида поощрения.

Успехом у ребят пользуются поощрения, хорошо им знакомые, часто применяемые воспитателем: словесная благодарность родителям и материализованное поощрение — флажок на столе.

Пантомимическое поощрение, такое, как пожатие руки, ребятам совершенно незнакомо и не было принято ими, несмотря на то, что оно эмоционально располагает воспитателя и детей друг к другу.

Разное отношение к поощрениям у хорошо успевающих и посредственных дошкольников. Некоторые дети жаждут одобрения за каждый свой успех, за хороший результат.

Выбор поощрения зависит от личности самого ребёнка, от того, насколько сформирован у него познавательный интерес, от подготовленности ребенка к поощрению, от успеваемости детей, от работы воспитателя в этом направлении.

Успех от применения поощрения был налицо: у ребят повысилась познавательная активность и, кроме того, повысился познавательный интерес, им стал небезразличен конечный результат своей деятельности. У дошкольников повысилось внимание, а следовательно, улучшилась дисциплина на занятии, усилился контроль и самоконтроль, что привело к развитию нравственной сферы.

Деятельностное поощрение нужно применять индивидуально, избирательно, в зависимости от успеваемости ребенка. Использование деятельностного поощрения требует особой подготовительной работы воспитателя.

Таким образом, в результате успешного применения поощрений возрастает познавательная активность; постепенно увеличивается объем работы на занятии как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности; усиливается стремление к творческой активности, ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу. Улучшается и общий психологический климат в группе: дети не боятся ошибок, помогают друг другу.

Применение поощрений обязывает выполнять следующие требования:

— поощрение должно применяться в системе, объективно;

— наиболее эффективно использование двух или нескольких видов поощрений;

— учитывать индивидуальные возможности и развитие детей, их подготовленность;

— идти от занимательных поощрений, основанных на эмоциях, к сложным, наиболее эффективным формам поощрений — деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Личностные универсальные учебные действия старших дошкольников как один из факторов готовности к успешной деятельности в школе».

Проект на тему:«Личностные универсальные учебные действия старших дошкольников как один из факторов готовности к успешной деятельности  в школе»....

материал для изучения уровня активизации познавательного интереса старших дошкольников, основанный на методике"Таинственное письмо" Н.И. Гуткиной и адаптированный для дошкольников

материал для проведения диагностики в детьми старшего дошкольного возраста по изучению уровня активизации понавательного интереса. за основу взята методика "таинственное письмо", автор Н.И. Гуткина. Н...

материал для изучения уровня активизации познавательного интереса старших дошкольников, основанный на методике"Таинственное письмо" Н.И. Гуткиной и адаптированный для дошкольников

материал для проведения диагностики в детьми старшего дошкольного возраста по изучению уровня активизации понавательного интереса. за основу взята методика "таинственное письмо", автор Н.И. Гуткина. Н...

Методы и приемы активизации учебно-исследовательской деятельности дошкольников

Детская учебно-исследовательская практика по проведению наблюдений и экспериментов важна и ценна, но не способна охватывать и решать весь круг задач исследовательского обучения. Проведение исследовате...

Статья "Учебная деятельность старших дошкольников - всё индивидуально".

Статья посвящена предшкольной диагностике готовности детей к школе....

Методы и приемы активизации учебно-исследовательской деятельности дошкольников

Детская учебно-исследовательская практика по проведению наблюдений и экспериментов важна и ценна, но не способна охватывать и решать весь круг задач исследовательского обучения. Проведение исследовате...

Статья: "Здоровьесберегающие технологии как основной фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников"

Здоровье — одно из основополагающих условий полноценного и разностороннего развития детей. Здоровые дети — это фундамент нашего общества. И, именно взрослые должны привить детям привычку к...