Консультация для родителей "Вовремя заметить речевую проблему".
консультация по теме

Консультация посвящена широкому кругу родителей, дети которых не посещают дошкольное учреждение. Цель данной статьи привлечь внимание родителей к правильному звукопроизношению детей в возрасте от 3-х до 5-ти лет. Логопед советует вовремя заметить у ребёнка проблемы с речью , обратиться к специалисту, чтобы избежать их последствий в школьном обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zachem_nuzhen_logoped.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Логопед советует                                        Шемчук Н. В.

учитель-логопед

МБДОУ  «РОМАШКА»

Вовремя  заметить речевую проблему

Уважаемые родители!

Если Ваш ребёнок не посещает дошкольное учреждение - эта информация для Вас. На базе  дошкольного учреждения   работает Консультативный пункт, обратившись в который, Вы получите бесплатную квалифицированную помощь специалистов ДОУ: заведующей, старшего воспитателя, медицинской сестры, музыкального руководителя, учителя – логопеда.

Возможно, вы спросите: кто такие логопеды и самое главное, чем они занимаются? Многие считают, что логопеды те, кто учит правильно говорить букву «Р». Конечно, частично эти люди правы, но это далеко не всё, чем занимается логопед.

 Да, мы учим правильно произносить звуки (и не только «Р»), но вместе с этим мы развиваем связную речь, мелкую моторику, учим правильно обобщать предметы, различать на слух разные звуки.

 Возможно, вы спросите, а зачем это надо? Но ведь каждая мамочка и каждый папочка хочет, чтобы его ребёнок был самым лучшим и, конечно же, хорошо учился в школе. И если логопед вовремя не преодолеет все трудности, возникшие в детском саду, эти трудности будут преследовать его в школе.

Не умеет красиво и правильно рассказывать – трудно будет учить историю, географию, словом,  все те науки, которые требуют пересказа. Не умеет различать на слух звуки – возникнут трудности в русском языке. Будет путать буквы при письме, сложно будет научиться читать. Не развиты пальчики - трудно будет вообще научиться писать. Не  умеет обобщать – возникнут проблемы с мышлением, а значит и с математикой. И, конечно, если ребёнок не будет выговаривать все звуки нашего родного языка, у него неизбежно возникнут проблемы в общении, возникнут комплексы, которые помешают ему в  полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

На что же обратить внимание у своего ребёнка?

Если в 3-3,5 года

  • ребёнок произносит только отдельные слова и совсем не строит предложения;
  • в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения:
  • он не повторяёт за вами слова;
  • если вы совсем не понимаете его речь (при этом искажённое произношение шипящих и звонких согласных (Р, Л) является нормой);

Если в 4 года

  • у ребёнка очень скудный  словарный запас (в норме около 2000 слов);
  • не может запомнить четверостишье;
  • совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, всё ещё проблемы со «сложными» звуками - норма);

Если в 5-6 лет

  • всё  ещё есть проблемы со звукопроизношением, в том числе с сонорными согласными (звуками «Р» и «Л»);
  • ребёнок не способен описать своими словами сюжет на картинке;
  • допускает грубые ошибки при построении предложений.

Всё это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как логопед в детском саду.

 Для логопеда очень важно знать, как протекали беременность и роды  у мамочки, каковы были первые часы, дни и месяцы жизни малыша. Чем он болел, не было ли травм, не отягощена ли наследственность? Это не праздное любопытство. На основании сведений (анамнеза) ставится заключение, делается прогноз относительно дальнейшего речевого развития ребёнка. Мамочки же, боясь, что их ненаглядному чаду будет поставлен «страшный диагноз», всё это скрывают, либо приукрашивают. По их словам, - всё было прекрасно! А почему малыш свои первые слова сказал только в четыре года, они просто не знают. Но так не бывает! Если нет причин, нет и следствия. Речевые нарушения, - это следствие болезней, травм, операций, стрессов, нездоровой экологии. Что-то  «выбило» важное звено в общем и речевом развитии ребёнка! Отсюда – позднее появление речи, трудности в постановке звуков. Не зная источник бед, логопед не сможет правильно построить систему логопедической работы.

 Где искать помощь? Разумные мамы всё-таки отваживаются показать ребёнка специалистам (психоневрологу, невропатологу, логопеду) примерно в 5 лет. Поздновато, конечно, но хоть так! И тогда ребёнку ставят диагнозы: «стёртая дизартрия», «минимальная мозговая дисфункция», «общее недоразвитие речи». Мамы пребывают после этого в шоке. Смею заверить: это не конец света! Поэтапно все трудности будут преодолены. Такому ребёнку необходимо  РЕГУЛЯРНО заниматься слогопедом. Идеальный вариант – логопедические группы детского сада.  Другой путь – логопункт  при детском саде.  Помимо «кабинетных» упражнений и тренингов, на дом логопед будет давать дополнительные задания и рекомендации.

 Это общие советы. В остальном помощь должна быть адресная. Лучше, если её окажет специалист.  Постановка звуков у ребёнка тоже его прерогатива. При всей своей любви родители вряд ли в одиночку с ней справятся. Помните, - главная задача родителей, - вовремя заметить речевую проблему и решать её вместе со специалистами.

 И, напоследок, маленькая шутливая иллюстрация:

У Олеси всегда с буквой «Р» была беда:

Скажет «РАК» - выходит «ЛАК»,

Вместо «РОЖЬ» - выходит ЛОЖЬ».

Так вот, чтобы у вашего ребёнка не было такой беды или любой другой, связанной с речью и нужен логопед.  Он  обязательно Вам поможем! И помните, что Детство – это этап подготовки к будущей жизни.

 

                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

отчет учителя - логопеда на педсовете "Решение речевых проблем современных дошкольников в условиях ДОУ" 2017 год.

Динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. И наш детский сад - не исключение. В связи с...

Консультация для воспитателей: «Решение речевых проблем современных детей в условиях детского сада»

Современные дети – какие они? Почему они отличаются от детей – их сверстников, которые были несколько десятилетий тому назад. Причины этого – изменения в окружающем мире, как предмет...

«Решение речевых проблем современных детей в условиях детского сада»

Современные дети – какие они? Почему они отличаются от детей – их сверстников, которые были несколько десятилетий тому назад. Причины этого – изменения в окружающем мире, как предмет...

Статья на тему "О важности участия семьи в решении речевых проблем"

В статье освещается роль участия семьи для речевого развития ребенка....

Чек-лист речевых проблем дошкольников

Чек-лист речевых проблем дошкольников— Что должен уметь ребенок к пяти-семи годам? Можно ли составить чек-лист для детей разного возраста?— Возраст...

Статья на тему "Взаимодействие родителей и педагогов в решении речевых проблем"

В данной статье говориться о важности взаимодействия родителей и педагогов для помощи детям  с ОНР...

Решение речевых проблем детей через взаимодействие педагогов и родителей

Цель:Вступительное слово логопеда о специфике речевой группы и роли семьи в преодолении речевых нарушений.расширить контакт между педагогами-специалистами и родителями, выяснить проблемы родителе...