Пальчиковые игры и упражнения для дошкольников
консультация (старшая группа) на тему

Белякова Ульяна Николаевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry_i_uprazhneniya_dlya_doshkolnikov.docx150.12 КБ

Предварительный просмотр:

«Пальчиковые игры и упражнения для дошкольников»C:\Users\User\Desktop\работа\фоны\729509-35e9f4f5bb0cccc4.jpg

http://cdn-nus-5.pinme.ru/pin-upload-static/photos/359fc01387a9dbaf77121811e2f674d0_b.jpg

Движения пальцев рук исторически, в процессе эволюции человечества были тесным образом связаны с речью. Начальной формой общения первобытных людей была жестовая речь. При этом особенно велика роль руки, которая позволила путем указывающих, оборонительных, угрожающих, защитных и других движений развить первый «язык», с помощью которого люди объяснялись.

Значительно позже эти жестовые знаки стали комбинироваться с криками, возгласами. Прошло несколько тысячелетий, пока развилась речь с помощью слов, которая все равно до сих пор связана с жестами. С помощью них мы как бы усиливаем смысл сказанного или придаем нашей речи особую эмоциональность.

Все исследователи, изучавшие развитие психики детей, отмечают огромное стимулирующее влияние мелких движений руки. Недаром мышление у детей развивается от наглядно-действенного (при котором ребенок производит действия непосредственно с предметом и таким образом знакомится с ним, запуская процесс мышления) к наглядно-образному (при котором конкретный предмет заменяется образом, мысленным представлением), а затем к абстрактно-логическому (при котором ребенок может мысленно представить свои действия и их результат).

Мелкие движения пальцев рук у людей совершенствовались в процессе эволюции, когда люди выполняли руками все более тонкую, скоординированную и сложную работу. В связи с этим увеличивалась площадь двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге, т. е. развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Занятия с детьми должны проводиться систематически, желательно ежедневно, по 3-5 минут, в игровой форме. На начальном этапе многие движения могут выполняться детьми с трудом, пассивно, с помощью взрослого, а затем по мере тренировки дети переходят к самостоятельному их выполнению.

Пальчиковые упражнения направлены на совершенствование и тренировку мышц и сухожилий пальцев, лучезапястных суставов рук.

1. «Руки здороваются о - рукопожатие своих рук с поочередной сменой их положения: правая сверху, левая снизу, затем наоборот, левая сверху, правая снизу.

2. Сжимание (в кулак) и разжимание пальцев: ладонями вверх; ладонями вниз; поочередно правой и левой; обеих рук одновременно. Упражнения выполняются с нажимом, при сжимании - надавливание, которое надо удержать 2-3 секунды.

3. Пофаланговое сгибание пальцев - сначала поочередное на левой и правой руке, затем одновременно на обеих руках. На начальном этапе может потребоваться помощь (надавливание) другой руки, особенно при сгибании верхних фаланг.

4. «Крокодил» - собирание пальцев в щепотку, затем поочередное (на левой и правой руке) и одновременное (на обеих руках) открывание и закрывание ее, как пасти крокодила.

5. Вращение кистями рук в правую, затем в левую сторону.

6. Чередование положений кистей рук: ладонь -кулак - ребро ладони; положений пальцев: колечко - цепь - щепоть сначала каждой рукой по очереди, затем двумя одновременно.

7. Выгибание кистей - поднятие их вверх по очереди и одновременно.

8. Прогибание кистей - опускание их вниз по очереди и одновременно.

9. Чередование поднятия и опускания кистей обеих рук.

10. «Пальчики здороваются» - соприкосновение подушечек пальцев: поочередно все пальцы правой руки с ее большим; все пальцы левой руки с ее большим пальцем; одновременно на обеих руках. Соприкосновение проводится пружинисто, с надавливанием.

11. «Пальчики идут» - хождение по столу указательным и средним пальцами сначала одной, затем другой руки, одновременно обеих рук. Скорость движения меняется с медленного переставления пальцев (как бы крадучись) до быстрого, напоминающего бег ногами.

12. Постукивания по столу пальцами одной, затем другой руки и одновременно двумя руками, начиная с большого и начиная с мизинца.

13. «Черепица» - пальцы накладываются друг на друга поочередно на каждой руке и одновременно на обеих руках.

14. «Щелчки» - поочередное отталкивание всех пальцев от большого пальца на каждой руке, затем одновременно на обеих руках.

15. Поочередное сгибание и разгибание пальцев в кулак, начиная с большого пальца, затем начиная с мизинца; на одной руке, на другой руке и одновременно на обеих.

16. «Лепестки цветка» - пружинистое выпрямление не соприкасающихся друг с другом пальцев, на одной и другой руке поочередно, затем одновременно на обеих руках, соединив ладони вместе.

17. «Замок» - складывание ладоней, переплетение пальцев с надавливанием; с вращением влево -вправо, не размыкая пальцев; с наклонами кистей влево - вправо; с разворачиванием сомкнутых ладоней к себе и от себя; с поднятием и опусканием пальцев, не отводя ладоней друг от друга.

18. Имитация мытья рук с поочередным их поглаживанием, потиранием ладоней.

19. «Ножницы» - отведение большого пальца от остальных, соединенных вместе; поднятие вверх указательного пальца от остальных, соединенных вместе; поднятие соединенных вместе указательного и среднего пальцев от соединенных вместе безымянного и мизинца. Сначала упражнение выполняется на одной и другой руке по очереди, затем обеими руками одновременно.

20. «Плавники» - сомкнутые ладони с напряжением наклоняются вправо - влево, вперед - назад; разведение пальцев, не размыкая запястий  (ладони смотрят вперед - от себя; затем вверх); имитация плавания (движения ладоней по волнистой линии).

21. «Фонарики» - вращение поднятых вверх кистей рук влево - вправо, по кругу одной и другой рукой по очереди, затем двумя руками одновременно.

22. Поочередное поднимание пальцев со стола на одной и другой руке по очереди, одновременно на обеих руках.

23. Имитация игры на пианино.

24. Разведение и сведение пальцев, лежащих на столе.

25. «Голы» - забивание шариков в «ворота» из строительного материала, поочередно каждым пальцем на одной и другой руке, одновременно на обеих руках.

26. Встряхивание расслабленных рук, поочередное и одновременное.

Пальчиковые игры представляют собой разнообразные действия отдельными пальцами и руками в целом. Одни из них пришли к нам из прошлых времён и относились к развлечениям матерей со своими маленькими детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Авторские пальчиковые игры и упражнения в коррекции фонематических компонентов речи у старших дошкольников"

Данный вид авторских пальчиковых игр и упражнений заинтересовывает детей, побуждает их проявлять такие качества как: самостоятельность, активность, упорство, творчество. Благодаря этим играм и у...

Пальчиковые игры и упражнения для развития дошкольников

Тренинг-консультация для воспитателей....

Тренинг-консультация для воспитателей "Пальчиковые игры и упражнения для развития дошкольников".

Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирова...

Тренинг-консультация для воспитателей Пальчиковые игры и упражнения для развития дошкольников

В помощь воспитателям  представлен материал- пальчиковые игры, для развития мелкой моторики рук, в стихотворной форме. Можно использовать на занятиях, физ.паузах и т.д....

Тренинг-консультация для воспитателей. Пальчиковые игры и упражнения для развития дошкольников.

Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирова...

Консультация для родителей дошкольников "Пальчиковые игры и упражнения"

Консультация для родителей дошкольников "Пальчиковые игры и упражнения"Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали популярны в наши дни? И почему в последние 5-10 лет уровень речевого разв...

Картотека "Логоритмические песенки для запуска речи"_"Дыхательные упражнения_"Скороговорки-чистоговорки"_Музыльно-ритмические игры упражнения_Пальчиковые игры_Артикуляционые упражнения

Картотека содержит в себе пособия по здововьесберегающему направению и материалы по эмоциональному развитию и воспириятию музыки, логоритмические  песенки для запуска речи,  пальчиковую гимн...