Нужно ли готовить ребенка к школе!
консультация (подготовительная группа) по теме

Хорошева Мария Павловна
Нужно ли готовить ребенка к школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нужно ли готовить ребенка к школе, обучая его элементам письма?

Формирование навыка письма - это сложнейший и длительный биологический процесс.

Функционально ребенок дошкольного возраста к этому сложнейшему виду деятельности не готов. Не готовы механизмы произвольной регуляции деятельности, которые лежат в основе письма. Еще не сформированы мелкие мышцы кисти, не произошло окостенение костей запястья. Не готовы механизмы нервно-мышечной регуляции.

Более того, он оказывается не готов к письму в шесть, в семь и даже в восемь лет. Даже этот возраст является периодом функциональной незрелости для освоения навыка письма. Но это не значит, что письму нельзя учить. Но учить нужно, учитывая функциональные и психологические особенности ребенка. А что это значит?

∙ Во-первых, нужно усвоить важное правило: нельзя торопиться с обучением и нельзя ставить перед собой задачу быстро сформировать навык. Обучение письму - процесс длительный.

∙ Во-вторых, для того чтобы начинать собственно обучение курсивному письму, или письму с использованием так называемых `письменных` букв, нужен достаточно длительный период подготовки.

Прежде чем перейти к курсивному письму, ребенок должен научиться писать ровную линию, прямую линию, наклонную линию, овалы. Он должен научиться работать в строке. (Причем, чем меньше строка, тем больше времени на это понадобится.) Должен научиться зрительно дифференцировать элементы печатных букв.

В педагогической литературе мы часто встречаем советы: тренируйте у детей мышечное чувство, и у них не будет сложностей при обучении письму. Но ведь это игнорирование законов физиологии! До 9 лет мышечное чувство, или, как физиологи говорят, кинестетический контроль, еще не сформирован. Функцию контроля выполняет только зрение. Поэтому вы можете тренировать руку хоть до семи потов - это не даст желаемых результатов.

Утверждение, что чем больше ребенок выполняет технических упражнений, например, много штрихует, тем легче ему потом научиться писать, совершенно ложное утверждение.

К письму в гораздо большей степени готовит развитие таких навыков, как зрительно-пространственный анализ, зрительно-моторные координации. С точки зрения формирования навыка письма умение скопировать иероглиф для ребенка пяти-шести лет гораздо важнее, чем умение писать курсивные элементы.

Подготовка руки ребенка к письму.

Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу. Захват погремушки, игры с пальчиками малыша, массаж кончиков пальцев, рисование каракулей, лепка из пластилина, глины, теста и многое другое поможет будущему ученику научиться красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций.

Важно сразу научить ребенка правильно держать пишущий предмет. Это, как показывает практика, остается без должного внимания взрослых. Ребенок закрепляет неточный навык обращения с пишущим предметом во время рисования, письма печатными буквами, штриховки. Казалось бы, пусть пишет, как ему удобно, но правила пользования пишущим предметом разрабатывались недаром: в них учитываются правильная посадка, сохранение зрения, развитие определенных мышц руки, способных выдержать максимальную нагрузку сегодня и в будущем. Ребенка, научившегося неправильно держать ручку, очень трудно переучить.

А как же правильно?

При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным, большой палец расположен несколько выше указательного; опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5-2 см. Конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается. Далее следует понаблюдать за тем, как ребенок пишет, и решить, правильно ли он выполняет это действие.

Можно использовать такой методический прием. Поменяйтесь с ребенком ролями. Пусть он руководит вашими действиями, подсказывая, если вы что-то делаете не так. Этот прием концентрирует внимание на элементах выполняемой работы и более эффективно организует научение. Затем ребенок действует самостоятельно. Подсказка должна быть минимальной и постепенно сводиться «на нет».

Контроль навыка письма у ребенка желательно провести до того, как ему исполнится четыре года, чтобы иметь запас времени для исправления неправильного навыка перед поступлением в школу. Заниматься шестилетний ребенок может не более двадцати минут.

Как распознать неправильный навык?

О неправильном навыке письма говорят следующие детали:

∙ Неправильное положение пальцев: ребенок держит пишущий предмет `щепотью`, `горсточкой`, в кулаке, большой палец ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце.

∙ Ребенок держит ручку слишком близко к ее нижнему кончику или слишком далеко от него.

∙ Верхний кончик ручки направлен в сторону или от себя.

∙ Кисть жестко фиксирована.

∙ Слишком сильный или слабый нажим при письме и рисовании.

Вас должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании и закрашивании. В этом случае малыш не умеет изменять направление линии при помощи пальцев.

Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, то это может свидетельствовать о жесткой фиксации кисти руки. Это можно проверить, предложив нарисовать одним движением окружность диаметром 3-4 сантиметра (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку или поворачивая лист.

Как исправить.

Для исправления неправильного навыка письма можно воспользоваться следующими приемами.

∙ На верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке.

∙ Нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец.

∙ Если жестко фиксирована рука, то может помочь обведение или рисование крупных фигур, размером в треть альбомного листа, без отрыва руки.

∙ Если к школе ваш ребенок долго застегивает пуговицы, не умеет завязывать шнурки, часто роняет что-либо из рук, вам следует обратить внимание на сформированность навыка письма.

Как развить мелкую мускулатуру руки ребенка.

∙ Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, мять паралоновые шарики, губку.

∙ Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.

∙ Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.

∙ Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.

Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках и шнурках.

∙ Заводить будильник, игрушки ключиком.

∙ Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой и т.д.

∙ Резать ножницами.

∙ Конструировать из бумаги (оригами), шить, вышивать, вязать.

∙ Делать пальчиковую гимнастику.

∙ Рисовать узоры по клеточкам в тетради.

∙ Заниматься на домашнем стадионе и снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина и другие).

Успехов Вам, уважаемые взрослые, в ответственном деле - подготовке ребенка к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему теперь нужно готовить ребенка к школе, на сколько сегодня это важно и действительно ли нужно?

Мы живём в такое время, когда образовательная система предъявляет очень высокие требования к будущим первоклассникам. Сейчас уже недостаточно снабдить ребёнка букварем, ручкой и линейкой - он должен б...

Нужно ли готовить ребенка к школе.

Сейчамс родители готовят своих детей к школе с самого раннего возраста. Нужно ли это или у детей должно быть детство....

Как не нужно готовить ребенка к школе

Советы родителям по подготовке детей к школе...

Нужно ли готовить ребенка к школе заранее?

Не правы те родители, которые боятся перегрузки детского ума. Не правы и те, которые загромождают детское сознание большим количеством разрозненн...

Консультация для родителей «Как нужно готовить ребенка к школе»

Консультация для родителей «Как нужно готовить ребенка к школе»...

Статья "Нужно ли готовить ребенка к школе?"

Особенности подготовки к школе дошкольников....